[269x350]
Я уже писала о култах Деметры, об амазонках - как и обешала, сегодняшняя тема - культы древнего Крита. Критско-минойская культура архаического периода делилась на три части - додворцовый перио, дворцовый поериод и последворцовый период. В данном сучае нам интерестнее всег рассмотреть два первых - два древнейших. К сожалению впериод упадка на Крите многие записи были утеряны, новыене создавались и поэтому на данный мемоне довольно тяжело что то говорить с абсолютной точностью.
Начнем, пожалуй, с того, что главным божеством на Крите в выбранный нами период, была Богиня Мать. Она часто изображалась как женьшина с рогами быка и со змеями в руках. Считалось, что рога - это символ силы и божественности, а змеи - как и водиться - символ мудрости.
Рога и быки вообше были вечными элементами жизни критян в тот период. Храмы украшались рогами - рога убитых жертвенных животных аскладывали на колоннах, постаментах - иногда клали целиком черепа. Искусственные рога так же украшали многое - к примеру спинки стульев уважемых людей, жрецов, отцов семей. Змеи изображались в арнаментах как про отдеке домов, так и на одежде.
Как известно, Крит был повсеместно известен, как то место, где Минотавр жил в своем лабиринте. Кто такой Минотавр нам точно не известно - но тот факт, что лабиринт сушествовал уже неопровержим. И не один. Лабиринт, который до некоторой степени имел форму свастики (правда более запутанную) был храмом Богини Матери и Быка. Нектороые ученые предпологают, что Минотавр - это жрец, на голову которого одет череп быка.
Жертвоприношения действительно могли быть жутковатыми - в жертву богине приносили как и ее любимых быков - когда богиня была милостива и добра, и людей - когда она была яростна. Некоторые эксперты мифологии предпологают, что культ богини матери на Крите имеет интерестные связи как с северным шаманством (к примеру на севере Скандинавии и России), так и с Индийским культом богини Кали.
Богиня Мать не была единственным божесвом на Крите - она была самым главным. Были и другие, более мелкие боги - сыновья и дочери, родственники и тд. Многие из них перекочевали в поседствии в Греческий эпос, получив более знчимый статус и немного сменив имя. Так, к примеру мы можем найти в Критских мифах имена Сеуса, Аполона итд.
К сожалению отсутствие каких бы то ни было целостных записей о Критских богах мешает делать точные выводы. Во многих научных работах Критская религия описываеться как довольно мрачная, темная , не имеюшая такой жив0ости мысли, как греческая. С другой стороны, некоторые (и автор в том же числе) шитают, что критско-минойско-микенская религиозная традиция являеться упрошенной, деградировавшей ветвью более древних религий - к примеру такой религии, как не имеюшая пока научного названия религия Гипербореи.
Но факт того, что шаманизм играл важнейшую роль в минойско-микенской религии - это определенный факт. На это указывают жертвенные рога и черепа, человеческое жертвоприношение. На влияние более высоких культур указывает испльзование свастики, как элемента многих строений, арнаментов итд. А так же утонченный культ Богини Матери - с ее многоличием.
В следуюший раз я более подробно углублюсь в тему влияния Гипербореи на культы древнего мира.
В этой статье были использованы такие материалы как книга Уолтеа Баркета "Греческая религия" и моя собственная курсовая работа "Боги древнего мира"