цитата с http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post78763952/
АСПИД (ДЕМОН)
По поверьям древних, Аспид - это чудовищный крылатый змей,
который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и
горят-переливаются, словно самоцветные камни.
По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен.
Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».
В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит.
Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом,
лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень.
Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска -
чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву змееголовую,
которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая
- трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.
Славянские мифы
Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух:
летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид,
и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит,
того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть.
Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник,
которого пригласили на совет, только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты?
Они только против стрел хороши, а гореть будут, как дрова.
Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне три дня и три ночи,
а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу.
Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов.
Молчали боги. Никто не верил, что возможно спастись от Аспида!
Жрецы на черном капище уже вострить ножи начали,
кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб
и сто железных клещей.
И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей.
Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму,
обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями.
На дне в железном чане разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие.
А сам волхв с силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид.
Завидев вдали селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг...
из-под земли громко, оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая:
боится Аспид только гласу трубного.
И тут уж теряет он всякий разум и готов на все,
чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать.
Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами,
сел на них и ну совать голову в щель.
А оттуда раскаленные щипцы высунулись -
и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья.
Одни щипцы остынут - помощники обаянника накаляют другие.
И снова и снова...
Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги:
Аспид никогда не сядет на голую землю - только на камень.
Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.