• Авторизация


неоспоримая гениальность 11-01-2007 15:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


    МАКСИМЫ



                                   Наши добродетели - это чаще всего искусно
                              переряженные пороки.

    1



     То, что мы принимаем за  добродетель,  нередко  оказывается  сочетанием
корыстных  желаний  и  поступков,  искусно  подобранных  судьбой  или  нашей
собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают  целомудренны,  а
мужчины - доблестны совсем  не  потому,  что  им  действительно  свойственны
целомудрие и доблесть.

    2



     Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие.

    3



     Сколько ни сделано  открытий  в  стране  себялюбия,  там  еще  осталось
вдоволь неисследованных земель.

    4



     Ни один хитрец не сравнится в хитрости с самолюбием.

    5



     Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность
жизни.

    6



     Страсть часто превращает умного человека в глупца, но  не  менее  часто
наделяет дураков у мои.

    7



     Великие исторические деяния, ослепляющие нас своим блеском и  толкуемые
политиками как следствие великих замыслов, чаше всего являются  плодом  игры
прихотей и страстей. Так, война между Августом и Антонием, которую объясняют
их честолюбивым желанием властвовать  над  миром,  была,  возможно,  вызвана
просто-напросто ревностью.

    8



     Страсти - это единственные ораторы, доводы которых всегда  убедительны;
их искусство рождено  как  бы  самой  природой  и  зиждется  на  непреложных
законах.  Поэтому  человек  бесхитростный,  но  увлеченный  страстью,  может
убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

    9



     Страстям присущи  такая  несправедливость  и  такое  своекорыстие,  что
доверять им опасно и следует их остерегаться даже тогда, когда  они  кажутся
вполне разумными.

    10



     В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание
одной из них почти всегда означает торжество другой.

    11



     Наши страсти часто  являются  порождением  других  страстей,  прямо  им
противоположных: скупость порой ведет к расточительности, а расточительность
- к скупости; люди  нередко  стойки  по  слабости  характера  и  отважны  из
трусости.

    12



     Как бы мы ни старались скрыть наши страсти под  личиной  благочестия  и
добродетели, они всегда проглядывают сквозь этот покров.

    13



     Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши  вкусы,  чем  когда
осуждают наши взгляды.

    14



     Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть
своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро
и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться.

    15



     Милосердие сильных мира сего чаще  всего  лишь  хитрая  политика,  цель
которой - завоевать любовь народа.

    16



     Хотя  все  считают  милосердие  добродетелью,  оно   порождено   иногда
тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда - и тем, и  другим,
и третьим.
                                     17

     Умеренность счастливых  людей  проистекает  из  спокойствия,  даруемого
неизменной удачей.

    18



     Умеренность - это боязнь  зависти  или  презрения,  которые  становятся
уделом всякого, кто ослеплен своим счастьем; это суетное  хвастовство  мощью
ума; наконец, умеренность людей,  достигших  вершин  удачи,  -  это  желание
казаться выше своей судьбы.

    19



     У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.

    20



     Невозмутимость мудрецов - это всего лишь умение скрывать свои чувства в
глубине сердца.

    21



     Невозмутимость, которую проявляют порой осужденные на казнь, равно  как
и презрение к смерти, говорит лишь о боязни  взглянуть  ей  прямо  в  глаза;
следовательно, можно сказать, что то и другое для их разума - все равно  что
повязка для их глаз.

    22



     Философия торжествует над горестями прошлого  и  будущего,  но  горести
настоящего торжествуют над философией.

    23



     Немногим людям дано постичь, что такое смерть; в большинстве случаев на
нее идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведенному обычаю,
и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти.

    24



     Когда великие люди наконец сгибаются под тяжестью  длительных  невзгод,
они этим показывают, что  прежде  их  поддерживала  не  столько  сила  духа,
сколько сила честолюбия, и что герои отличаются от обыкновенных людей только
большим тщеславием.

    25



     Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем  когда
она враждебна.

    26



     Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

    27



     Люди часто похваляются самыми  преступными  страстями,  но  в  зависти,
страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

    28



     Ревность до некоторой степени разумна  и  справедлива,  ибо  она  хочет
сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между  тем  как
зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних.

    29



     Зло,  которое  мы  причиняем,  навлекает  на  нас  меньше  ненависти  и
преследований, чем наши достоинства.

    30



     Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем  себя,  что
не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

    31



     Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно  подмечать  их  у
ближних.

    32



     Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в  неистовство,
как только сомнения превращаются в уверенность.

    33



     Гордость всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет,  даже  когда,
отказывается от тщеславия.

    34



     Если бы нас не одолевала гордость, мы  не  жаловались  бы  на  гордость
других.

    35



     Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее
проявляют.

    36



     Природа, в заботе о нашем счастии, не только  разумно  устроила  opганы
нашего тела, но еще  подарила  нам  гордость,  -  видимо,  для  того,  чтобы
избавить нас от печального сознания нашего несовершенства.

    37



     Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать  наставления  людям,
совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того,  чтобы  исправить,
сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.

    38



     Мы обещаем соразмерно нашим расчетам, а выполняем обещанное  соразмерно
нашим опасениям. {1}

    39



     Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает  любые  роли  -  даже
роль бескорыстия.

    40



     Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза.

    41



     Кто слишком усерден  в  малом,  тот  обычно  становится  неспособным  к
великому. {2]

    42



     У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем  велениям
рассудка.


    43



     Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле
что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце  незаметно
увлекает его к другой.

    44



     Сила  и  слабость  духа  -  это  просто   неправильные   выражения:   в
действительности же существует лишь хорошее  или  плохое  состояние  органов
тела.

    45



     Наши прихоти куда причудливее прихотей судьбы.

    46



     В привязанности  или  равнодушии  философов  {3}  к  жизни  сказывались
особенности их себялюбия, которые так же нельзя оспаривать, как  особенности
вкуса, как склонность к какому-нибудь блюду или цвету.

    47



     Все,  что  посылает  нам  судьба,  мы  оцениваем   в   зависимости   от
расположения духа.

    48



     Нам дарует радость  не  то,  что  нас  окружает,  а  наше  отношение  к
окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а  не  тем,  что
другие считают достойным любви.

    49



     Человек никогда не бывает так счастлив  или  так  несчастлив,  как  это
кажется ему самому.

    50



     Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы
убедить таким образом и других и себя в том, что судьба еще не воздала им по
заслугам.

    51



     Что может быть сокрушительнее  для  нашего  самодовольства,  чем  ясное
понимание того, что сегодня мы порицаем вещи, которые еще вчера одобряли.

    52



     Хотя  судьбы  людей  очень   несхожи,   но   некоторое   равновесие   в
распределении благ и несчастий как бы уравнивает их между собой.

    53



     Какими бы преимуществами природа ни наделила человека, создать из  него
героя она может, лишь призвав на помощь судьбу.

    54



     Презрение философов к богатству было вызвано  их  сокровенным  желанием
отомстить  несправедливой  судьбе  за  то,  что  она  не  наградила  их   по
достоинствам жизненными благами; оно было  тайным  средством,  спасающим  от
унижений  бедности,  и  окольным  путем  к  почету,   обычно   доставляемому
богатством.

    55



     Ненависть к людям,  попавшим  в  милость,  вызвана  жаждой  этой  самой
милости. Досада на ее отсутствие смягчается и умиротворяется  презрением  ко
всем, кто ею пользуется; мы отказываем им в уважении, ибо  не  можем  отнять
того, что привлекает к ним уважение всех окружающих.

    56



     Чтобы упрочить свое положение в свете, люди старательно делают вид  что
оно уже упрочено. {4}


    57



     Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние  часто  бывают
следствием не великих замыслов, а простой случайности.

    58



     Наши  поступки  словно  бы  рождаются  под  счастливой  или  несчастной
звездой; ей они и обязаны большей частью похвал или порицаний, выпадающих на
их долю.

    59



     Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный  человек  не  мог
извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь  счастливых,  чтобы
безрассудный не мог обратить их против себя.

    60



     Судьба все устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует.

    61



     Счастье и несчастье человека в такой, же степени зависят от его  нрава,
как от судьбы.

    62



     Искренность - это чистосердечие. Мало кто обладает  этим  качеством,  и
то, что мы принимаем за него, чаще всего  просто  тонкое  притворство,  цель
которого - добиться откровенности окружающих.

    63



     За отвращением ко лжи нередко кроется  затаенное  желание  придать  вес
нашим утверждениям и внушить благоговейное доверие к нашим словам.

    64



     Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.

    65



     Каких только похвал не возносят благоразумию! Однако  оно  не  способно
уберечь нас даже от ничтожнейших превратностей судьбы.

    66



     Дальновидный человек должен  определить  место  для  каждого  из  своих
желаний и затем осуществлять их по порядку.  Наша  жадность  часто  нарушает
этот порядок и заставляет  нас  преследовать  одновременно  такое  множество
целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.

    67



     Изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума.
  

    68 


 
     Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души -
это жажда властвовать, для ума - внутреннее сродство, а для тела - скрытое и
утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь.
 

    69 


 
     Чиста и свободна от влияния других страстей только та  любовь,  которая
таится в глубине нашего сердца и неведома нам самим.
 

    70 


 
     Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда  она  есть,
или изображать - когда ее нет
 

    71 


 
     Нет таких людей, которые,  перестав  любить,  не  начали  бы  стыдиться
прошедшей любви.
 

    72 


 
     Если судить о любви по обычным ее проявлениям,  она  больше  похожа  на
вражду, чем на дружбу.
 

    73 


 
     На свете немало таких женщин, у  которых  в  жизни  не  было  ни  одной
любовной связи, но очень мало таких, у которых была только одна.
 

    74 


 
     Любовь одна, но подделок под нее - тысячи.
 

    75 


 
     Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает  жить,  как  только
перестает надеяться или бояться.
 

    76 


 
     Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее
видел.
 

    77 


 
     Любовь  прикрывает  своим  именем  самые   разнообразные   человеческие
отношения, будто бы связанные с нею, хотя на самом деле она участвует в  них
не более, чем дож в событиях, происходящих в Венеции.
 

    78 


 
     У большинства  людей  любовь  к  справедливости  -  это  просто  боязнь
подвергнуться несправедливости.
 

    79 


 
     Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.
 

    80 


 
     Мы потому так непостоянны в дружбе, что трудно  познать  свойства  души
человека и легко познать свойства его ума.
 

    81 


 
     Мы способны любить  только  то,  без  чего  не  можем  обойтись;  таким
образом, жертвуя собственными интересами  ради  друзей,  мы  просто  следуем
своим вкусам и склонностям. Однако именно эти жертвы делают дружбу подлинной
и совершенной.
 

    82 


 
     Примирение с врагами говорит лишь об  усталости  от  борьбы,  о  боязни
поражения и о желании занять более выгодную позицию. {5}
 

    83 


 
     Люди обычно называют дружбой совместное  времяпрепровождение,  взаимную
помощь в  делах,  обмен  услугами  -  одним  словом,  такие  отношения,  где
себялюбие надеется что-нибудь выгадать.
 

    84 


 
     Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
 

    85 


 
     Мы часто убеждаем себя в том, что действительно  любим  людей,  стоящих
над нами; между тем  такая  дружба  вызвана  одним  лишь  своекорыстием:  мы
сближаемся с этими людьми не ради того, что хотели бы им дать, а ради  того,
что хотели бы от них получить.
 

    86 


 
     Своим недоверием мы оправдываем чужой обман.
 

    87 


 
     Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
 

    88 


 
     Самолюбие  увеличивает  или  умаляет   добродетели   наших   друзей   в
зависимости от того, насколько мы довольны этими людьми: об их  достоинствах
мы судим по их отношению к нам.
 

    89 


 
     Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
 

    90 


 
     В   повседневной   жизни   наши   недостатки   кажутся   порою    более
привлекательными, чем наши достоинства.
 

    91 


 
     Самое большое честолюбие прячется и становится незаметным,  как  только
его притязания наталкиваются на непреодолимые преграды.
 

    92 


 
     Вывести   из   заблуждения   человека,   убежденного   в    собственных
достоинствах, значит оказать ему  такую  же  дурную  услугу,  какую  некогда
оказали  тому  афинскому  безумцу,  который  считал  себя  владельцем   всех
кораблей, прибывающих в гавань.
 

    93 


 
     Старики потому так любят давать хорошие советы,  что  уже  не  способны
подавать дурные примеры.
 

    94 


 
     Громкое имя не возвеличивает, а лишь унижает того, кто не умеет  носить
его с честью.
 

    95 


 
     Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто  сумел  заслужить
похвалу своих завистников.
 
 

    96 


 
     Неблагодарность остается неблагодарностью даже и в  том  случае,  когда
облагодетельствованный повинен в ней меньше, чем благодетель.
 

    97 


 
     Неправ, тот, кто считает,  будто  ум  и  проницательность  -  различные
качества. Проницательность - это просто  особенная  ясность  ума,  благодаря
которой он добирается до сути вещей, отмечает  все,  достойное  внимания,  и
видит невидимое другим. Таким образом, все, приписываемое  проницательности,
является лишь следствием необычайной ясности ума.
 

    98 


 
     Все расхваливают свою доброту, но никто не решается похвалить свой ум.
 

    99 


 
     Учтивость ума заключается в способности думать достойно и утонченно.
 

    100 


 
     Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить.
 

    101 


 
     Порою в нашем уме рождаются мысли в форме уже такой  отточенной,  какую
он никогда не смог бы придать им, сколько бы ни ухищрялся.
 

    102 


 
     Ум всегда в дураках у сердца.
 

    103 


 
     Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины  своего
сердца.
 

    104 


 
     На каждого человека, как и на  каждый  поступок,  следует  смотреть  с.
определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи,  другие
же становятся понятными только издали. {6}
 

    105 


 
     Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает,  что  такое
ум, умеет его распознать и любуется им.
 

    106 


 
     Чтобы постичь окружающий нас мир, нужно знать его во всех подробностях,
а так как этих подробностей почти бесчисленное множество, то и  знания  наши
всегда поверхностны и несовершенны.
 

    107 


 
     Люди кокетничают, когда делают вид, будто им чуждо всякое кокетство.
 

    108 


 
     Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.
 

    109 


 
     Юность меняет свои вкусы из-за пылкости чувств, а старость сохраняет их
неизменными по привычке.
 

    110 


 
     Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.
 
 

    111 


 
     Чем сильнее мы любим женщину, тем больше склонны ее ненавидеть.
 

    112 


 
     К старости недостатки ума становятся все  заметнее,  как  и  недостатки
внешности.
 

    113 


 
     Бывают удачные браки, но не бывает браков упоительных.
 

    114 


 
     Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают  друзья,  но  они
нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.
 

    115 


 
     Так же легко обмануть себя и не заметить  этого,  как  трудно  обмануть
другого и не быть изобличенным.
 

    116 


 
     Сколько лицемерия  в  людском  обычае  советоваться!  Тот,  кто  просит
совета, делает вид, что относится  к  мнению  своего  друга  с  почтительным
вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил  его
поступки и взял на себя ответственность за них. Тот  же,  кто  дает  советы,
притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой
услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает  извлечь  таким  путем
какую-либо выгоду или снискать почет.
 

    117 


 
     Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы  проявляем
поистине утонченную хитрость,  потому  что  обмануть  человека  легче  всего
тогда, когда он хочет обмануть нас. {7}
 

    118 


 
     Если мы решим никогда  не  обманывать  других,  они  то  и  дело  будут
обманывать нас.
 

    119 


 
     Мы так привыкли притворяться перед  другими,  что  под  конец  начинаем
притворяться перед собой.
 

    120 


 
     Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а  по
слабости характера.
 

    121 


 
     Люди делают добро  часто  лишь  для  того,  чтобы  обрести  возможность
безнаказанно творить зло.
 

    122 


 
     Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы  сильны,  а  потому,
что они слабы.
 

    123 


 
     Люди не знали бы удовольствия в жизни, если бы никогда себе не льстили.
  

    124



     Истинно ловкие люди всю жизнь делают вид, что гнушаются хитростью, а на
самом деле они просто приберегают ее для исключительных  случаев,  обещающих
исключительную выгоду.

    125



     Злоупотребление  хитростью  говорит  об   ограниченности   ума;   люди,
пытающиеся прикрыть таким способом свою  наготу  в  одном  месте,  неизбежно
разоблачают себя в другом.

    126



     Хитрость и предательство свидетельствуют лишь о недостатках ловкости.

    127



     Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других.

    128



     Преувеличенная тонкость ведет к пустой щепетильности; только в истинной
щепетильности скрыта настоящая тонкость

    129



     Иногда достаточно быть грубым, чтобы избегнуть ловушки хитреца. {8}

    130



     Слабость характера - это единственный  недостаток,  который  невозможно
исправить.

    131



     Легкое поведение - это наименьший недостаток  женщин,  известных  своим
легким поведением.

    132



     Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.

    133



     Копии хороши лишь тогда, когда они открывают нам смешные стороны дурных
оригиналов.

    134



     В людях не так смешны те качества, которыми они обладают,  как  те,  на
которые они претендуют.

    135



     Порою человек так же мало похож на себя, как и на других.

    136



     Иные люди только потому и влюбляются, что они наслышаны о любви.

    137



     Люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить.

    138



     Люди скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе.

    139



     Одна из причин того,  что  умные  и  приятные  собеседники  так  редки,
заключается в обыкновении большинства людей отвечать не на чужие суждения, а
на  собственные  мысли.  Тот,  кто  похитрее  и  пообходительнее,   пытается
изобразить на своем  лице  внимание,  но  его  глаза  и  весь  облик  выдают
отсутствие интереса к тому,  что  говорит  другой,  и  нетерпеливое  желание
вернуться к тому, что намерен сказать он сам. Мало кто понимает,  что  такое
старание угодить себе - плохой способ угодить другому или убедить его и что,
только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.

    140



     Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение,  не  будь
он окружен дураками.

    141



     Мы  любим  похваляться  тем,  что  никогда  не  скучаем;  тщеславие  не
позволяет  нам  признать,  что  в  обществе   нас   могут   счесть   плохими
собеседниками.

    142



     В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди
ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить - и  ничего  не
сказать.

    143



     Преувеличивая чужие добродетели, мы отдаем дань не столько им,  сколько
нашим собственным чувствам; мы ищем  похвал  себе,  делая  вид,  что  хвалим
других.

    144



     Люди не любят хвалить и никогда не хвалят бескорыстно.  Похвала  -  это
искусная, скрытая, изящная лесть, приятная и тому, кто льстит, и тому,  кому
льстят:  один  принимает  ее  как  награду  за  свои   достоинства,   другой
преподносит, чтобы доказать свою справедливость и проницательность.

    145



     Мы часто выискиваем отравленные похвалы, косвенно  открывающие  в  тех,
кого мы хвалим, такие недостатки, на  которые  мы  не  осмеливаемся  указать
прямо.

    146



     Мы хвалим других обычно лишь для того, чтобы услышать похвалу себе.

    147



     Люди  редко  бывают  достаточно  разумны,  чтобы  предпочесть  полезное
порицание опасной похвале.

    148



     Иные упреки звучат как похвала, зато иные похвалы хуже злословия.

    149



     Уклонение от похвалы - это просьба повторить ее.

    150



     Жажда заслужить расточаемые нам  похвалы  укрепляет  нашу  добродетель;
таким образом, похвалы нашему уму, доблести  и  красоте  делают  нас  умнее,
доблестнее и красивее.

    151



     Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами.

    152



     Если бы мы не льстили себе сами, нас не портила бы чужая лесть.

    153



     Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

    154



     Судьба исправляет такие наши недостатки, каких не мог бы исправить даже
разум.

    155



     Иные люди  отталкивают,  невзирая  на  все  их  достоинства,  а  другие
привлекают при всех их недостатках.

    156



     Есть люди, все достоинства  которых  основаны  на  способности  уместно
говорить и делать глупости; если бы они  изменили  поведение,  все  было  бы
испорчено;

    157



     Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была
достигнута.

    158



     Лесть - это фальшивая  монета,  которая  имеет  хождение  только  из-за
нашего тщеславия.

    159



     Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

    160



     Любое, даже самое громкое деяние нельзя назвать великим,  если  оно  не
было следствием великого замысла.

    161



     Деяние и замысел должны соответствовать друг другу, не то заложенные  в
них возможности так и останутся неосуществленными.

    162



     Умение ловко  пользоваться  посредственными  способностями  не  внушает
уважения - и все же  нередко  приносит  людям  больше  славы,  чем  истинные
достоинства. {9}

    163



     В очень многих случаях поведение людей только потому  кажется  смешным,
что причины его, вполне разумные и основательные, скрыты от окружающих.

    164



     Человеку  легче  казаться  достойным  той  должности,  которой  он   не
занимает, нежели той, в которой состоит.

    165



     Порядочные  люди  уважают  нас  за  наши  достоинства,  а  толпа  -  за
благосклонность судьбы.

    166



     Свет чаще награждает видимость достоинств, нежели сами достоинства.

    167



     Скупость дальше от бережливости, чем даже расточительность.

    168



     Как ни обманчива надежда, все же до конца  наших  дней  она  ведет  нас
легкой стезей.

    169



     Хотя мы храним верность своему долгу нередко лишь из лени  и  трусости,
все лавры за это достаются на долю наших добродетелей.

    170



     Нелегко разглядеть, чем вызван честный, искренний, благородный поступок
- порядочностью или дальновидным расчетом.

    171



     Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море.

    172



     Если внимательно присмотреться к последствиям скуки, то  окажется,  что
она заставляет отступать от долга чаще, чем даже своекорыстие.

    173



     Есть две разновидности любопытства: своекорыстное - внушенное  надеждой
приобрести полезные сведения, и самолюбивое - вызванное желанием узнать  то,
что неизвестно другим.

    174



     Было бы куда полезнее употребить все силы нашего разума  на  то,  чтобы
достойно  сносить  несчастья,  уже  случившиеся,   нежели   на   то,   чтобы
предугадывать несчастья, которые еще только могут случиться.

    175



     Постоянство  в  любви  -  это  вечное  непостоянство,  побуждающее  нас
увлекаться  по  очереди  всеми   качествами   любимого   человека,   отдавая
предпочтение то одному  из  них,  то  другому;  таким  образом,  постоянство
оказывается непостоянством, но  ограниченным,  то  есть  сосредоточенным  на
одном предмете.

    176



     Постоянство в любви бывает двух родов: мы постоянны или потому, что все
время находим в любимом человеке новые качества,  достойные  любви,  или  же
потому, что считаем постоянство долгом чести.

    177



     Постоянство  не  заслуживает  ни  похвал,  ни  порицаний,  ибо  в   нем
проявляется устойчивость вкусов и чувств, не зависящая от нашей воли.

    178



     К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость  от  старых
или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди  хорошо  знакомые
недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди мало знакомые будут
восхищаться больше.

    179



     Мы постоянно жалуемся на друзей, чтобы заранее оправдать  непостоянство
нашей дружбы.

    180



     Наше раскаяние -  это  обычно  не  столько  сожаление  о  зле,  которое
совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

    181



     Иногда непостоянство происходит от легкомыслия или от  незрелости  ума,
побуждающих человека соглашаться с любым чужим мнением; но есть другого рода
непостоянство,  более  простительное,  ибо  его   порождает   отвращение   к
окружающему.

    182



     Пороки входят  в  состав  добродетелей,  как  яды  в  состав  лекарств;
благоразумие смешивает их, ослабляет их действие и  потом  умело  пользуется
ими как средством против жизненных невзгод.

    183



     К  чести  добродетели  следует  все  же  признать,  что  самые  большие
несчастья  случаются  с  людьми  не  из-за  нее,  а  из-за  их   собственных
проступков. {10}

    184



     Мы признаемся в своих недостатках для  того,  чтобы  этой  искренностью
возместить ущерб, который они наносят нам в мнении окружающих.

    185



     Зло, как и добро, имеет своих героев.

    186



     Мы презираем не тех, у кого есть пороки, а  тех,  у  кого  нет  никаких
добродетелей.

    187



     Видимость добродетели приносит  своекорыстию  не  меньшую  пользу,  чем
порок.

    188



     Здоровье души не менее хрупко, чем здоровье тела, и тот, кто мнит  себя
свободным от  страстей,  так  же  легко  может  им  поддаться,  как  человек
цветущего здоровья - заболеть.

    189



     С самого рождения каждого человека природа как бы  предопределяет  меру
его добродетелей и пороков.

    190



     Только у великих людей бывают великие пороки.

    191



     Можно сказать, что пороки ждут  нас  на  жизненном  пути,  как  хозяева
постоялых дворов, у которых приходится поочередно останавливаться,  и  я  не
думаю, чтобы опыт помог нам их избегнуть, даже если бы нам было дано  пройти
этот путь вторично.

    192



     Когда пороки покидают нас,  мы  стараемся  уверить  себя,  что  это  мы
покинули их.

    193



     Болезни души так же возвращаются к нам, как и болезни тела. То, что  мы
принимаем  за  выздоровление,  обычно   оказывается   либо   кратковременным
облегчением старого недуга, либо началом нового.

    194



     Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни  лечили,  они
все равно оставляют рубцы и в любую минуту могут открыться снова.

    195



     Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их
несколько.

    196



     Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.

    197



     Есть люди, в дурные дела которых невозможно поверить, пока не убедишься
собственными глазами. Однако нет таких людей, дурным делам которых стоило бы
удивляться после того, как мы в них уже убедились.

    198



     Мы порою восхваляем доблести одного человека,  чтобы  унизить  другого:
так, например, люди меньше превозносили бы принца Конде, если бы  не  хотели
опорочить маршала Тюренна, и наоборот.

    199



     Желание  прослыть  ловким  человеком  нередко  мешает  стать  ловким  в
действительности.

    200



     Добродетель не достигала бы таких высот, если бы ей в пути не  помогало
тщеславие.

    201



     Тот, кто думает, что может обойтись без других,  сильно  ошибается;  но
тот, кто думает, что другие  не  могут  обойтись  без  него,  ошибается  еще
сильнее.

    202



     Люди мнимо благородные скрывают свои недостатки и от других и от  себя,
а люди истинно благородные прекрасно их сознают и открыто о них заявляют.

    203



     Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся.

    204



     Строгость нрава у женщин - это белила и румяна, которыми  они  оттеняют
свою красоту.

    205



     Целомудрие женщин - это большей частью просто забота о добром  имени  и
покое.

    206



     Кто стремится всегда жить на виду у  благородных  людей,  тот  поистине
благородный человек.

    207



     Безрассудство сопутствует нам всю жизнь; если кто-нибудь и кажется  нам
мудрым, то это значит лишь, что его безрассудства соответствуют его возрасту
и положению.

    208



     Есть глупцы, которые сознают свою глупость и ловко ею пользуются.

    209



     Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.

    210



     К старости люди становятся безрассуднее - и мудрее.

    211



     Иные люди похожи на песенки: они быстро выходят из моды.

    212



     Большинство людей судит о ближних по их богатству или светским успехам.

    213



     Жажда славы, боязнь позора,  погоня  за  богатством,  желание  устроить
жизнь удобно и приятно, стремление унизить других - вот что нередко лежит  в
основе доблести, столь превозносимой людьми.

    214



     Для простого солдата доблесть - это  опасное  ремесло,  за  которое  он
берется, чтобы снискать себе пропитание.

    215



     Высшая доблесть и  непреодолимая  трусость  -  это  крайности,  которые
встречаются очень редко. Между ними на обширном  пространстве  располагаются
всевозможные оттенки храбрости, такие  же  разнообразные,  как  человеческие
лица и характеры. Есть люди, которые  смело  встречают  опасность  в  начале
сражения, но легко охладевают и падают духом, если оно затягивается;  другие
делают то, чего от них требует общественное мнение, и на этом успокаиваются.
Одни не всегда  умеют  овладеть  своим  страхом,  другие  подчас  заражаются
страхом окружающих, а  третьи  идут  в  бой  просто  потому,  что  не  смеют
оставаться на своих местах. Иные, привыкнув к мелким опасностям,  закаляются
духом для встречи с более значительными. Некоторые храбры со шпагой в руках,
но пугаются мушкетного выстрела; другие же смело стоят под пулями, но боятся
обнаженной шпаги. Все эти различные виды храбрости схожи между собой в  том,
что ночью, - когда страх усиливается, а тьма равно  скрывает  и  хорошие,  и
дурные поступки, - люди ревнивее оберегают свою жизнь. Но есть у  людей  еще
один способ оберечь себя - и притом самый распространенный:  делать  меньше,
чем они сделали бы, если бы знали наперед, что все сойдет  благополучно.  Из
этого явствует, что страх смерти в какой-то мере ограничивает доблесть.

    216



     Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что
люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

    217



     Бесстрашие  -  это   необычайная   сила   души,   возносящая   ее   над
замешательством, тревогой и смятением,  порождаемыми  встречей  с  серьезной
опасностью. Эта  сила  поддерживает  в  героях  спокойствие  и  помогает  им
сохранять ясность ума в самых неожиданных и ужасных обстоятельствах.

    218



     Лицемерие - это дань уважения, которую порок платит добродетели.

    219



     На войне большинство людей рискует жизнью  ровно  настолько,  насколько
это необходимо, чтобы не запятнать своей  чести;  но  лишь  немногие  готовы
всегда рисковать так, как этого требует цель, ради которой они идут на риск.

    220



     Тщеславие, стыд, а главное, темперамент - вот что обычно лежит в основе
мужской доблести и женской добродетели.

    221



     Все хотят снискать славу, но никто не  хочет  лишиться  жизни;  поэтому
храбрецы проявляют не меньше находчивости и ума, чтобы избежать смерти,  чем
крючкотворцы - чтобы приумножить состояние.

    222



     Почти всегда по отроческим склонностям человека уже  ясно,  в  чем  его
слабость и что приведет к падению его тело и душу.

    223



     Благодарность подобна  честности  купца:  она  поддерживает  коммерцию.
Часто мы оплачиваем ее счета не потому, что стремимся поступать справедливо,
а для того, чтобы впредь люди охотнее давали нам взаймы.

    224



     Не всякий, кто платит долги благодарности, имеет право считать себя  на
этом основании благодарным человеком.

    225



     Ошибки людей в их расчетах на благодарность  за  оказанные  ими  услуги
происходят оттого, что гордость дающего и  гордость  принимающего  не  могут
сговориться о цене благодеяния.
 

    226



     Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего  рода
неблагодарность.

    227



     Счастливые люди неисправимы:  судьба  не  наказывает  их  за  грехи,  и
поэтому они считают себя безгрешными.

    228



     Гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться.

    229



     Если кто-нибудь сделает нам  добро,  мы  обязаны  терпеливо  сносить  и
причиняемое этим человеком зло.

    230



     Пример заразителен, поэтому все благодетели рода  человеческого  и  все
злодеи  находят  подражателей.  Добрым  делам  мы   подражаем   из   чувства
соревнования, дурным же - из врожденной злобности, которую стыд сдерживал, а
пример выпустил на волю.

    231



     Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

    232



     Чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего  в  их  основе  лежит
обманутое своекорыстие или уязвленное тщеславие.

     

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник неоспоримая гениальность | riffel - самый лучший блог. | Лента друзей riffel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»