• Авторизация


Древнерусская славянская мифология 27-06-2008 17:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.

Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения  сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер,
у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун . Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого
некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами;
такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса.
Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен
дальнейшую разработку, новые, более определенные
и более причудливые формы. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы,
плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом.
С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков.  Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце;
страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом.

Славянская мифология характерна тем, что она - всеобъемлюща и представляет собою не отдельную область народного представления о мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение даже в быту - будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь, сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и русалок) или забытое отождествление (например, языческого Перуна с христианским святым Ильей). Поэтому, практически уничтоженная на уровне текстов до XI века, она продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
egodram 27-06-2008-17:54 удалить
а какой у текста источник? просто есть парочка замечаний: святой илья отождествлялся с даждьбогом, а тексты до XI века никто уничтожить не мог, т.к. их почти не было. у славян миф неотделим от фольклора (от этого вход мифа в быт) а следовательно передавался всегда только устно. разумеется не берутся в расчёт реминисценции которые можно найти в летописных памятниках.
undomestic_cat 27-06-2008-18:10 удалить
egodram, очень интересные замечания, а вот почему то про отождествление Ильи с Даждьбогом - прошло мимо меня
egodram 27-06-2008-18:54 удалить
undomestic_cat, ну может быть мы о разных личностях сейчас говорим. дело в том что при жизни легендарного илью муромца считали "аватаром" (земным воплощением) даждьбога, это прослеживается в большинстве ранних былин о нём, после чего он был канонизирован как святой илия муромский. может у вас идёт речь о другом илье, например о ветхозаветном пророке, хотя тут другой вопрос - чего у него общего с перуном?
undomestic_cat 29-06-2008-01:17 удалить
egodram, да - согласна, я почему то подумала о ветхозаветном спасибо - очень интересные данные


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древнерусская славянская мифология | Русь_изначальная - История земли нашей | Лента друзей Русь_изначальная / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»