• Авторизация


и еще 11-01-2007 17:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    488



     Наше душевное спокойствие или смятение зависят не столько от  важнейших
событий нашей жизни, сколько от удачного или неприятного для  нас  сочетания
житейских мелочей.

    489



     Как ни злы люди,  они  все  же  не  осмеливаются  открыто  преследовать
добродетель. Поэтому, готовясь  напасть  на  нее,  они  притворяются,  будто
считают ее лицемерной, или же приписывают ей какие-нибудь преступления.

    490



     Люди часто изменяют любви ради честолюбия,  но  потом  уже  никогда  не
изменяют честолюбию ради любви.

    491



     Непомерная скупость почти всегда ошибается в своих расчетах: она  чаще,
чем все другие страсти, уходит от цели, к которой стремится,  и  оказывается
во власти настоящего в ущерб будущему.

    492



     Скупость нередко приводит к  самым  противоречивым  следствиям:  многие
люди  приносят  все  свое  состояние  в  жертву  отдаленным  и  сомнительным
надеждам, другие же пренебрегают крупными выгодами в будущем  ради  мелочной
сегодняшней наживы.

    493



     Людям,  видно,  мало  своих   недостатков:   они   еще.   умножают   их
всевозможными  чудачествами,  которыми  словно   бы   даже   гордятся;   эти
странности,  взращенные  с  таким  усердием,  становятся  в   конце   концов
природными недостатками и отделаться от них уже невозможно.


    494



     Насколько ясно люди понимают свои ошибки, видно из того, что, рассказывая о своем поведении, они всегда умеют выставить его  в  благоприятном
свете: то самое самолюбие, которое обычно ослепляет их  ум,  в  этом  случае
придает ему такую зоркость и проницательность, что им удается  ловко  утаить
или смягчить любую мелочь, способную вызвать неодобрение.


    495



     Впервые вступая в свет, молодые люди  должны  быть  застенчивы  или
даже неловки: уверенность и  непринужденность  манер  обычно  оборачиваются
наглостью.

    496



     Людские ссоры не длились бы так долго, если бы  вся  вина  была  на
одной стороне.

    497



     Быть молодой, но некрасивой так же неутешительно для  женщины,  как
быть красивой, но немолодой.

    498



     Есть люди столь ветреные и легковесные, что у них не может быть  ни
крупных недостатков, ни подлинных достоинств.

    499



     Молва припоминает женщине ее первого любовника  обычно  лишь  после
того, как она завела себе второго.

    500



     Есть  люди,  столь  поглощенные  собой,  что,   влюбившись,   они
ухитряются больше думать о собственной любви, чем о предмете своей страсти.

    501



     Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют  нам
больше радости, чем она сама.

    502



     Ум ограниченный, но здравый в конце  концов  не  так  утомителен  в
собеседнике, как ум широкий, но путаный.

    503



     Терзания ревности - самые мучительные из человеческих терзаний, и к
тому же менее всего внушающие сочувствие тому, кто их причиняет.

    504



     После всех рассуждений о лицемерности многих показных  добродетелей
нужно сказать несколько слов и о лицемерности презрения к смерти. Я  имею  в
виду то презрение, о котором говорят безбожники, похваляясь, что черпают его
не в уповании на лучшую жизнь, а в своей собственной  неустрашимости.  Между
стойким приятием смерти и  презрением  к  ней  -  огромная  разница:  первое
встречается довольно часто, второе же, по моему мнению, не бывает  искренним
никогда. Правда, было написано множество убедительных трактатов,  в  которых
доказывалось, что смерть совсем не страшна; самые слабые люди, точно так же,
Как славнейшие герои, явили
тысячи знаменитых примеров, подтверждающих  такой  взгляд.  Я  убежден,
однако,  что  его  никогда  не  разделял  ни  один  здравомыслящий  человек.
Настойчивость, которую проявляют приверженцы этого взгляда, пытаясь  внушить
его другим и самим себе, уже говорит о том, что эта задача  не  из  легких.
Можно по каким-либо причинам питать отвращение к жизни, но нельзя  презирать
смерть. Даже люди, добровольно обрекающие себя на  нее,  отнюдь  не  считают
смерть такой уж малостью; напротив, они, как и все остальные,  страшатся,  а
порой и отвергают ее, если она приходит к ним не той дорогой, какую они  для
нее избрали. Колебания, которым  подвержено  мужество  доблестнейших  людей,
объясняется именно тем, что смерть  не  всегда  рисуется  их  воображению  с
одинаковой яркостью. Все дело в том, что они  презирают  смерть,  пока  не
постигли ее, но, постигнув,  поддаются  страху.  Следует  всячески  избегать
мыслей о ней и обо всем, что ее окружает, иначе она покажется нам величайшим
бедствием. Самые смелые и самые разумные люди - это те, которые  под  любыми
благовидными предлогами стараются не думать о смерти. Всякий, кому  довелось
узнать ее такой, какова она в действительности, понимает,  что  она  ужасна.
Единственным  источником  стойкости  для  философов  всех  времен   являлась
неизбежность смерти. Они считали необходимым с готовностью идти  туда,  куда
не могли не идти, и, будучи не в состоянии навеки сохранить свою жизнь,  изо
всех сил старались увековечить хотя бы свою славу и спасти от крушения  все,
что возможно. Ограничимся же тем, что ради сохранения нашего достоинства  не
станем даже самим себе признаваться в наших мыслях о смерти и  возложим  все
надежды на бодрость нашего духа, а не на шаткие рассуждения о том,  будто  к
ней следует приближаться безбоязненно. Желание стяжать  себе  славу  стойкой
смертью, утешительные мысли о печали окружающих, надежда оставить после себя
доброе имя, уверенность в освобождении от жизненных тягот и прихотей  судьбы
- все это недурные средства, но ни одно из них нельзя считать  надежным.  От
них не больше проку, чем от деревянной изгороди для  солдат,  которым  нужно
перебежать поле под огнем врага. Пока изгородь далеко,  людям  кажется,  что
она может их защитить, но по мере приближения к ней они  начинают  понимать,
что защита эта непрочна.  Было  бы  слишком  самонадеянно  с  нашей  стороны
думать, что смерть и вблизи покажется нам  такой  же,  какой  мы  видели  ее
издали, и что наши чувства, имя которым  -  слабость,  достаточно  закалены,
чтобы позволить нам бестрепетно пройти через самое тяжкое из всех испытаний.
Равным образом, и на себялюбие может рассчитывать  лишь  тот,  кто  его  не
понимает: оно не способно заставить нас легко отнестись к  событию,  которое
ему же несет гибель.  Наконец,  разум,  в  котором  многие  надеются  найти
поддержку, слишком слаб, чтобы при встрече  со  смертью  мы  могли  на  него
опереться. Наоборот, он особенно часто предает  нас  и,  вместо  того  чтобы
научить презрению к смерти, ярко освещает все, что есть  в  ней  ужасного  и
отталкивающего. Единственное, что  в  его  силах,  -  это  посоветовать  нам
отвратить от нее взоры и сосредоточить их
на чем-нибудь другом. Катон и Брут обратились к возвышенным  помыслам,
а не так давно некий лакей удовольствовался тем, что пустился в пляс на  том
самом эшафоте, где его должны были колесовать. Невзирая на то,  что  способы
различны, - результат один и тот же. Хотя разница между  великими  людьми  и
людьми заурядными огромна, те и другие, как явствует из множества  примеров,
нередко принимают смерть одинаково. Впрочем, есть и отличие: у великих людей
презрение к смерти вызвано ослепляющей их любовью к славе, а у людей простых
- ограниченностью, которая не позволяет им постичь всю глубину ожидающего их
несчастья и дает возможность думать о вещах посторонних.


    МАКСИМЫ, НАПЕЧАТАННЫЕ ПОСМЕРТНО



    505



     Дарования, которыми господь наделил  людей,  так  же  разнообразны  как
деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными  свойствами
и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда
не родит даже дрянных яблок, а самый даровитый человек  пасует  перед  делом
хотя и заурядным, но дающимся только тому  кто  к  этому  делу  способен.  И
потому сочинять афоризмы, не имея хоть небольшого таланта к  занятию  такого
рода, не менее смехотворно, чем ожидать, что на  грядке,  где  не  высажены
луковицы, зацветут тюльпаны.

    506


     Разновидностей тщеславия столько, что и считать не  стоит.

    507



     Свет  полон горошин, которые издеваются над бобами.

    508



     Кто  слишком  высоко  ценит  благородство  своего   происхождения,   то
недостаточно ценит дела, которые некогда легли в его основу.

    509



     В наказание за первородный грех бог дозволил человеку сотворить кумир из
себялюбия, чтобы оно терзало его на всех жизненных путях.

    510



     Своекорыстие - душа нашего сознания: подобно тому, как тело, лишенное
души, не видит, не слышит, не сознает, не чувствует и не движется,  так  и
сознание, разлученное,  если  дозволено  употребить  такое  выражение,  со
своекорыстием, не видит, не слышит, не чувствует и не действует.  Потому-то
и человек, который во имя своей выгоды скитается по морям  и  землям,  вдруг
как бы цепенеет, едва речь заходит о выгоде ближнего;  потому-то  внезапно
погружаются в дремоту и словно отлетают в иной мир те, кому мы рассказываем о
своих делах, и так же внезапно  просыпаются,  стоит  их  почуять  в  нашем
рассказе нечто, хотя бы отдаленно их затрагивающее. Вот и получается, что наш
собеседник то теряет сознание то приходит в себя, смотря по тому, идет ли дело
о его выгоде или, напротив, не имеет к нему никакого касательства.

    511



     Мы всего боимся, как и положено смертным,  и  всего  хотим,  как  будто
награждены бессмертием.

    512



     Порой кажется, что сам дьявол придумал  поставить  леность  на  рубежах
наших добродетелей.

    513



     Мы потому готовы поверить любым рассказам о недостатках наших  ближних,
что всего легче верить желаемому.

    514



     Исцеляет от ревности только полная уверенность в том,  чего  мы  больше
всего боялись, потому что вместе с нею приходит конец или нашей  любви,  или
жизни; что и говорить, лекарство жестокое, но менее жестокое, чем  недоверие
и подозрение.

    515



     Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда  всегда
полна боязни..

    516



     Не следует обижаться на людей,  утаивших  от  нас  правду:  мы  и  сами
постоянно утаиваем ее от себя.

    517



     Мы  чаще  всего  потому  превратно  судим  о  сентенциях,  доказывающих
лживость людских  добродетелей,  что  наши  собственные  добродетели  всегда
кажутся нам истинными.

    518



     Преданность властям предержащим - лишь другая личина себялюбия.


    519



     Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.

    520



     Философы порицают богатство лишь потому, что мы плохо им распоряжаемся.
От нас одних зависит и приобретать, и пускать его в ход, не служа  при  этом
пороку. Вместо  того,  чтобы  с  помощью  богатства  поддерживать  и  питать
злодеяния, как с помощью дров питают  пламя,  мы  могли  бы  отдать  его  на
служение добродетелям, придав им тем самым и блеск, и привлекательность.


    521



     Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям и недругам.

    522



     Поскольку всех счастливее в этом мире тот, кто довольствуется малым, то
власть имущих и честолюбцев надо считать самыми несчастными  людьми,  потому
что для счастья им нужно несметное множество благ.

    523



     Человек  ныне  не  таков,  каким  был  создан,  и  вот  убедительнейшее
доказательство этому: чем разумнее он становится, тем больше стыдится в душе
сумасбродства, низости и порочности своих чувств и наклонностей.

    524



     Сентенции, обнажающие человеческое сердце,  вызывают  такое  возмущение
потому, что людям боязно предстать перед светом во всей своей наготе.


    525



     Люди, которых мы любим, почти всегда более  властны  над  нашей  душой,
нежели мы сами.

    526



     Мы часто клеймим чужие недостатки, но  редко,  пользуясь  их  примером,
исправляем свои.

    527



     Человек  так  жалок,   что,   посвятив   себя   единственной   цели   -
удовлетворению своих страстей, беспрестанно сетует на их тиранство; не желая
выносить их гнет, он вместе с тем не желает и сделать усилие, чтобы сбросить
его; ненавидя страсти,  не  менее  ненавидит  и  лекарства,  их  исцеляющие;
восставая против терзаний недуга, восстает и против тягот лечения.

    528



     Когда мы радуемся или печалимся, наши  чувства  соразмерны  не  столько
удачам или  бедам,  доставшимся  нам  на  долю,  сколько  нашей  способности
чувствовать.

    529



     Хитрость - признак недалекого ума.

    530



     Мы расточаем похвалы только затем, чтобы извлечь потом из них выгоду.

    531



     Людские страсти - это всего лишь разные склонности людского себялюбия.

    532



     Окончательно соскучившись, мы перестаем скучать.

    533



     Люди хвалят или бранят чаще всего то, что принято хвалить или бранить.

    534



     Множество людей притязают  на  благочестие,  но  никого  не  привлекает
смирение.

    535



     Физический труд помогает забывать о  нравственных  страданиях;  поэтому
бедняки - счастливые люди.

    536



     Истинному самобичеванию подвергает себя лишь тот, кто никого об этом не
оповещает; в противном случае все облегчается тщеславием.

    537



     Смирение - это угодный богу алтарь для наших жертвоприношений.

    538



     Мудрец счастлив, довольствуясь  немногим,  а  глупцу  всего  мало:  вот
почему почти все люди несчастны.

    539



     Нас  мучит  не  столько  жажда  счастья,   сколько   желание   прослыть
счастливцами.

    540



     Легче убить желание в зародыше, чем потом ублаготворять все вожделения,
им рожденные.

    541



     Ясный разум дает душе то, что здоровье - телу.

    542



     Так как великие мира сего не могут дать человеку ни телесного здоровья,
ни душевного покоя, то все их благодеяния он всегда  оплачивает  по  слишком
дорогой цене.

    543



     Прежде чем сильно чего-то  пожелать,  следует  осведомиться,  очень  ли
счастлив нынешний обладатель желаемого.

    544



     Истинный друг - величайшее из земных благ, хотя как раз за этим  благом
мы меньше всего гонимся.

    545



     Любовники начинают видеть недостатки  своих  любовниц,  лишь  когда  их
увлечению приходит конец.

    546



     Благоразумие и любовь не созданы друг для  друга:  по  мере  того,  как
растет любовь, уменьшается благоразумие.

    547



     Ревнивая жена порою даже приятна мужу: он  хотя  бы  все  время  слышит
разговоры о предмете своей любви.

    548



     Какой  жалости  достойна   женщина,   истинно   любящая   и   при   том
добродетельная!

    549



     Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение, чем потом
с ним бороться.

    550



     Куда полезнее изучать не книги, а людей.

    551



     Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному.

    552



     Порядочная женщина - это скрытое от всех сокровище; найдя его,  человек
разумный не станет им хвалиться.

    553



     Кто очень сильно любит, тот долго не замечает, что он-то уже не любим.

    554



     Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили.

    555



     Нам почти всегда скучно с теми, кому скучно с нами.

    556



     Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.

    557



     Как естественна и вместе с тем как обманчива вера человека в то, что он
любим!

    558



     Нам приятнее видеть не тех людей, которые нам благодетельствуют, а тех,
кому благодетельствуем мы.

    559



     Скрыть наши истинные чувства труднее, чем изобразить несуществующие.


    560


     Возобновленная дружба требует больше  забот  и  внимания,  чем  дружба,
никогда не прерывавшаяся.

    561



     Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто  не  нравится
никому.

    562



     Старость - вот преисподняя для женщин. {1}


    МАКСИМЫ, ИСКЛЮЧЕННЫЕ АВТОРОМ ИЗ ПЕРВЫХ ИЗДАНИЙ



    563



     Себялюбие - это любовь человека к себе и ко всему, что  составляет  его
благо. Оно побуждает людей обоготворять себя и, если судьба им потворствует,
тиранить других; довольство оно  находит  лишь  в  себе  самом,  а  на  всем
постороннем останавливается, как пчела на цветке, стараясь извлечь  из  него
пользу. Ничто не сравнится с неистовством его желаний, скрытностью  умыслов,
хитроумием   поступков;   его   способность   подлаживаться    невообразима,
перевоплощения посрамляют любые метаморфозы, а умение придать себе чистейший
вид превосходит любые уловки химии. Глубина  его  пропастей  безмерна,  мрак
непроницаем. Там, укрытое от любопытных глаз, оно совершает свои неприметные
круговращения, там, незримое порою даже самому себе,  оно,  не  ведая  того,
зачинает,  вынашивает,  вскармливает  своими  соками  множество  приязней  и
неприязней и потом производит на свет таких  чудищ,  что  либо  искренно  не
признает их своими, либо предпочитает от них отречься. Из тьмы,  окутывающей
его, возникают  нелепые  самообольщения,  невежественные,  грубые,  дурацкие
ошибки на свой счет, рождается уверенность, что чувства  его  умерли,  когда
они только дремлют, убеждение, что ему никогда больше не  захочется  бегать,
если в этот миг оно расположено отдыхать, вера, что оно утратило способность
желать, если все его желания временно  удовлетворены.  Однако  густая  мгла,
скрывающая его от самого себя, ничуть не мешает ему отлично видеть других, и
в этом оно похоже на наши телесные глаза, зоркие к внешнему миру, но  слепые
к себе. И действительно, когда речь идет о заветных его замыслах или  важных
предприятиях, оно мгновенно настораживается и, побуждаемое страстной  жаждой
добиться своего, видит, чует, слышит, догадывается, подозревает,  проникает,
улавливает с такой безошибочностью, что мнится, будто не только  оно,  но  и
каждая из  его  страстей  наделена  поистине  магической  проницательностью.
Привязанности его так сильны и прочны, что оно не в состоянии избавиться  от
них, даже если они грозят ему неисчислимыми бедами, но иногда  оно  вдруг  с
удивительной легкостью и быстротой разделывается  с  чувствами,  с  которыми
упорно, но безуспешно боролось многие годы. Отсюда можно с полным основанием
сделать вывод, что не чья-то красота и достоинства,  а  оно  само  распаляет
свои желания, и что лишь его  собственный  вкус  придает  цену  вожделенному
предмету и наводит на него глянец. Оно гонится не за  чем-либо,  а  лишь  за
самим собой и, добиваясь того, что ему по нраву, ублажает  свой  собственный
нрав. Оно соткано  из  противоречий,  оно  властно  и  покорно,  искренне  и
лицемерно, сострадательно и жестоко, робко и дерзновенно, оно  питает  самые
разные склонности, которые зависят от  самых  разных  страстей,  попеременно
толкающих его к завоеванию то славы, то богатства, то наслаждений. Свои цели
оно меняет вместе с изменением нашего возраста, благоденствия, опыта, но ему
неважно, сколько этих целей, одна или несколько, ибо, когда  ему  нужно  или
хочется, оно может и посвятить себя одной и отдаться поровну нескольким. Оно
непостоянно и, не считая перемен, вызванных внешними обстоятельствами, то  и
дело рождает перемены  из  собственных  своих  глубин:  оно  непостоянно  от
непостоянства, от легкомыслия, от любви, от жажды нового, от  усталости,  от
отвращения. Оно своенравно, поэтому порою, не зная отдыха, усердно трудится,
добиваясь того, что ему не только невыгодно, но и прямо  вредоносно,  однако
составляет предмет его желаний. Оно полно  причуд  и  часто  весь  свой  пыл
отдает  предприятиям  самым  пустячным,  находит  удовольствие  в  том,  что
безмерно скучно, бахвалится тем, что достойно презрения.  Оно  существует  у
людей любого достатка и положения, живет повсюду,  питается  всем  и  ничем,
может примениться к изобилию и к лишениям, переходит даже в  стан  людей,  с
ним сражающихся, проникает в их  замыслы  и,  что  совсем  уже  удивительно,
вместе с ними ненавидит самое себя, готовит свою погибель, добивается своего
уничтожения, словом, в  заботе  о  себе  и  во  имя  себя  становится  своим
собственным врагом. Но не следует недоумевать, если иной раз  оно  объявляет
себя сторонником непреклонного самоотречения и, чтобы истребить себя, храбро
вступает с ним в союз: ведь  погибая  в  одном  обличий,  оно  воскресает  в
другом. Нам кажется, что оно отреклось от наслаждений, а на  деле  оно  лишь
отсрочило их или заменило другими; мы думаем, что оно  побеждено,  потерпело
полное поражение, и вдруг обнаруживаем, что, напротив, даже сдав оружие, оно
торжествует победу. Таков портрет  себялюбия,  чье  существование  исполнено
непрерывных треволнений. Море с вечным приливом и отливом волн - вот  точный
образ себялюбия, неустанного  движения  его  страстей  и  бурной  смены  его
вожделений.

    564



     Сила всех наших страстей зависит от того, насколько холодна или  горяча
наша кровь.

    565



     Умеренность того, кому благоприятствует судьба, - это обычно или боязнь
быть осмеянным за чванство, или страх перед потерей приобретенного.
  

    566



     Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде:  съел  бы  еще,  да
страшно заболеть.

    567



     Мы любим осуждать людей за то, за что они осуждают нас.

    568



     Гордость, сыграв в человеческой комедии подряд все  роли  и  словно  бы
устав от своих уловок  и  превращений,  вдруг  является  с  открытым  лицом,
высокомерно сорвав с себя маску: таким образом, высокомерие - это в сущности
та же гордость, во всеуслышанье заявляющая о своем присутствии.

    569



     Тот, кто одарен в малом, противоположен свойствами характера тому,  кто
способен к великому.

    570



     Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на  него,  тем
самым уже до некоторой степени счастлив.

    571



     Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе.

    572



     Человек никогда не бывает так  несчастен,  как  ему  кажется,  или  так
счастлив, как ему хочется.

    573



     Тайное удовольствие от сознания, что люди видят, до чего мы  несчастны,
нередко примиряет нас с нашими несчастьями.

    574



     Только зная наперед свою судьбу, мы могли бы наперед поручиться за свое
поведение.

    575



     Может ли человек с уверенностью сказать, чего  он  захочет  в  будущем,
если он не способен понять, чего ему хочется сейчас.

    576



     Любовь для души любящего означает то же, что душа - для  тела,  которое
она одухотворяет.

    577



     Не в нашей воле полюбить или разлюбить, поэтому ни любовник  не  вправе
жаловаться на ветреность своей любовницы, ни она - на его непостоянство,

    578



     Любовь к справедливости рождена живейшим беспокойством, как бы  кто  не
отнял у нас  нашего  достояния;  оно-то  и  побуждает  людей  так  заботливо
оберегать  интересы  ближнего,  так  уважать  их  и  так  усердно   избегать
несправедливых поступков. Этот страх принуждает их довольствоваться благами,
дарованными им по праву рождения или прихоти судьбы,  а  не  будь  его,  они
беспрестанно совершали бы набеги на чужие владения.

    579



     Справедливость умеренного судьи свидетельствует  лишь  о  его  любви  к
своему высокому положению.

    580



     Люди не потому порицают несправедливость, что питают к ней  отвращение,
а потому, что она наносит ущерб их выгоде.

    581



     Перестав любить, мы радуемся, когда нам изменяют, тем самым  освобождая
нас от необходимости хранить верность.

    582



     Радость, охватывающая нас  в  первую  минуту  при  виде  счастья  наших
друзей, вызвана отнюдь не нашей природной добротой или привязанностью к ним:
она просто вытекает из себялюбивой надежды на то, что и мы  в  свою  очередь
будем счастливы или хотя бы сумеем извлечь выгоду из их удачи.

    583



     В невзгодах наших лучших друзей мы всегда находим нечто  даже  приятное
для себя.

    584



     Как мы можем требовать, что бы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами
не можем ее сохранить?

    585



     Самое опасное следствие гордыни - это ослепление:  оно  поддерживает  и
укрепляет ее, мешая нам найти средства, которые облегчили бы наши горести  и
помогли бы исцелиться от пороков.

    586



     Потеряв надежду обнаружить  разум  у  окружающих,  мы  уже  и  сами  не
стараемся его сохранить.

    587



     Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив свою лень,  они  хотят
казаться усердными.

    588



     У нас столько же оснований сетовать на людей,  помогающих  нам  познать
себя, как у того афинского безумца жаловаться на врача, который исцелил  его
от ложной уверенности, что он - богач.

    589



     Философы и в первую  очередь  Сенека  своими  наставлениями  отнюдь  не
уничтожили преступных людских помыслов,  а  лишь  пустили  их  на  постройку
здания гордыни.

    590



     Не замечать охлаждения друзей значит мало ценить их дружбу.

    591



     Даже самые  разумные  люди  разумны  лишь  в  несущественном;  в  делах
значительных разум обычно им изменяет.

    592



     Самое  причудливое  безрассудство  бывает  обычно  порождением   самого
утонченного разума.

    593



     Воздержанность в еде рождена или заботой о здоровье, или неспособностью
много съесть.

    594



     Человеческие дарования подобны  деревьям:  каждое  обладает  особенными
свойствами и приносит лишь ему присущие плоды.

    595



     Быстрее всего мы забываем то, о чем нам прискучило говорить.

    596



     Когда  люди  уклоняются  от  похвал,  это  говорит  не  столько  об  их
скромности, сколько о желании услышать более утонченную похвалу.

    597



     Люди порицают порок и превозносят добродетель только из своекорыстия.

    598



     Похвала полезна хотя бы потому,  что  укрепляет  нас  в  добродетельных
намерениях.

    599



     Красота,   ум,   доблесть   под   воздействием    похвал    расцветают,
совершенствуются  и  достигают,  такого  блеска,  которого  никогда  бы   не
достигли, если бы остались незамеченными.

    600



     Себялюбие наше таково, что его не перещеголяет никакой льстец.

    601



     Люди не задумываются над тем, что  запальчивость  запальчивости  рознь,
хотя в одном  случае  она,  можно  сказать,  невинна  и  вполне  заслуживает
снисхождения, ибо рождена пылкостью характера, а в другом - весьма греховна,
потому что проистекает из неистовой гордыни.

    602



     Величием духа отличаются не те люди, у которых меньше страстей и больше
добродетелей, чем у людей обыкновенных, а лишь те, у кого  поистине  великие
замыслы.

    603



     Короли  чеканят  людей,  как  монету:  они  назначают  им  цену,  какую
заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не  по  их  истинной
стоимости, а по назначенному курсу.

    604



     Даже прирожденная свирепость реже толкает на жестокие поступки,  нежели
себялюбие.

    605



     О всех наших добродетелях можно сказать то же,  что  некий  итальянский
поэт сказал о порядочных женщинах: чаще всего они просто умеют прикидываться
порядочными.

    606



     То, что люди называют добродетелью, - обычно лишь призрак, созданный их
вожделениями  и  носящий  столь  высокое  имя  для  того,  чтобы  он   могли
безнаказанно следовать своим желаниям.

    607



     Мы так жаждем все обратить в  свою  пользу,  что  видим  добродетель  в
пороках, несколько схожих с ними по внешности  и  ловко  переряженных  нашим
себялюбием.

    608



     Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их
и  даже  прославляем:  так,  обкрадыванье  казны  мы  зовем   ловкостью,   а
несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием.

    609



     Мы сознаемся в своих недостатках только под давлением тщеславия.

    610



     Люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи.

    611



     Человек, неспособный на  большое  преступление,  с  трудом  верит,  что
другие вполне на него способны.

    612



     Пышность погребальных  обрядов  не  столько  увековечивает  достоинства
мертвых, сколько ублажает тщеславие живых.

    613



     Сквозь изменчивость и шаткость, как, будто царящих в мире, проглядывает
некое скрытое сцепление событий, некий извечно предопределенный  Провидением
порядок,   благодаря   которому   все   идет   как   положено   по   заранее
предначертанному пути.

    614



     Чтобы вступить в заговор, нужна  неколебимая  отвага,  а  чтобы  стойко
переносить опасности войны, хватает обыкновенного мужества.

    615



     Кто захотел бы определить победу по ее родословной,  тот  поддался  бы,
вероятно, искушению назвать ее, вслед за  поэтами,  дочерью  небес,  ибо  на
земле ее корней не отыскать. И впрямь, победа - это итог  множества  деяний,
имеющих целью отнюдь не ее, а частную выгоду тех, кто эти деяния  совершает;
вот и получается, что хотя люди, из которых состоит войско,  думают  лишь  о
собственной выгоде и возвышении, тем не  менее  они  завоевывают  величайшее
всеобщее благо.

    616



     Не может  отвечать  за  свою  храбрость  человек,  который  никогда  не
подвергался опасности.

    617



     Людям куда легче ограничить свою благодарность, нежели свои  надежды  и
желания.

    618



     Подражание всегда  несносно,  и  подделка  нам  неприятна  теми  самыми
чертами, которые пленяют в оригинале.

    619



     Глубина нашей скорби об утрате друзей сообразна  порою  не  столько  их
достоинствам, сколько нашей нужде в этих людях, а также их высокому мнению о
наших добродетелях.


    620



     Нелегко  отличить  неопределенное  и   равно   ко   всем   относящееся,
благорасположение от хитроумной ловкости.

    621



     Неизменно творить добро нашим ближним мы можем лишь в том случае, когда
они полагают, что не смогут безнаказанно причинить нам зло.

    622



     Чаще всего вызывают  неприязнь  те  люди,  которые  твердо  уверены  во
всеобщей приязни.

    623



     Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора.

    624



     Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других.

    625



     Порою в обществе совершаются такие перевороты,  которые  меняют  и  его
судьбы, и вкусы людей.

    626



     Истинность - вот первооснова и суть красоты и совершенства; прекрасно и
совершенно лишь то, что, обладая всем, чем должно обладать, поистине таково,
каким должно быть.

    627



     Иной  раз  прекрасные  творения   более   привлекательны,   когда   они
несовершенны, чем когда слишком законченны.

    628



     Великодушие - это  благородное  усилие  гордости,  с  помощью  которого
человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим.

    629



     Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству,
ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь  о  собственном
благе, нисколько не заботясь о благе общественном.

    630



     Леность - это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество
ее неощутимо, а ущерб, наносимый  ею,  глубоко  скрыт  от  наших  глаз,  нет
страсти более пылкой и зловредной. Если мы  внимательно  присмотримся  к  ее
влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется  завладеть  всеми  нашими
чувствами,  желаниями   и   наслаждениями:   она   -   как   рыба-прилипала,
останавливающая  огромные  суда,  как  мертвый  штиль,  более  опасный   для
важнейших наших дел, чем любые рифы и штормы. В ленивом покое  душа  черпает
тайную усладу, ради которой  мы  тут  же  забываем  о  самых  горячих  наших
упованиях  и  самых  твердых  намерениях.  Наконец,  чтобы   дать   истинное
представление об этой страсти, добавим, что леность - это  такой  сладостный
мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага.

    631



     Судьба порой так искусно подбирает различные людские поступки,  что  из
них рождаются добродетели.

    632



     Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.

    633



     Какая это скучная болезнь - оберегать свое  здоровье  чересчур  строгим
режимом!

    634



     Легче полюбить, когда никого не любишь, чем разлюбить, уже полюбив.

    635



     Большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а  потому,
что велика их слабость. Вот почему обычно имеют такой  успех  предприимчивые
мужчины, хотя они отнюдь не самые привлекательные.

    636



     Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.

    637



     Любовники  берут  друг  с  друга  клятвы  чистосердечно  признаться   в
наступившем охлаждении не столько потому, что хотят немедленно узнать о нем,
сколько потому, что, не слыша такого признания, они еще тверже убеждаются  в
неизменности взаимной любви.

    638



     Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и  длительность  и
той, и другой нимало не зависит от нашей воли.

    639



     Высшее здравомыслие наименее  здравомыслящих  людей  состоит  в  умении
покорно следовать разумной указке других.

    640



     Мы всегда побаиваемся показаться на глаза того, кого любим, после того,
как нам случилось приволокнуться на стороне.

    641



     Должен обрести успокоение тот, у кого  хватило  мужества  признаться  в
своих проступках.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник и еще | riffel - самый лучший блог. | Лента друзей riffel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»