• Авторизация


Псков 28-31.07.2006 06-09-2006 18:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


...
[595x446]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (64): вперёд» последняя»
ntonSH 06-09-2006-18:53 удалить
Церковь Анастасии Римлянки «В кузнецах». 1539 г. — XIX в


Впервые церковь Анастасии в Полонище, на Кузнецкой улице была поставлена в 1488 г; она была «обетной» однодневкой и находилась в центральной части Полонища, недалеко от Трупеховских ворот в стене 1374-1375 гг, недалеко от Торга, доходившего до Трупеховки (И. К. Лабутина).

По преданию, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, носивших имя Анастасии.

Настоящая церковь построена в 1539 г. Это крупный памятник псковского зодчества, большая приходская церковь. Она полностью, всеми своими объемами установлена на мощный сводчатый подклетный этаж, т.е. ее можно рассматривать как двухъярусную.

Четверик храма четырехстолпный, трехапсидный, имеет одну главу со световым барабаном на повышенных подпружных арках. Северный придел 1639 г., с юга пристроена ризничная палатка, закрытая галерея, включающая в себя притвор и подходящая к приделам.

Притвор и ярусная колокольня, скатные кровли, — перестройки 1819–1827 гг., с ориентацией на стиль классицизма.

Церковь Анастасии РимлянкиФасады четверика и придела членятся лопатками, апсиды и завершение барабана декорированы бегунцом и поребриком, проемы барабана — бровками.

Несмотря на все переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство былого интерьера. В 16 в. это была одна из красивейших церквей Пскова (Ю. П. Спегальский).

После передачи епархии можно надеяться на возрождение былого великолепия храма, стоящего в историческом центре Пскова — и в сегодняшнем его административном центре.
[595x446]
BorisMoris 06-09-2006-22:27 удалить
Все молодые и уже зрелые, наверное, самое лучшее время настало:) сказал не совсем то, что подумал, но зато так лучше...
ntonSH 07-09-2006-11:58 удалить
Церковь Вознесения (новое) 1373–1375 гг. — XIX в.

Церковь Вознесения (новое) Основание монастыря восходит к 14 веку и связано с именем известного князя Евстафия и его семьи. Определение «Новое» дано в соотношении с более ранним Старовознесенским монастырем. В 18 веке церковь стала приходской, а затем была приписана к Анастасиевской.

В архитектуре храма заметны позднейшие перестройки (17, 19 вв.).

В 1830 г. был разобран придел Божией Матери Одигитрии с апсидой, — в результате нынешний четверик: двухапсидный, с притвором, северной палаткой и трехстолпной звонницей на отдельном объеме, с подклетом, — все это образует живописно уравновешенную композицию на невысоком холме.

Интересно, что первоначальный план этого небольшого монастырского храмика с изящной звонницей принципиально не отличался от планировки богатых кончанских храмов типа Богоявления с Запсковья.

Расположение монастыря (не во внутреннем дворике мэрии, как сейчас), а на «Новом Кресте», где пересекались знаменитые Романиха и Новая улица, имело важное градообразующее значение.

Ныне храм используется как фондохранилище музея.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-12:01 удалить
Церковь Василия на Горке, 1413 г.

Церковь Василия на Горке - единственный сохранившийся до настоящего времени храм архитектуры начала 15 века, времени расцвета Псковской вечевой республики.

Храм Василия Великого был поставлен близ стены Среднего города (ныне утраченной) еще в 14 веке; в летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. При нем был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г.

Церковь Василия на ГоркеВ 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок.

«Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить», — писал Ю. П. Спегальский в 1963 г. С того времени изучение храма несколько продвинулось, но час реставрации красивейшего из псковских храмов все еще не пробил…

Церковь Василия на Горке, 1413 г.Основной объем одноглавого храма, возможно, был покрыт позакомарно; нынешнее четырехскатное покрытие, безусловно, грубо искажает его завершение. Поставленный на подклет, храм имел двухъярусную галерею и придел с севера (Св. Алексея). Трудно допустить, чтобы храм… очень богатый по композиции, не имел второго придела… Западная часть совершенно искажена, к ней в 18 веке пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница» (Ю. П. Спегальский).

«псковское ожерелье»Интерьер храма — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками.

Великолепны пропорции церкви, чудом не утратили «псковское ожерелье» («поребрик — бегунок — поребрик»), барабан и апсиды; изумительна «вписанность» храма в пейзаж, — точно он вырос, как творение самой природы, на этом живописном холме.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-12:03 удалить
Церковь Николы со Усохи. 1536 г.

Кончанский храм древнего Опоцкого конца (т.е. района города). Впервые был построен в 1371 г., в 1536 г., после пожара, был возведен заново. «В то время это было второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с 16 века» (Ю. П. Спегальский).

Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца.

Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки 17–19 вв. значительно исказили облик храма.

Реставрация 1946 –1974 гг. (архитекторы — Ю. П. Спегальский, В. А. Лебедева, Б. С. Скобельцын) вернула памятнику древние формы одного из самых значительных памятников псковского церковного зодчества 16 в.

Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго–востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, — и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, — отсюда и название часовни.

В интерьере храма — высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. В люнетах — голосники — керамические сосуды, вставленные в стены для облегчения кладки и улучшения акустики и создающие особый, светотеневой орнамент. В вышине купола недавно чудесным образом проявились фрески.

По характеру декора: лопатки, «поребрик — бегунец — поребрик», «бровки», валиковые разводы на апсидах, также украшенных «псковским ожерельем», — это подчеркнуто псковский храм, с сознательным отношением к своей исторической традиции, и вместе с тем — он неповторим (часовня, изящная двухпролетная звонничка на северной стене, компоновка форм).

Блистательный образец псковской школы 16 века, храм создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города.

С другой стороны, живописная композиция Никольской церкви перекликалась с храмами Василия на горке и Одигитрии на Печерском подворье, соединенными прихотливо изогнутой, уютной улочкой Враговкой.

Ныне храм мощно выступает всеми своими апсидами на улицу Советскую (бывшую Великую) и хранится музейно.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-12:10 удалить
Церковь Богоматери Одигитрии XVI в.

На берегу реки Великой между Плоской улицей, ныне Профсоюзной, и Мстиславской башней Среднего города в начале XVI в. было основано псковское подворье Печорского монастыря. Здесь, в 1537 г. сооружена каменная церковь Одигитрии.

Церковь выстроена в 1683–1685 гг. на месте сгоревшего храма.

В древности здесь пролегала замечательная, богатая поворотами и ракурсами улица Враговка, объединяя красивейшие церкви: Василия на горке, Николы со Усохи, Одигитрию. «Печерское подворье в 16–17 веках… украшали еще храмы Петра и Павла, и Иоанна Предтечи, а также каменные палаты, возведенные над въездными воротами и посреди подворья» (Ю. П. Спегальский).

От Великой, «у западной стороны Пскова располагались наиболее красивые архитектурные комплексы… Здесь был поставлен Княжий двор,… здесь стояли подворья Спасо-Елеазаровского и Псково-Печерского монастырей, «Красный двор» с церковью Пантелеймона и ряд церквей. В 17 веке в этот передний ряд были внесены новые здания, украсившие панораму. Наиболее выдающимся из них являлся храм Одигитрии на Печерском подворье, ставший здесь, после Троицкого собора, пожалуй, наиболее сильным архитектурным акцентом… (Ю. П. Спегальский)

Огромный купол ее главы, покрытой блестящей поливной черепицей, золоченые кресты 5 глав четверика и 9 глав колокольни воспринимались отовсюду… Церковь Одигитрии звучала необыкновенно ярким, мажорным пятном, придававшим более праздничный характер всей картине города.

Церковь Богоматери Одигитрии XVI в. Верх колокольни с девятью главами был скомпонован по подобию центрального столпа храма Василия Блаженного в Москве, (который, как известно, построили псковичи).

Стены колокольни были украшены поясами из зеленых изразцов, перекликавшимися с изразцами на барабане главы и крестами самых разнообразных видов.

Входящего на подворье храм ошеломлял сочетанием ярко–желтой охры стен с зелеными изразцовыми крестами, причудливыми бочками фасадных завершений, величиной главного купола и тринадцатью дополнительными главками с золочеными крестами и нарядной поливной черепицей.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-12:15 удалить
Ну это - Борис, стопудово!
Из разруш. ц. Николы с гребли, к. 14 в.
[468x624]
ntonSH 07-09-2006-12:18 удалить
ц Федора Стратилата 1272, 1385
[468x624]
ntonSH 07-09-2006-12:24 удалить
Довмонтов город был сосредоточием церковно-государственного управления Псковской земли. Его ансамбль не имеет прямых аналогов на Руси. Восемнадцать церковных престолов предстательствовали перед Святой Троицей за 6 городских концов и 12 пригородов, были культовым символом Пскова. Довмонтов город был еще и некрополем, где самые заслуженные из псковитян находили себе упокоение.

Довмонтов город«Домантова стена» - название стены возникло после смерти князя - второе кольцо каменных стен Псковской крепости, примыкающее с юга к Детинцу-Кремлю и защищавшее в XIII в. часть бывшего городского посада.

С XIV века — это единственное в древней Руси градообразование, центр церковного и административного самоуправления Пскова и Псковской земли.

На территории 1,5 га здесь сооружаются одна за другой церкви: в 1268 г. — церковь св. Тимофея Гаазкого, небесного покровителя князя, в 1269 — церковь Георгия, по случаю победы над немцами в 1267 году, в день памяти святого; затем, в 1272 г. — церковь в память Федора Стратилата, также после победы. Еще с XII века в Довмонтовом городе возвышался храм Дмитрия Солунского, а 14 в. появились: храм Николы с Гребли, Кирилла с Гребли (легенда утверждает, что здесь был погребен великий псковский зодчий, автор третьего Троицкого собора — мастер Кирилл). В том же веке возникли храмы Рождества Христова, Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа и другие.
[624x107]
ntonSH 07-09-2006-12:28 удалить
В XVII - XVIII вв. многие церкви были разобраны. По приказу Петра I в начале 18 века в восточной части Довмонтова города была возведена т.н. Рождественская батарея, где оказались засыпанными до уровня сводов три храма с фресками 14 века.
ц Рождества христова 1388
ц Покрова богородицы 1352, 1398
ц Сошествия св духа 1383
[624x142]
ntonSH 07-09-2006-13:58 удалить
Власьевская башня входила в систему оборонительных сооружений Среднего города и упоминается в летописи в XV – XVI веках.

Через башню проходили проездные ворота с плавучего моста в центральную часть города на торговую площадь. Через нее осуществлялся контроль за всеми прибывающими в город со стороны Завеличья. Название происходит от церкви Власия от Торгу, которая стояла рядом.
[468x624]
ntonSH 07-09-2006-14:00 удалить
"Рождественская батарея"
[468x624]
ntonSH 07-09-2006-14:06 удалить
Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, - особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы. Собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород - Домом св. Софии, а Изборск - святителя Николая. Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма на том же, установленном в глубокой древности месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, - в те времена местная школа зодчества еще не сложилась.

Меч Довмонта - ТимофеяПеред Троицким собором находилась вечевая площадь - центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св. Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: "Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!" - именно так псковичи формулировали свою патриотическую идею.

Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скрепленные "крестным целованием" - клятвой на кресте, грамоты хранились в соборе. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.

В 1365 году было построено новое каменное здание собора, - на этот раз строительной артелью псковских мастеров, в полной мере овладевших искусством храмостроения. Храм был сооружен из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами - во образ Святой Троицы. Предположительно, стены собора были расписаны фресками. С 1589 года при соборе была учреждена епископская кафедра.

Колокольня Троицкого собораНыне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.

Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведет крыльцо с широкой лестницей.

Иконостас Троицкого собораВнутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов - виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине XVIII века.

Чтимая святыня храма - рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца. Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.

Благовещенский соборРядом с Троицким собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г.

В XVIII веке рядом с Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне представляет собой единый ансамбль с главным храмом города.

В конце 20-х годов XX века Свято-Троицкий собор был закрыт и в нем был устроен музей истории религии и атеизма. Богослужения возобновлены в августе 1941 года с приходом в Псков Православной миссии из Риги. В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе - Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем - Серафимовский.
[468x624]
ntonSH 07-09-2006-14:12 удалить
Часовая или Троицкая башня

Рядом с главными воротами Крома стояла Троицкая башня, которая именовалась также Часовой. На башне помещались городские часы. В ХV веке Кремль был окружен кольцом каменных крепостных стен с башнями. Кроме уже описанных Смердьей, Кутекромы, Снетовой и Середней башен, в описях 1644, 1655, 1699 гг. говорится о Троицкой (Часовой) башне: - «... и над теми Троицкими вороты сделана наугольная круглая башня.., да на той же башне сделаны городовые часы». Но через 25-26 лет в описях упоминается только 4 башни в Кремле.

С 1988 года в Кремле завершено восстановление контура стен, восстановлена часовая башня с Троицкими воротами.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-14:14 удалить
Башня князя Довмонта или Смердья башня.

Название Смердья происходит от слова смерд, хо­лоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь. В XII веке в Персях со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор.

В "Житии князя Всеволода-Гавриила" рассказывается, что при перенесении мощей святого князя в Троицкий собор рака встала неподвижно, нежелая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явил­ся во сне одному псковичу и сказал: "Не хочу идти в те врата, которые зовутся Смердьими. Но скажи снова князю, и посадникам, и всему священному собору, чтобы пробили врата от реки Псковы, и через них пронесут мощи мои в церковь святой Троицы". Так были построены новые ворота.

Довмонтова башняУ Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердий захаб. В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли.

Средневековая Смердья башня; была больше и внушительней, а современная башня построена вместо древней; по проекту архитектора К. Тона в 1866 году во время реставрации Кремля. Вместо круглой псковской башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков. На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий русского воина.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-14:15 удалить
Башня Кутекрома

Обойдя собор с запада, пройдем на север вдоль западной стены Крома до его угловой башни. Это - кут (угол) Крома. Поэтому башня так и называется — Кутекрома (это звание появилось в очень позднее время при неправильном прочтении текста в летописи).

Псковичи возвели ее в камне впервые в 1400 году, через семь лет после строительства каменных персей. Одновременно с Кутекромой в камне отстроили башню «на Радчине всходе» на восточной стене крепости и всю стену детинца вдоль Великой от Кутекромы до персей, как сообщает летописец. Эта стена сохранилась, но не в первоначальном виде. Ее утолстили и повысили в середине XV или в XVI веке. Недавно ее отреставрировали. По верху стены идет боевая площадка с широкими зубцами, между которыми устроены узкие бойницы. От дождя и снега воинов в древности защищала деревянная кровля.

Бастион над Кутним костром назывался Красной батареей. В начале XIX века на развалинах башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать А. С. Пушкин. Мес­то так и называлось Пушкинская бе­седка.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-14:16 удалить
Средняя башня (Снетная)Две стены Крома, идущие вдоль рек, сомкнулись над устьем Псковы; третья стена их соединяет. Она идет от реки до реки. Эта стена была преступной (здесь легче было идти на приступ) и именовалась Персями (что означало "грудь"), или Першами. В местах перелома стен стоят башни: Смердья - над Великой; Троицкая - над Псковой. (Обе по краям Персей.) Третья башня - "Кутний костер", за которой закрепилось имя Кутекромы. Четвертая - Средняя башня - стоит над Псковой, между двумя крайними. Она называлась еще Снетной. В Крому никто не жил. Ночью он охранялся сторожевыми собаками, еда коим хранилась в Средней башне. В ней сберегалась снеть "собакам на ядь", то есть корм для собак, которые охраняли примыкающую часть Крома.

Здесь стояли клети с городскими запасами продовольствия, товаром, оружием и прочим достоянием республики. Проникновение в Кром, не говоря уж о краже, каралось смертию.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-14:19 удалить
Башня Плоская завершает участок стены, спускающийся от Кутекромы к устью реки Псковы. Напротив, уже на Запсковье, псковичи построили Высокую или Воскресенскую башню.

Между башнями в 1500 году поставили стену с водобежными воротами, закрывающими вход в реку, так называемыми Нижними решетками потому что выше по течению и были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-14:21 удалить
Высокая башня находится на запсковье. Река Пскова отделяет ее от Плоской башни.

Между башнями в 1500 году поставили стену с водобежными воротами, закрывающими вход в реку, так называемыми Нижними решетками потому что выше по течению и были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны.
[595x446]
ntonSH 07-09-2006-14:27 удалить
Церковь Косьмы и Дамияна с Примостья 1463 г. - XIX в.

Примостье — место у старого Троицкого моста через Пскову, — венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», т.е. на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей — ныне Леона Поземского).

Вначале здесь стоял деревянный храм, сгоревший в 1462 г. Затем на его месте появился каменный храм во имя святых врачей бессеребряников и кузнецов Козьмы и Дамиана — по заказу князя Владимира Андреевича и посадника Зиновия Михайловича и при участии всех «суседий Богоявленского конца».

В 1507 г. в одном из приделов взорвался порох.

Храм и его окружение восстанавливалось и перестраивалось, сохранив до нашего времени масштаб кончанского ансамбля, важнейшего на Запсковье.

Крупный, одноглавый, трехапсидный храм с восьмискатным покрытием. Южный придел Св. Саввы (1640 г.), северный — Св. Митрофания Воронежского (1833 г.). Интерьер четырехстолпный, с пониженными подпружными арками. С восточной стороны удивительны две прямоугольные апсиды, примыкающие к центральной, полукруглой (такой вариант есть только в церкви Успения Богородицы в Мелётове, 1461 г.) Интересно также использование пяти декоративных арочек на апсиде вместо традиционных четырех. Остальные украшения («поребрик — бегунок — поребрик») — типичны для Пскова.

Комплекс Примостья включает в себя массивный объем с юга — палату на подклете, поставленную на углу перекрестка и делившую людской поток: налево — по улице Званице, направо — по Козьмодемьянской.

Во втором этаже палаты помещалась чудная двустолпная церковь: небольшой квадратный храмик перекрыт системой коробовых сводов. В этом оригинальном интерьере по новизне и необычности ощущения приближающемся к монастырским трапезным, алтарь архитектурно не выделен и отмечался только иконостасом. «Ни в одной звоннице Псковской земли признаков культовых помещений не обнаружено!» (Вл. В. Седов)

Сама церковь служила основанием для огромной, многопролетной звонницы, ныне утраченной, — к великому сожалению: ибо ее сквозные легкие пролеты, контрастируя с тяжелой массой нижних этажей, создавали необходимый художественный эффект.

Ворота буя Козьмодемьянской церкви, дошедшие до нас не вполне в первоначальном виде, по–псковски колоритны.

В целом «церковь с палаткой под звонницу, оградой, воротами — образует один из лучших ансамблей города, сопоставимый через Пскову с Кромом» (А. И. Комеч).

Приходится сожалеть, что этот импозантный, масштабный по замыслу и исполнению культовый центр Запсковья до сих пор используется не по назначению.
[624x310]
ntonSH 07-09-2006-14:29 удалить
Плоская башня, б. Кутекрома, Троицкий собор
[595x446]


Комментарии (64): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Псков 28-31.07.2006 | ntonSH - Дневник ntonSH | Лента друзей ntonSH / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»