Сегодня с другом Ж. разговорились на тему искусства. Я не слишком хорошо разбираюсь в живописи, музыке, но разговор поддержать могу, поскольку книжки всё же читаю и новости смотрю. В общем, мне не стоит больших усилий что называется "сойти за умную". А он и подавно парень очень "земной" и от искусства далёк, поэтому мы стали оппонентами. Столкнулись на теме "Моны Лизы" да Винчи. Он - ничего в ней нет и много шуму вокруг измазюканного куска тряпки (да простят меня эстеты, но - видит Бог - это не мои слова). Я - как ни крути, Джоконда - это шедевр.
Естественно, при столкновении материалиста до мозга костей (друга Ж.) и некой особы с претензией на причастность к искусству (меня) не побеждает никто, и дело почти что доходит до драки. Но я - при своём мнении.
Я могу понять, когда трудно оценить абстракцию. Есть, конечно, любители, но очень часто присваемые достоинства явно преувеличены. Вот, например:
"Картина знаменитого американского абстракциониста "Номер 5" Джексона Поллока продана за $140 млн. Покупатель "Номера 5" – мексиканский финансист Дэвид Мартинес, амбициозный коллекционер современного искусства".
Мне кажется, это полный абсурд. Лучше бы в детские дома эту сумму отдали, если у вас есть такие деньги, конечно. Просто фу. Даже умного названия придумать не смог! Назвал бы хотя бы "Бесконечность" или "Ничто", критики может и выше оценили бы.
А Мона Лиза - совсем другое... Как Божий дар с яичницей эти произведения, если сравнивать. Всё, что сотворил Леонардо - высокое искусство, уникальность, труд, техника, история, загадка. Она же на самом деле "живёт", эта картина. "Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи". Выражение лица всё время меняется. Даже рассматривая картину с фотографий в интернете можно это заметить. Она улыбается то более нежно, то чуть более хитро; в её глазах - то демонический огонь, то грусть. Это даже пугает. Как можно создать такую идеальную женщину на холсте, когда даже Бог не смог создать такое многоликое создание на Земле? Она завораживает, её улыбка буквально втягивает всё твоё существо в себя. Я мечтаю посмотреть на неё в Лувре. Знаете, даже если бы она не была ограждена непробиваемыми стёклами, охарой, сигнализациями и прочим, я бы побоялась подойти к ней ближе, чем позволено в музее. Я восхищаюсь Джакондой и испытываю священный трепет. Я даже не знаю, как говорить: восхищаюсь картиной или самой Моной Лизой. Посмотрите внимательно на неё. Может, Леонардо да Винчи был магом, колдуном, алхимиком или кем-то ещё, кому были открыты особые тайны?
Примерно это я и сказала моему милому "земному" другу. Он, конечно, прифигел слегка, но вряд ли воспринял. Не потому что глупый, нет. Другой. "Нормальный пацан" в общем. Сказал он мне после моей тирады следующее:
- О, Ритос, я афоризм про твою Джоконду вспомнил: "Почему Мона Лиза нравится мужчинам? Да потому что уже столько веков смотрит каждому из них прямо в глаза, улбыается и молчит!"
Исходное сообщение Dolli_Geiz большой_генри , Генри, мы одновременно написали комментарий об одной и той же теории, заметил?;) Кстати, ты потрясающий на фото.(пунцовея): Ну, уж... Тем паче, рядом с таким шедевром. А может я потрясающий именно из-за этого? Марго, теорий много. Если уж совсем честно, то меня не сильно так уж волнует, кто позировал или наоборот - нет, а вот личность Леонардо более загадочна. Тоже есть версия, что он попал в то время из будущего и по каким-то причинам, не смог вернуться обратно. Поражает круг его интересов, а главное знаний. Многое говорят...