
ЧТО ТОЛЬКО В ЭТОЙ РЕЛИГИИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЦАРЬ
И ПОКОРИТЕЛЬ ПРИРОДЫ,
А ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ.
БУДДА ГОВОРИЛ:
«ПРИРОДА БУДЕТ ЖИТЬ ТОГДА,
КОГДА ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЕЁ ХРАНИТЬ»
И ЭТО СКАЗАНО 2500 ЛЕТ НАЗАД!
БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ
ЛЕГЕНДА
Клан Шакия жил в предгорьях Гималаев,
в районе Северной Индии (Южный Непал).
У правителя клана Шутходана Гаутамы и
королевы Махаман не было детей. И вот
однажды королеве приснился странный
сон. Четыре ангела, появившиеся с 4-х сторон
света, подхватили ее и перенесли к горному
озеру на вершине Гималаев. Здесь ее искупали
и нарядили в небесные одежды.
Внезапно возникший маленький белый
слоненок с цветком белого лотоса, потрубил,
обошел вокруг три раза и вошел в нее с
правой стороны. После этого королева
забеременела. Король и подданные
с нетерпением ожидали рождение наследника.
По древнему обычаю королева отправилась рожать в родительский дом, а по дороге присела отдохнуть в прекрасном цветущем саду Лумбини. Она протянула правую руку, чтобы сорвать ветку, и вэто момент родился принц. Это случилось в полнолуние 8 апреля 623 г до нашей эры. Принца назвали Сидхартха Гаутама (Сидхартха-исполнение желаний). Радость короля была безгранична, но вскоре радость сменилась печалью: на седьмой день королева умерла. Ее младшая сестра Махапраджапати стала приемной матерью и воспитала принца с любовью и заботой. Отшельник Асита, живший в горах недалеко от столицы, заметив сияние, исходившее из дворца, воспринял это как хорошее знамение, пришел во дворец и был представлен ребенку. Посмотрев на принца, он предсказал: "Если принц останется во дворце, он станет великим правителем и завоюет весь мир. Но, если он предпочтет жизнь религиозную, станет Буддой, спасителем мира". Счастливый отец был польщен таким пророчеством, но позже стал беспокоиться о вероятности выбора второго пути. В возрасте 7 лет принц начал изучать гражданские и военные науки, но его мысли занимали совсем другие вещи. Одним весенним утром он выехал с отцом на прогулку. Вместе они наблюдали, как фермер вспахивал поле, и в это время птица присела на борозду и склевала червяка, которого плуг крестьянина вывернул наружу. Принц присел под деревом и прошептал: "О боже! Неужели все живые существа убивают друг друга?". Ребенок, рано потерявший мать, был глубоко потрясен трагедией этих маленьких существ. Душевная рана увеличивалась с каждым днем. Вспоминая пророчество старика, король старался любовью и заботой направить мысли сына в другое русло. В возрасте 19 лет принц женился на принцессе Яшодаре, двоюродной сестре, и в течение последующих 10 лет жизнь протекала в увеселенных забавах. И хотя принц имел все, чтобы быть счастливым, печали мира, окружавшие его, переполняли его чувствительную душу. Мысли принца всегда возвращались к проблеме страдания, когда он пытался понять смысл человеческой жизни. "Великолепие дворца, здоровое тело, юность - какое все это имеет значение? Однажды мы все заболеем, постареем и не избежим смерти, перед которой все равны. Должен существовать выход. Так же как теплу противопоставлен холод, а свету темнота, так и счастье должно противостоять печали". Так душевные страсти разжигались в его мозгу до тех пор, пока не родился у него единственный сын Рахула, когда Гаутаме исполнилось 29 лет. И вот настал момент, когда принц решил покинуть дворец, чтобы найти ответы на свои вопросы. Внутренний голос твердил ему: "Лучше бы ты остался дома, и весь мир будет принадлежать тебе". На что он отвечал: "Не нужен мне весь мир!". Побрив голову, надев желтую робу аскета, он направил свои стопы на юг, неся в руках нищенскую чашу. Принц жил у отшельников, изучая их методы и образ жизни в течении 6 долгих лет. Он практиковал все виды аскетизма (голодовки, бичевания, ночные бдения, покаяния) и превратился в скелет. На горьком опыте самоистязания он понял, что идет неправильным путем. Самоистязания ослабляют тело, дух, интеллект. Покинув аскетов и оставшись один, обессиленный, на грани смерти, он предпринял последнюю попытку через медитацию прийти к прозрению, повторял себе: "Пусть кровь высохнет в жилах, плоть сгниет, а кости разложатся, но я не покину это место до тех пор пока не пойму смысл жизни". И вот прекрасным солнечным утром, погруженный в медитацию, он вдруг осознал и понял вещи, как они есть на самом деле.
[340x227]
Он прозрел, стал Буддой (прозревший, озаренный) в возрасте 35 лет. Он не был рожден Буддой, он стал им, благодаря своему старанию. На четвертой неделе после озарения ум его прояснился, тело очистилось и стало излучать шести цветное сияние (все шесть цветов представлены на буддийском флаге и символизирует: синий- уверенность, красный-ум, оранжевый -отрешенность, желтый- святость, белый- чистоту, смешанный -все эти качества вместе взятые).
Через семь дней Будда решил, что настало время поделиться своими знаниями с человечеством...
В течение последующих 45 лет Будда много странствовал, проповедуя, и у него появилось много учеников и последователей. Когда ему исполнилось 80 лет, он заболел и, как все смертные, отошел в мир иной - Нирвану.
Будда не был богом или пророком, а был обычным человеком: рожден как человек, жил как человек и как человек умер. Что открыл Будда?
Главный принцип реальности - все, что имеет начало, имеет и конец, и страдания не исключение.
Главная мысль его учения - отсутствие постоянства в мире времени и пространства.
Жизнь, говорил Будда, состоит из двух составных:
физического тела и разума.
Тело кажется, нам нашим собственным, и в то же время мы не можем им полностью управлять. Оно подвержено болезням, старости и, наконец, смерти.
Разум еще более непостоянен, чем тело. Мысли человека, его характер и стремления постоянно меняются, иначе нет прогресса и развития.
Таким образом, жизнь, комбинация тела и разума, продолжается до тех пор, пока существуют желания и амбиции, что порождает страдания.
Причина страданий - эгоизм, вера в свое исключительное "я". Эгоизм, в свою очередь, питает жажду жизни в широком смысле этого слова (жажду удовольствий, жажду власти, жажду богатства, жажду господства...), ввергая нас в бездну самсары (грешной жизни), бесконечный цикл перерождений.
Причиной перерождений является карма - закон зависимости, закон причины и следствия. Карма, итог желаний, мыслей, поступков прошлых жизней и настоящей, создает новую жизнь.
Новое тело и разум - результат прежних тел и разумов. Наша будущая жизнь это продукт тех карм плюс кармы настоящей. До нас и после нас бесконечная вереница жизней прошедших, настоящих и будущих до тех пор, пока мы не положим им конец. Остановить процесс существования можно лишь уничтожением кармы, с исчезновением которой исчезнут и причины, необходимые для перерождений.
Отсюда следует из замкнутого круга самсары в Нирвану.
Нирвана это не рай, это иной мир более высокого уровня развития.
Учение Будды суммировано в то, что называется Четыре правды: -
рождение, жизнь, болезнь и смерть - страдания;
-страдания возникают из-за эгоистических желаний, амбиций; -избавиться от желаний - уйти от страданий; -пути избавления от страданий. Избавиться от страданий можно с помощью:
-правильного понимания;
-правильного намерения;
-правильной речи;
-правильного поведения;
-правильного образа жизни;
-правильного стремления;
-правильной заботы;
-правильного мышления.
Процесс этот эволюционный, проходящий многие этапы духовного развития. Учение Будды невозможно объяснить только посредством притч.
Будда говорил, что врата успеха открыты для всех, богатых и бедных, святых и преступников, часто сравнивая человека, стремящегося к совершенству, с цветком лотоса. "Цветок белого лотоса рождается под грязной мутной водой пруда. Достигнув поверхности, бутон вырастает над водой и, расцветая, приносит радость всем кто его видит.
Так и человек, рожденный при неблагоприятных обстоятельствах, в плохом окружении, без условий для социального и духовного развития, может достичь зрелости и совершенства".
Следуя учению Будды, заповедям (не убей, не укради, не лги, не пей, не прелюбодействуй), совершая правильные поступки, человек поднимается выше и выше по лестнице духовного развития. Будда предостерегает тех, кто решил следовать его примеру, избегать самоистязаний и самопотаканий. Потакание слабостям низко, самоистязание сумасшедствие; обе крайности бесполезны.
Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя. Награда - знание, спокойствие, уравновешенность, идеальный мир.
[667x500]
Будда не претендовал на роль первооткрывателя и не утверждал, что его путь единственно правильный. Каждый, кто захочет и приложит усилия, откроет свой путь и придет к совершенству, потому что итог жизни всегда один и тот же - Нирвана.
Буддизм - Закон Освобождения - не религия в общепринятом смысле этого слова, так как учение не сконцентрировано на боге. Будда не верил во всемогущего и всевидящего властелина, контролирующего человеческую судьбу, награждающего или карающего. Учение признает безграничные скрытые возможности самого человека и объясняет, что Ваше спасение в Ваших руках.
В буддизме нет молитв о спасении и заступничестве. Молитвы приобретают характер частных эгоистических сделок с богом для осуществления земных амбиций.
Вместо молитв буддизм предлагает медитацию. Медитация это не молчаливое созерцание, а активная тренировка ума, ведущая к самосовершенствованию и самоконтролю.
Буддизм предоставляет совершенную свободу мысли, не требуя слепой веры; вера заменена уверенностью, основанной на знании и путем анализа, благодаря чему буддизм часто называют Вибхаджавада - Религия Аналитического Знания.
Будда представляет собой бессмертный идеал человечества - Человека Совершенного. Его образ в храме создает чувство присутствия самого учителя, что в свою очередь вдохновляет верующих следовать его примеру.
Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов благовоний отдают дань уважения учителю и его учению.
Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, но они помогают концентрировать внимание верующих на учении.
Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: "Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня".
Буддизм можно без сомнения сравнивать с наукой, хотя его нужно рассматривать как параллельное учение.
Наука имеет дело с материей, а буддизм с моральным и духовным развитием (различен предмет изучения).
Буддизм нельзя также назвать чистой философией, так как философия имеет дело со знанием и не касается практики, в то время как буддизм связан с реализацией знаний на практике.
[588x699]