Поклонники наконец-то дождались!
26 сентября в 19.00 в ЦДХ состоится презентация электрического альбома "Авиатор" Ольги Арефьевой и "Ковчега".
"Авиатор" прекрасен внешне и внутренне. В него вложен огромный труд и настоящее вдохновение. Это сразу видно по прелестной обложке со старыми самолетами, напоминающими яркие цветы. А внутри - буря и натиск. Не фон для релакса - это исповедь, проповедь и молитва.
Альбом принадлежит сразу нескольким стихиям: воздуху и земле, воздуху и воде, и еще немного огню. Он - посредник между ними. Так же легко и мощно, как отрывается от земли самолет, музыка поднимает слушателя над обыденностью, показывает ему сверху ничуть не меньше, чем план-схему мироздания. Авиатор одновременно - действующая фигурка на земле и летящий наблюдатель. Слушая эту музыку, вы ни секунды не отдохнете, это девятый вал звуков и эмоций. По очереди и вместе - мелодии и тексты берут первенство в утаскивании духа на вершины полета и в бездны воздушных ям. Вы будете то замирать, вслушиваясь в строки, пронизывающие до мороза по коже, то обнаружите себя плачущими или поющими от счастья. Ольга - мастер пробить на слезу даже самых толстокожих.
Главная нота альбома - исповедальная. Самые текстово мощные - "Семь с половиной" и "Асимметрия". Именно эти две песни на концертах вызывали наиболее настойчивые вопросы о том, когда же выйдет их запись.
Хотя, надо заметить, в "Авиаторе" концентрация потенциальных хитов необычайна даже для Ольги. Каждая песня здесь - шедевр, которым хочется любоваться отдельно.
История духовного летчика, отчаянного ребенка вселенной - она не о физическом полете. Авиатор - каждый из нас, хотя бы на шестьдесят минут диска. В этой музыке - жизнь и боль, любовь, красота и грядущая победа, которая освещает жизнь духовного искателя, даже если он никогда не поднимался на борт самолета.
А игривый блеск земных аттракционов - это лишь одна большая, яркая и красивая иллюзия. "Эта ласка и эта таска - маска тьмы, пустоты костюм. Тонкой пленкой цветной раскраски слепит глазки, морочит ум".
Победа над болью - не в том, чтобы ее заглушить или залечить. А в том, чтобы понять: все происходящее - это лишь картинка в учебнике жизни. И настоящее значение имеют не роли, которые ты играешь в ее театре, а решения, которые ты принимаешь. Все остальное в итоге будет скомкано и сожжено, как ученические тетрадки. Останется лишь нематериальный итог пройденного урока. То самое истинное и неизменное небо, которое, внезапно замерев, созерцаешь в самой гуще иллюзорной битвы.
Песни альбома удивительно разнообразны, но их роднит принадлежность к одной сказке.
В мелодиях переливаются смешанные в разных пропорциях щемящая красота и благородная ярость. В них, как часто у Ольги, есть что-то от надиктованности ангелами. "Путаю жесты, вместо концерта пою молитву, Путаю воздух с водой, а воду с любовью. Из состояний материи мне подойдет любое".
Ольга и сама часто до конца не понимает, что сочинила и спела. Через нее говорят могучие силы. Мы идем к трансформации, мы скоро станем другими. Вот этот выход - и есть самое главное послевкусие альбома. Ощущение невероятного, но негромкого счастья причастности к близкой и трудной победе божественного над косностью материи.
Но главная песня альбома всё-таки "Начинай". Она построена на просьбе-требовании-мольбе с одним главным словом "Начинай!", где собеседник (Кто он? Человек? Ангел? Бог? Внутреннее Я?) не произносит ни слова в ответ. В этом минимализме есть что-то библейское. И парадоксальным образом в этой печальной и торжественной песне больше всего надежды. Она - достойный итог как отдельно взятого альбома, так и целого отрезка творческого пути группы.
В записи музыканты шли от того, чего хочет песня, считывали ее внутреннее натяжение. Ведь воля, оказывается, есть даже у художественных произведений, как и у их героев.
Поэтому "Асимметрия" стала электронной, а "Семь с половиной" звучит под одну гитару. Классически-агрессивный панк-саунд в "Сансаре" смело дополнен скрипичной группой, в эзотеричной "Птичке" щелкают детские шкатулки и шуршат прямо в ухо прикосновения к гитарным струнам. Для каждой песни найдено особое звучание. Но на деле слушатель может даже не заметить переходов. Есть единство, как в классическом театре - места, времени и действия. Место - человеческая душа, время - прямо сейчас, действие - полет. Есть волшебные руки музыкантов, которые не пожалели очень больших сил и времени на пристальную возню с каждым звуком. Петр Акимов, Сергей Индюков, Сергей Суворов и сама Ольга провели в студии рекордно много времени, колдуя над нюансами, которые кому-то покажутся микроскопическими. Но они важны. Голос полностью переписывался два раза - летом в задымленной Москве пришло вдруг понимание того, как сделать его ближе и живее.
"Я мешанина из женщины и мужчины" - поет Ольга, и начинаешь просматривать эту ангельскую андрогинность в ее фигуре, которая постепенно теряет принадлежность к видимому спектру. И все же она от нас не уходит, изменяется только угол зрения. Она идет впереди по дороге, которую проходим мы все, подгоняемые ощущением происходящих на планете апокалиптических изменений, почти пройденного этапа и близкого начала чего-то нового, неизведанного. Это страшно и прекрасно.
Будда сравнивал своё учение с криками человека, призывающего жильцов выбегать из горящего дома. А они всё спрашивают - а какая там погода? А стоит ли туда идти? А что мы там увидим? Уже не до того. Старый мир шелухой из прожитой кинопленки остается у наших ног.
А впереди:
"Мы живем в нуле, мы гости на Земле.
Сроднились с пустотой и стали красотой
А теперь всё можем".
Скачать песни Ольги Арефьевой
Ольга Арефьева, живой журнал:
http://olga-arefieva.livejournal.com
Сообщество в ЖЖ
Сообщества на liveinternet.ru, посвященные творчеству Ольги Арефьевой:
Ольга Арефьева
Ковчег