[374x450]
Мой любимый художник.
Михаил Александрович Врубель.
Страшно люблю людей с трагедией в крови.
[356x450]
Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. Картина писалась в пору творческого подъема и спокойной уверенности в своих силах. Все это должно было отразиться в ней, а сама она была призвана стать гимном свободе и красоте. Сказались в этой попытке и новые идеи и веяния, начавшие тогда проникать в Россию. Новейшим кумирам готовилось торжественное поклонение. Только что появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше (в которых еще никто не услышал отзвук гениальных антиномий Достоевского), Врубель с увлечением читал их. Становилась модной и драматургия Ибсена, как бы адаптирующего эти идеи для интеллигентской публики. Врубель страстно взялся за работу, но, в конце концов, оставил ее. Причины последнего не до конца ясны. Возможно, это произошло из-за того, что на картине "нечувствительно" материализовывался не совсем тот образ, который придумал художник. При всем стремлении к свободе этот образ художника связан с настроениями "гибельности" и обреченности.
[550x196]
"Запойная" работа (по 17 часов в сутки) Врубеля над этим полотном совпала со все более отчетливо проявлявшимися симптомами грозной болезни. Современница художника вспоминала позже: "Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке (чувственность, страсть к красоте), что люди считают долгом отвергать из-за христианских идей". Как видим, в основе работы вновь лежало типично ницшеанское отношение к жизни. Врубеля томило творческое беспокойство: картина уже висела на выставке "Мира искусства", но художник, каждое утро приходивший в зал с кистями, все менял и менял лицо Демона. Оно "становилось все страшнее и страшнее, - свидетельствовал А. Бенуа, - мучительнее и мучительнее, его (Демона) поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое..." Врубель называл свое творение не иначе как "гЪопе", настаивая тем самым на его сакральном характере.
[550x210]
[326x450]