• Авторизация


"Внешний сценарий" 02-04-2008 11:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


После выхода «Диспетчера атаки» в «Навигаторе» я получил несколько писем с вопросом – в есть ли собственно прописанный текст «Внешнего сценария», на который ссылаются герои повести? Да, небольшой черновик, описывающий основные положения долгосрочной информационной войны был. Я не решился публиковать его тогда в журнале и отсылал его по почте только тем, кто реально хотел почитать.
Позже, выложив на сайте самую первую версию «Диспетчера атаки», я тем самым опубликовал эти наброски, но, думаю, добрались до них разве что самые любопытные мои читатели.

Наблюдая нынешний разгул СМИ и применения политтехнологий и медиа в деле массового оболванивания и манипулирования обществом, я понимаю, что многое прописанное в тексте «Сценария» выглядит довольно баянисто и примитивно.
Прошло десять лет и сейчас готовлю нечто вроде Special Edition текстов «гейткиперского цикла», в котором собираюсь переписать «Внешний Сценарий» с учетом реалий дня сегодняшнего и того, как может реализовываться идеологическая война в условиях Web 2.0 – 3.0. За десять лет случилось много чего. Начиная с того, что сейчас у меня уже есть довольно серьезный опыт игры в MMORPG и заканчивая тем, что несколько лет назад мне довелось принять посильное участие в одном из политтехнологических проектов, имеющих целью создание социальной сети с использованием элементов компьютерных игр. Внедрить придуманное не удалось, но опыт был интересный.

Выкладываю отдельным постом текст «Внешнего сценария» таким какой он есть.
Было бы интересно получить комментарии на написанное.

Дальше много буков



“Внешний сценарий”.
Информационная агрессия, имеющая своей целью изменение социальной жизни общества потенциального противника путем деформации или замены действующих идеологий. Результаты изменения - возникновение новых социальных групп, которые либо дестабилизируют обстановку в обществе, либо направят социальное развитие (а с ним и экономический рост) по тупиковому пути.

Общие замечания
Культурная жизнь общества. Наиболее примитивная схема включает в себя два идеологических полюса, официоз и андерграунд. Их противостояние, его формы и промежуточные результаты определяют динамику культурной жизни общества. В более приближенном к действительности описании будут присутствовать несколько идеологических систем, которые так или иначе соотносятся с официальной. На крайнем полюсе лежат экстремисты (или те, кто считает себя таковыми по отношению к официозу) и далее степень терпимости возрастает доходя до лобызаний на приемах и раздаче слонов в виде культурных госзаказов.

Помимо «борьбы» (внешние двигатели идеологии) с оппонентами каждая идеологическая система (если она уже не является не обсуждаемой классикой) имеет внутренние двигатели. Идет движение от «вопроса» к «ответу». Скобки в обоих случаях объясняются тем, что ни одна из систем, имея в своем исходном гипотезу, которую нельзя назвать строго поставленным вопросом, не дошла в своем развитии до сколько-нибудь вразумительного ответа. Есть гипотеза и ряд возможных (опять же гипотетических) доказательств. Препирательства по поводу достоверности их и есть движение от “вопроса” к “ответу”. Примером этого можно привести вопрос об матримониальных отношениях внутри Святой Троицы, который обсуждался на протяжении трех сотен лет и после вылился в «символ христианской веры». Процесс, который триста епископов хотели завершить Надуманность вопросов и расплывчатость ответов порождают все новые и новые витки этого процесса, который по сути своей остается топтанием на месте. Этот вывод автор делает на основании ежедневного просмотра вечерних новостей - те результаты культурной жизни, за последние несколько десятков, которые выставлены в самых посещаемых местах планеты нисколько не уменьшили ту жестокость, которая была присуща человеку на всех этапах этого большого пути. Это отступление сделано не с целью еще раз обратить ваше внимание на корни зла и наше несовершенство, сколько попытаться поставить ударение на следующем - сфера культурной жизни может быть спрогнозирована и спланирована.

Речь идет не новых репрессиях среди творческих слоев населения и устранения неугодных, физическое или информационное. Речь идет о возможности конструирования идеологий, планирования их взаимодействия и влияния на остальные сферы человеческой жизни, экономику, политику и науку. Сколь ни крамольно это звучит тем не менее - то, что считается полем деятельности «свободного человеческого гения» может быть спланировано, как и остальные области, которые считаются недостаточно «творческими».
Социальный сценарий. Другими словами - после изобретения паравоза появились машинисты, начальники станций и стрелочники. После первого полета в космос все дети захотели быть космонавтами. Обратная ситуация (точнее говоря предшествующая вышеописанной) - тот, кто изобрел паравоз и ракету были воспитаны на определенной традиции, механика, физика и химия некоторое время были их божествами. Резюме: технология (или если рассмотреть более широкий случай - идеология) создают новые профессии и связанные с ними институты подготовки и обучения. Личность проходит ряд стадий, а после вписывается в стройные ряды. Ситуация взаимосвязанных сфер - социальная обстановка и идеологическая обстановка - где обе части взаимоизменяют друг друга.
Стадийность и стабильность. Дело решается с двух концов одновременно - создается как официальная так и андерграундовая среда. Первая определяет социальные сценарии и стадии прохождения их личностью (детсад-школа-лицей-университет и так далее), вторая является тем резервуаром, который собирает частных лиц, у которых инстинкт самосохранения подавлен другими мотивами. Первую можно назвать идеологией большинства, которые довольствуются стандартными социальными сценариями, предлагаемыми официозом, вторая дает рисунок действия для тех, кто очень хочет быть непохожим на других (или не может). Первые живут спокойной жизнью, вторые предлагают перемены. На контроле диалога этих двух компонент возможно удержание баланса в социальной жизни.
Исходя из вышеперечисленного - динамика развития идеологии в общем виде содержит этап «постановки вопроса» (определение внутреннего двигателя идеологии), того, что будет обсуждаться на протяжении какого-либо периода времени, диалог между двумя системами («бунты» андерграунда и «репрессии» официоза, внешние двигатели идеологии) и промежуточный вывод, после которого опять наступает фаза «постановки вопроса» и цикл повторяется снова. В ходе обсуждения возникают новые формы социальной и культурной жизни (по-другому - возможности и формы реализации потребностей человека, а также его работы на общество), создаются артефакты и пишутся мемуары о героях этих битв.
Реализация. Те кто осуществляют конструирование, планирование и отслеживание идеологического процесса. Те кто живут и осуществляют задуманное ими. В рамках описываемого сценария первые будут называться внутренним кругом, вторые - внешним. Первые осуществляют реализацию осознанно, вторые являются результатом ее реализации.

1. Динамика сценария.

1.1 “Внутренний круг”. Действующие лица.
Команда, которая осознанно осуществляет реализацию сценария. Среди вполне традиционных профессионалов, таких как психологи, сетевые администраторы, специалисты по коммуникациям, управленческий персонал и другие, в составе команды должна быть группа людей, которых автор определил бы как «проектировщики сознания».

Несколько слов. Люди, которые осуществляют планирование (разработку мер мероприятий) и контроль за идеологией были всегда. Люди, которые более-менее цинично относятся к тому, что они проповедуют или для чего “готовят материалы”, более глубоко осознавая для чего все это нужно. В тоже время каждый из них имеет свои “принципы”, систему ценностей, кодекс поведения в своей группе. Свою идеологию. Свои эмоциональные привязаннсти к тем или иныем идеям, текстам, событиям. Эта зависимость от своей внутренней системы может быть также велика как у тех, над которыми они провдят свои эксперименты и руководство. У них есть свои “кнопки”, на которые можно нажимать и получать нужный результат. Самый последний циник имеет свои “принципы”. Главным образом это эмоциональные привязанности, определяемые складом психики, жизненным опытом и унаследованной традицией и тот кодекс поведения (социальный сценарий), которого они держаться. При изменении социальной обстановки они также могут выпадать и дезадаптироваться. Кроме того, они не способны разрабатывать и внедрять новые идеологические схемы.

Далее идет кусок текста, который можно назвать философским отступлением. Он содержит некоторые посылки, которые могут рассматриваться как то мировоззрение, носитель которого сможет на качественно новом уровне разрабатывать и отслеживать развитие идеологических систем. Человек, который сможет работать на уровне религиозных мифов, не попадая под их влияние. Человек, стоящий вне системы, но работающий над ее развитием. Эти посылки есть догмы такого же порядка, что и все остальные, придуманные до сих пор. Единственное оправдание их присутствия здесь - помнению автора люди, исповедующие их смогут более гибко работать над планированием развития культуры отдельно взятого общества.[...]

1.2 «Внешний круг». Действующие лица.
Вводное замечание. Мотивы. Первый - движение по социальной лестнице, подъем в иерархии, к власти или удовлетворению все больших потребностей, реализация стремления к лидерству. Второй - принадлежность к верхушке, элите, владение тем, чем владеет узкий круг, помимо власти это подчеркивает сильное личностное начало, индивидуальность и свободу. В идеологии это реализуется путем создания иерархии, каждый следующий круг которой дает не только материальные блага, но и понемногу приоткрывает завесу той тайны, которая известна немногим, а значит выделяет их из общей толпы.

Оба полюса формируемых идеологий должны иметь иерархическую структуру. Если основы ее не будут заложены в самом начале, то она самоорганизуется позже Она может быть не явной, но она есть всегда. Ее жесткость может быть довлеющей, а может проявляться в виде уважаемых авторитетов, отцов-основателей, матерей-хранительниц, духовных наставников.

Далее. Два типа, которые так или иначе присутствуют. Потребители и производители артефактов. Общество делится на тех, кто делает и тех, кто потребляет. Впрочем, иногда этот статус плавает в зависимости от обстановки, но в сценарии будет происходить четкое разделение на тех, кто потребляет и тех, кто производит культуру.

1.3 Диалог.
На всех этапах реализации ключевым процессом является диалог. Между производителем и потребителем, между идеологиями, между группами людей и людьми. Его содержание. Пространство в котором он идет. Результаты, которые возникают в его ходе. Линии, по которому они идут, формы которые они принимают. Его длительность и функции. Можно перечислить наиболее важные для сценария диалоги.

Обучение/коррекция ошибок; в ходе этого диалога происходит определение способносетй и мотивации человека, и в зависимости от них - подготовка к тем задачам, которые он будет выполнять. Коррекция необходима в случаях, когда информация искажена больше чем это допустимо (когда возникают толкования, которые вызывают неадекватное поведение) и когда личный опыт и размышления человека над ними разрушают результаты “воспитания”.

Поддержка/отслеживание; после выведения человека на определенный уровень, на котором он уже может действовать, необходимо поддерживать постоянный контакт в виде консультаций и бесед, которые ведут человека от низов пирамиды до его предельного уровня; этот диалог уже не предполгает строгих отношений ученик-учитель, они постепенно переходят из них в отношения коллег

Оперативное воздействие; сбои будут всегда, причины их не только в происках конкурентов, но главный - личный опыт человека, чем более он способен к свободному выражению своих мыслей и решительностью поступков, тем более он будет “творчески” преобразовывать поступающую информацию. После некоторого момента процесс может выйти из-под контроля (см. “День X”).

Для того чтобы управлять процессом необходимо быть одной из сторон, которая принимает участие в диалоге, а вместе с этим - владеть средствами генерирования и передачи информации. Следовательно, сценарий состоит из двух крупных стадий - организация диалога, создание условий, в котором внутренний круг исполнителей будет иметь постоянную техническую базу для обеспечения всех процессов (обучение, консультации, контроль результатов) подготовки участников внешнего круга и собственно сам диалог (в различных формах и с различными целями). Далее обе части, соотвественно - схема внедрения и схема поддержки.

2. Стадийность
Боевые действия начинаются с захвата плацдарма. Вначале нужно организовать условия, в котором будет происходить диалог, его форму, содержание, интенсивность, длительность. Проблема решается двумя путями. Первый - контроль над уже действующими средствами массовой информации и институтами, проводящими в жизнь официальную идеологию. Второй - если нет возможности спихнуть кого-то с насиженного места, то нужно сделать новое место и сесть на него. Другими словами те изменения в информационных технологиях последниих трех десятилетий позволяют создать новые пространства для диалога.

2.1 Схема внедрения (традиционные технологии.).
СМИ и другие информационные сервисы (издательское дело, консальтинговые службы) - это рынок, в котором идейные соображения играют скорее подчиненную чем главенствующую роль, то тактика продвижения на нем также будет иметь экономическую окраску.

Ниже будут рассматриваться отношения производитель-потребитель и возможные варианты организации диалога будут описывать то, что сейчас может заинтересовать потребителя (то, что он не получает от производителя сейчас), те моменты, восполнив которые, можно занять позицию на рынке информационных услуг.
Чем можно добиться лидирующий позиции на рынке? Оптимальным соотношением цена-качество-скорость производства информации.

Производство. Скорость производства информации. Напрямую зависит от ее качества. Под качеством подразумевается не свежесть или достоверность, а ее структурированность. Посылки, обработка и выводы. Чтобы сделать из набора причин и следствий цепочку необходимо потратить время. Часть процесс автоматизирована, часть так и осталась на том уровне, на котором был человек размышляющий сто или двести лет назад. Человек, который придает структуру набору отдельных фактов. Чем больше логических цепей и исходного материала тем длительней процесс, который иногда затягивается на месяцы и годы. Автоматизация (частичная) сведения фрагментов в единое целое может стать одним из факторов, ускоряющих процесс производства (другая стадия, тормозящая процесс производства - сбор информации это тема, которая здесь не рассматривается).
Общая черта всех существующих технологий производства и распространения информации - массовость. Выдаваемая на-гора продукция рассчитана на более-менее широкий круг потребителей. Даже в случае выпуска малых тиражей книг или журналов их аудитория составляет несколько сотен человек. В качестве ориентира производитель имеет некоего среднего потребителя, которому возможно это понравится или будет необходимо. Так как задачи, с которыми мы пользуем информацию, умение работать с ней, умение сводить фрагменты в единую целую картину, являются чисто индивидуальными особенностями, то и информация в идеале должна учитывать возможности и потребности каждого отдельного человека.
Потребности. Можно разделить на две части. Та, информация, которую человек и спользует для принятия решения и та, которая несет компенсирующий момент (см. ниже - Шоу-бизнес).

“Принятие решения”. В этом свете большая часть информации, предоставляемая СМИ не несет в себе того, что каждый отдельно взятый человек может использовать в своей повседневной жизни. Специализированные издания, рассчитанные на круг профессионалов частично компенсируют этот момент, но если посмотреть на содержание программ телевидения, то можно сказать, что большая часть информации есть баласт.

Второй пункт. Вторая общая черта существующих технологий - они являются диалоговыми только от части. Письма читателей, звонки на радио, социологический опрос на улице в прямом эфире. Все это можно назвать скорее монологом, обратная связь (отклик на информацию в виде вопроса или мнения) слаба, а в некоторых случаях отсутствует, не говоря уже о постоянном диалоге между производителем информации и ее потребителем.

Промежуточный вывод. Качественно новый подход, который подразумевает переход с обслуживания широкой аудитории на отдельно взятого гражданина и возможность постоянного диалога с этим частным лицом (регулярное и качественное удовлетворение его информационных потребностей) позволит занять твердую позицию на рынке тем, кто будет проводить подобную политику. Для этого необходимо освоение новых технологий смыслопоиска и структуризации информации, а также их удешевление, сведение на уровень стоимости обычной печатной продукции.

(а) Средства массовой информации.
Контроль над средствами не всегда подразумевает перекупку редакций и журналистов, но почти всегда расширение читательской аудитории. Повышение рейтинга и увеличение тиража - скорее эти категории выражают степень влияния на массу.

Пресса. “Что нужно аудитории?” Этот вопрос средств массовой инфомации. “Что нужно отдельному частному лицу?” Этот вопрос переводит дело в качественно другое русло. За что будет платить человек, за ту газету, которая содержит двадцать процентов нужной ему информации или за ежедневную вытяжку нужных только ему новостей? С большой вероятностью можно утверждать, что за второе. Но возникает другой вопрос - себестоимости объема информации при индивидуальном подборе и при массовом. При существующих технологиях производства (сбора, поиска, верстки/структурирования) информации вопрос об отдельной личности не стоит. Это нерентабельно. Создание технологий, которые смогут производить информацию и доставлять ее индивидуальному потребителю за ту же цену, что и обычные СМИ выведут издательское дело на качественно новый уровень (более подробно описание подобных технологий см. Приложение 1).

Ответвление этого направления может быть работа не на массовую аудиторию. Многие фирмы малого и среднего бизнеса не имеют собственных аналитических структур и пользуются услугами консалтинговых фирм. Удешевление производимой информации может позволить перетянуть часть рынка услуг на себя.

Печатные издания.

Выпуск малых тиражей, рассчитанных на десяток-другой человек или выпуск сборников, необходимых единицам.

Телевидение и радиовещание. Интерактивное телевидение, когда выбор источников новостей или подбор фильмотеки может осуществляться на индивидуальных начал каждым имеющим доступ к сети - одна из форм этого направления.
Кроме этого, видеоинформация и звук, которые сейчас циркулируют в сети также могут обеспечить индивидуальный подбор материалов.

Все вышеперечисленное говорилось о СМИ, которые предоставляют информацию, делового характера, т.е. сводки новостей, погоды, обзор политических и экономических событий. Вторая сфера СМИ неразрывно связана с шоу-бизнесом.

(б) Шоу-бизнес.
[...]

(в) Новые технологии в СМИ и шоу-бизнесе.
Общие черты, присущие новым технологиям - прозрачность государственных границ при передаче данных (а вместе с этим - снятие вопроса где размещается средство производства информации, в пределах ) и комплексный формат данных (сочетание текста, звука, графики и видео).

Мотивы, двигающие потребителем останутся неизменными. Новые технологии способны дать (и дают) новые формы, которые могут дать фору традиционным одномерным (только-звук, только-графика, только-видео) продуктам.

Несколько дополнительных замечаний. Компенсационная функция, которую выполняют продукты масс-медиа, в частности, заключается в сопереживании тому, что происходит (правда с другой стороны - это безопасная позиция). Это позиция пассивного наблюдателя, который может только смотреть и слышать, но не имеет возможности влиять на события. Интерактивность, то есть возможность влиять на происходящее, то, чего лишены продукты, производимые традиционными методами, может усилить эффект переживания с сохранением того же “уровня безопасности”. Далее, продолжая тему безопасности, анонимность, господствующая в виртуальном пространстве, то есть возможность продвигать свои продукты, не имея “громкого” имени и положения в культуропроизводящей иерархии общества дают дополнительные пути реализации своих творческих способностей. Реализация творческого потенциала и возможность получить отклик без особых проблем для репутации в ближайшем окружении - еще одна возможность компенсировать неудовлетворенность отдельного обывателя. Не только смотреть и слышать, но и делать и делать это видимым и слышимым для других.

2.2.1 Аудитория. Социальные слои. Отдельные личности.
Ориентация на конкретную социальную группу или на отдельную личность, которая либо имеет позицию в обществе, либо имеет потенциал для того, чтобы ее занять. Основной недостаток традиционных технологий упоминался выше - работа с широким кругом людей. “Голос Америки” и “Радио Свобода” работали на широкую массу, но эта информация шла на людей, которые в своей массе не имели реальных рычагов изменения ситуации. Изменения начались, когда информация оседала в головах тех, кто может принимать решения. Традиционные средства могут сформировать общественное мнение, политические и рекламные кампании. Они кратоксрочны и эти программы заканчиваются после получения определенных результатов. Они формируют мнение, но не мировоззрение, по-другому говоря - они дают задание персоналу исходя из качеств этого персонала, но они не готовят персонал к выполнению задач. Подготовка персонала, постоянные консультации, коррекция действий - это может дать результат. Прогон волны и демонстрация на площади - для телевидения. Дело делается кабинетах людьми, которые подготовлены к осознанным действиям.
Промежуточный вывод. Внимание должно фокусироваться на вполне определенных социальных слоях, небольших группах людей и отдельных личностях. Диалог должен быть длительным и интенсивным, по крайней мере на первом этапе.
Ниже приведены те социальные слои или группы людей, которые могут “сделать погоду” в том или другом месте. [...]

2.2.2 Формы взаимодействия.
С чем легче управлять - с группой отдельных людей или с организаванной структурой этих людей? Поклонники, разбросанные по разным городам и фан-клуб в одном городе. Со вторым проще.

Схема внедрения одним из своих промежуточных результатов должна иметь создание структуры, группы людей, имеющих если не единые, то близкие цели. Это может быть не только клуб последователей, людей, которые работают вместе, а по воскресеньям собираются вмесет и рассуждают на высокие темы. В идеале это должна быть группа, имеющая общие профессиональные интересы.

3. Идеологическая часть.
Есть группа людей, которые имеют цели. Идеологическая система группы содержит описание внешнего мира, самой группы и отдельного члена команды (текущее положение дел), целей группы (то, что должно быть достигнуто), целей отдельного члена команды (то, что должно быть достигнуто), пути достижения этих целей (социальные сценарии и блага, которые они дают). Все это - конкретика, которая может быть вполне логичной и действенной. Она содержит сценарии как для активных членов команды (лидеров), так и для пассивных, которые могут быть либо в среднем звене, либо составлять основу паствы. Второй блок содержит “доказательную часть”, те посылки, которые подводят необходимость тех или иных действий, тексты древних или современных адептов, примеры из жизни, живые и те, что уже отошли к праотцам. Весомость этих источников бывает спорной. Принятие личностью идеологии может происходит либо путем соблазнения теми благами, которые дают пути реализации ее способностей (под благами не стоит понимать только материальные мотивы, удовлетворение стремления к лидерству и агрессивных наклонностей также можно считать стимулами), либо второй, “доказательной частью”, которая по большей части работает на уровне коллективного и личного бессознательного. Признание значимости примеров из жизни именно этого отца основателя, а не того, что жил в двух кварталах в сторону центра или преимущества в оформлении ритуала у буддистов или христиан - вряд ли кто-то из верующих сможет объяснить почему он или она признает этого бога и этого адепта как единственно верное объяснение всему происходящему.
Внедрение новой идеологической схемы возможно если в обществе существуют группы, которые недовольны теми сценариями, которые существуют в обществе. В этом плане опять же перспективной являются молодежные группировки, которые еще не входят в социальную структуру как активные члены и не пользуются теми благами, которые может дать общество. Они на полпути, когда еще возможна смена “плана” на следующие десять лет. У них нет места, у них нет веса, у них нет опыта, который не даст им делать неосторожных движений. Предоставление им путей, которые удовлетворят их потребности и одновременно сделают определенный эффект в обществе.

Второй путь - воздействие на бесознательное, в результате которого, человек верит не в логику, а чувствует комфорт от того ритма или цвета, которым это сопровождается. Информация, которая идет по отлаженным в первой части каналам должна иметь две составляющие - текст и подтекст.

Если в обществе достаточно сильна официальная идеология, то тактика будет значительно отличаться от первого случая. Ниже описаны некоторые возможности и особенности проведения этого процесса.

Прямая агрессия. Прямая агрессия на мифы, работающие в обществе сработает только в случае наличия большого числа недовольных. В стабильном обществе она будет пресечена как на уровне органов цензуры, так и на уровне самих объектов атаки. “От добра добра не ищут”. В этом случае поступающая информация должна содержать мощный подтекст. Он должен выполнять функцию компенсирования (правильно организованный подтекст). Это локомотив, за которым пойдет осознание важности смысла. Компенсировать что? Можно сказать - в каждом отдельном случае свое, но можно поднять статистику по самоубийствам и бытовым конфликтам, чтобы понять, какие моменты нужно компенсировать в этой социальной группе и какие потребности остаются неудовлетворенными. Статистика по безработице, кто, какой возраст, какие сферы производства и так далее.

Толкования и первоисточники.
“Доказательная часть” идеологии всегда имеет несколько уровней, которые можно грубо разделить по глубине “корней”, которая напрямую влияет на степень их значимости. Известный эффект “мудрости древних”, которой следовали десятки поколений. Ее действенность “доказана” жизненным путем тысяч, которые строили свою “счастливую” жизнь на этих принципах. Сместить ударение с подобной структуры на какую-либо другую - дело, требующее переподчинения мифов еще более древней традиции (как один из вариантов). Дав информацию о традиции, предшествовавший отцам-основателям нынешних мифов (на всех уровнях, от религиозных мифов, до газетных слухов) перевести стрелки на более древние (“значимые”) источники.

Первоисточник и толкование. В принципе для профессионального демагога, оперирующего десятком допущений нет проблемы сделать из каких-либо “неугодных” ему толкований первоисточника объект сомнений. А после провести нужную ему линию. Сместить ударение с одного аспекта на другой. “Христос не имел собственности” - это проповедь францисканцев. Если бы все следовали этому у церкви не было бы имущества, а с ним и власти мирской. После ряда диспутов тему тихо замяли, а наиболее активных сожгли как еретиков. Уже толкования первого круга могут быть абсолютно различными, не говоря уже о том, что идет во втором эшелоне.

В случае стабильной ситуации и сильной идеологии внерение новой системы должно идти путем изменения толкований к первоисточнику (непрямая агрессия).

Личность и общество. Если случай “мудрости древних” имеет силу в качестве примера для пассивного большинства, то на тех отдельных бунтарей, которые не хотят быть как всегда (и которые всегда есть в обществе), больше подействуют истории об отдельных личностях. “Жизнь замечательных людей” и тому подобные. Живые и мертвые. Отцы-основатели и те, кто продолжает их дело сегодня. Действующие лица, необязательно принадлежащие какой-либо структуре, но имеющие вес среди широких масс. Деятели культуры, политики, выдающиеся личности. Они преподают личный пример, они являются источником информации, которой доверяют больше чем остальным, они являются предметом толкований. В условиях стабильного общества дискредетация этих лиц возможна (что является предметом политических компаний и бульварной прессы), но опять же это - прямаяя агрессия. Сосуществование этих идолов и новых, которые на первых порах не предъявляют прав на престол, а позже становятся приобретают все больший вес.

Иерархичность общества отражается на иерархии идеологии. И наоборот. Последовательное проникновение человека в “тайны” того или иного учения требует от него постоянного напряжения в движении по пути. Это напряжение отзывается в виде “благ” и последовательного приобщения к тайне. Естественно, что “узкий путь” доступен не многим и существование идеологии для большинства и для меньшинства - вполне закономерное явление. После какого-то этапа вступление в “узкий круг” становится либо невозможным либо весьма затруднительным. Эзотерические системы, включающие в себя сложную степень посвящения, прохождения личностью последовательных ступеней, приближающих ее к конечному результату рассчитаны на отсев тех активных членов группы, которые могут стать как адептами, так и еретиками. Которые с одной стороны есть основа и двигатель системы, с другой - потенциальные разрушители ее. Люди, обладающие способностями выше средних. Отслеживание и корректирование поведения отдельная задача, отличная от коррекции работы групп людей и команд.

“День Х”. Борьба с еретическими течениями и еретиками, за “чистоту” веры (тесно переплетенная с борьбой за власть в структуре) - проблема, которую в большинстве случаев решали путем физического устранения. Костры инквизиции, исламский джихад, репресии тридцать седьмого года. Реакция системы на переросших ее детей. Естественный процесс роста личности, осмысления недостатков системы, личные амбиции - все это приводит или к реформированию или к разрушению системы. Это противоречие может быть сформулировано так: чем больше творческих личностей в верхнем и среднем эшелоне иерархии тем у нее больше шансов на победу в борьбе с конкурентами, но вместе с этим повышается вероятность того, что эти силы разрушать ее, образовав другие структуры. Контроль и нейтрализация отдельных личностей и сохранение целостности системы - отдельная задача. Рано или поздно может наступить “день Х”, когда центробежные силы в виде свободолюбивых и амбициозных лидеров решит что пришло их время.

Противоречие между традицией и личностью. Между личными выводами из личного опыта и тем, что проповедует традиция по этому поводу. Если взять частный случай - карьера менеджера, то это может быть представлено следующим образом. Учебники и инструкции содержат набор ситуаций и стандартных решений этих ситуаций. Чем выше уровень управления тем больше нестандартных ситуаций приходится решать менеджеру. На каком-то этапе учебники и инструкции становятся не нужны. Из читателя человек превращается в писателя. Сама действенность схем подвергается сомнению и появляется желание сделать что-либо свое.
Нейтрализация личного опыта проходит в ходе диалога ученик-наставник или коллега-коллега, а также устновлением правил, запрещающих чтение “вредной литературы” и общения с “плохими ребятами”. Опять же с одной стороны это работает, с другой

Промежуточные выводы:
- внедрение идеологии не должно проходить в форме прямой агрессии
- идеология должна использовать традицию, которая господствует в обществе на текущий момент, в этом случае “нововведения” будут иметь вид “естественной” эволюции идеологии общества
- две части идеологии - для большинства и для отдельных личностей; здесь не идет речь о лицемерии, или о двойном стандарте для “плебеев” и для “элиты”, это должно быть отдекларировано и известно всем; наличие горизонта, незавершенности, потолка для тех, кто готов идти дальше, защитит систему от “несанкционированного взлома”; как пример - религиозные мифы, оттягивающие сроки исполнения пророчеств - вечный двигатель этого горизонта
- информационная часть должна состоят из смысловой и подтекстовой составляющей, рассчитанной соответственно на прямое и непрямое восприятие системы (сочетание прямого смысла и психотехник, подбитое в идеале для каждого отдельного случая по-своему)

Вышеперечисленное является замечаниями общего характера. Детальную проработку сценария нужно вести с учетом местных особенностей традиции, технической инфораструктуры систем связи (наличие линий связи), стабильности идеологической обстановки и конкретных задач (возможные задачи перечислены ниже).

Возможные цели сценария.
Возможные задачи будут объеденены двумя мотивами - замедление экономического роста, изменение направления развития на менее перспективное и изменение политической позиции государства во ближайшем окружении и на мировой арене.
Замедление экономического роста может быть вызвано следующими причинами, которые связаны с человеческим фактором:
- недостаток необходимых специалистов
- недостаток профессионального уровня
- плохое управление (два верхних пункта в применении к системе подготовки управленцев)
Изменение направления развития:
- пассивность в экономике, активность в культурной жизни
- переориетнация с индустриального сектора на аграрный
- обратная предыдущей ситуация
Изменение политической ориентации государства:
- отход от блока к которому примыкало государство
- снижение темпов культурной и экономической экспансии
- снижение агрессивной позиции по отношению к другим государствам
Все цели так или иначе связаны

“Внешний сценарий был разработан для текущих условий. Появление такой структуры как контур и технологии снятия “слепка с реальности” рассматривалась в другом тексте.”

Сверхзадача
«Сейчас они ведут бой за души. И я думаю, они выиграют его, потому что они боряться не за тираж, а за нечто более ощутимое - за власть. В один из дней контур будет выведен из тени и тогда мы будем иметь пространство, которое по своим свойствам будет приближаться к реальному миру. В нем поселится то божество, которому будут молиться ваши внуки и правнуки».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Плюмбэкс 02-04-2008-19:34 удалить
Вот интересно, откуда возник сам эвфемизм "оболванивание"?
По логике, чтобы заставить человека интересоваться одной из сторон политической жизни, требуется, напротив сделать его умнее - пусть даже ненамного. Болван не заинтересуется ничем. Болван не придёт на выборы. Болван не возьмёт в руки оружие.
"Оболванивание" как таковое имеет смысл лишь как средство отстранения электората от политической жизни, и с этой точки зрения сам термин "оболванивание" является его частью.
Angel_Of_Fate 03-04-2008-12:22 удалить
уф тяжеловато, с первого раза общую концепцию не уловил, но много интересного почерпнул...буду разбираться =)
Gatekeeper 03-04-2008-14:52 удалить
Плюмбэкс, не думаю, что дело в том, чтобы заинтересовать политической жизнью. Дело в том, чтобы убедить человека кто хороший, а кто плохой. а для этого ума не надо. Можно и на эмоции давить

Angel_Of_Fate, а ты разве в полной версии не читал?
Angel_Of_Fate 03-04-2008-15:38 удалить
Gatekeeper, но если тебе будет не сильно трудно, можно скинуть сюда winsent@rambler.ru


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Внешний сценарий" | Gatekeeper - Error 404 | Лента друзей Gatekeeper / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»