• Авторизация


Этим вагонам 70 лет, но они все еще на ходу. И это в Европе! 25-03-2019 12:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Литторины - семейство морских переднежаберных моллюсков. Так говорят сухие строки энциклопедии. Однако, для итальянцев это слово несет и второй, очень необычный смысл. И речь сейчас пойдет вовсе не о моллюсках, а о... железных дорогах! И о вулкане!
IMG_9544 (700x440, 220Kb)

А посмотрите вот на этот очаровательный вагончик! Разве своими плавными линиями он не напоминает панцирь улиточки? Вот итальянцы тоже так подумали и дали такое название своим поездам еще в 30-х годах 20 века. Этот вагончик, правда, чуть моложе, 50-х годов, но он до сих пор в ходу. Более того, в этом году мы на нем проехались, будучи на Сицилии. Сейчас расскажу все подробности!
2.
IMG_9681 (700x466, 178Kb)

Итак, в далеком 1883 году итальянский король Умберто, чью улицу вы найдете в любом итальянском городе с той же вероятностью, что у нас - улицу Ленина, издал указ. Построить вокруг самого главного сицилийского вулкана, Этны, железную дорогу, замкнув кольцо с помощью уже существующей вдоль восточного берега острова линии Мессина - Сиракузы.

Дорогу так и назвали: Ferrovia Circumetnea, то есть, Кругоэтнейская железная дорога. А, надо сказать, Этна - вулкан немаленький. Длина дороги составляет аж 115 км, а это примерно как наша Кругобайкальская дорога, появившаяся в то же время.
3.
IMG_9327 (700x386, 252Kb)

И закипела работа! Первые поезда пошли в 1895 году, а в июле 1898 года, то есть, ровно 120 лет назад, кольцо вокруг Этны было замкнуто. Дорогу выстроили узкоколейную, на ней получилось 22 моста и виадука, шесть туннелей, 30 станций, а максимальная скорость движения составляла 27 км/ч. Больше паровозики, да еще и по горам, в то время дать и не могли. Кстати, краны для заправки паровозов стоят на станциях и по сей день.
4.
IMG_9550 (492x700, 318Kb)

А в 1938 году на линию вышли первые "литторины", сверхсовременные для того времени красные вагончики от Fiat. Сейчас они лишь изредка бегают в туристические рейсы, и мы сами их не видели, но вот фото из интернета.
5.
lava_al_fiat_etna_56_bronte_littorina_sciare-647375 (700x466, 87Kb)

В 1963 году с линии ушли последние паровозы. Но некоторые отправились на вечную стоянку, вот один из них.
6.
IMG_9310 (700x435, 259Kb)

Вообще после войны дорога переживала сложности (вдобавок, ее еще и бомбили!) и чуть не закрылась. Но трудные времена прошли, Катания у подножия Этны превратилась в большой город, и руководство дороги вместе с городскими властями придумало "ход конем": превратить часть старинной железки в... метро! Так появился катанский метрополитен, открывшийся в 1998 году. Поэтому сейчас собственно Чиркумэтнея действует только на участке Катания-Борго - Джарре. Но полный круг все равно можно проехать, воспользовавшись метро и линией Trenitalia. Что мы и сделали!
7.
IMG_9307 (700x448, 272Kb)

Итак, мы вышли из наших апартаментов, рядом с которыми, по счастливому стечению обстоятельств, нашлась станция метро. Оттуда мы очень удачно проехали аж половину линии и вышли на остановке Борго, прямо рядом с которой стоит очаровательнейшая станция Катания-Борго - начальный пункт движения поездов FCE. Посмотрите, здесь жизнь словно замерла 100 лет назад!
8.
IMG_9308 (700x445, 211Kb)

Проезд тарифицируется по километрам. Мы взяли билет сразу на всю дорогу - 111 км, и обошлось нам это аж в 8 евро с человека! Даня же ехал бесплатно. Как и водится в местном сообщении, по билету можешь ехать хоть весь день, входя и выходя на любых станциях.
9.
IMG_9314 (700x447, 314Kb)

Изначально мы так и планировали, но, вглядевшись в расписание http://www.circumetnea.it/linee_orari.php (не пытайтесь пользоваться формой, скачайте PDF в разделе Ferrovia - Download e Stampa), поняли - все не так просто. Если на западном участке Катания - Рандаццо поезда шныряли довольно часто, то на севером, Рандаццо - Рипосто, они курсируют всего 4 раза в сутки! Поэтому, мы решили доехать до Рандаццо, погулять там, а потом двинуть дальше.

Рядом со станции стояли очаровательные старинные литторины, и мы думали - скоро одна из них нас повезет. Однако, на перрон внезапно подали вот такой суперновый состав, похожий на наши Ласточки. Эти вагоны польской фирмы Newag бегают здесь совсем недавно, с 2016 года.
10.
IMG_9317 (700x438, 252Kb)

И вот поезд тронулся. Строгий проводник пробил дырочки на наших билетах, и мы понеслись по райончикам Катании, а потом по ее пригородам. Электричества здесь нет, весь подвижной состав - дизели. Внутри поезд оказался современным и комфортным, а Антон даже набрался храбрости и пробрался в кабину машиниста.
11.
IMG_9433 (700x428, 195Kb)

12.
IMG_9423 (700x440, 249Kb)

Туалет тоже более чем просторный.
13.
IMG_9424 (700x453, 191Kb)

Мы понемногу взбирались по склону Этны. Периодически поезд заезжал в туннели, и самое интересное, в туннелях же оказались и некоторые станции. Удивительно, но получалось, что в мелких приэтнийских городах, практически деревнях, есть свое "метро"!

Чем дальше уезжали от большого города, тем чаще попадались нам вокруг сады, виноградники, поля оливок и даже... кактусов-опунций! Да, земля вокруг Этны - самая плодородная в Сицилии, и здесь засажен каждый дюйм. А позади всего этого высилась красавица Этна, хотя сейчас, летом, без своей снеговой шапки. Даже и не верилось, что еще вчера мы гуляли по ее верхушке!
14.
IMG_9533 (700x421, 195Kb)

15.
IMG_9444 (700x404, 237Kb)

16.
IMG_9451 (700x391, 218Kb)

17.
IMG_9458 (700x450, 359Kb)

И вот спустя два часа поезд пришел на конечную - Рандаццо. Здесь уже стоял "под парами" другой поезд, дальше по кругу, но мы решили сделать паузу и осмотреть этот чудесный средневековый городок, о котором я еще расскажу.
18.
IMG_9540 (700x492, 212Kb)

Спустя 4 часа мы снова были на вокзале. И на этот раз нам повезло больше: подали старинную "литторину" 50-х годов выпуска! Круглую и с мягкими сиденьями!
19.
IMG_9570 (700x433, 194Kb)

Кстати, рабочее место машиниста было открыто, и мы вдоволь наснимались видов из-за лобового стекла. :)
20.
IMG_9572 (700x440, 243Kb)

А такой он внутри.
21.
IMG_9547 (700x465, 187Kb)

22.
IMG_9716 (700x478, 177Kb)

На этом поезде ехать было еще интереснее. Он скрипел на поворотах, натужно пыхтел на подъемах, весело гудел при отправлении и на светофорах. Вокруг же простирались лавовые поля - многие, кстати, весьма свежие! За свою историю движение поездов вулкан прерывал 4 раза, и последний раз это случилось как раз у Рандаццо в 1981 году.
А еще виноградники!
23.
IMG_9683 (700x399, 281Kb)

24.
IMG_9722 (700x420, 246Kb)

Вокруг Рандаццо много живописных видов.
25.
IMG_9685 (700x425, 288Kb)

26.
IMG_9695 (700x425, 303Kb)

27.
IMG_9736 (700x422, 280Kb)

Но вот понемногу поезд стал спускаться к морю. Уже в окошке можно был разглядеть знакомые нам горы с Таорминой и Кастельмолой, а где-то внизу маячили пляжи Джардини-Наксоса...
28.
IMG_9705 (700x443, 265Kb)

И вот мы на станции Джарре, всего за полкилометра от конечной - Рипосто. Станция Trenitalia прямо "за стеной", но перехода между ними нет. Надо пройти метров 400 по городу и перейти по мосту узкоколейный путь.

Как известно, итальянские железные дороги точностью не отличаются, но в этот раз данная особенность сослужила нам хорошую службу. Поезд на Катанию должен был уже уйти, и у нас намечалось ожидание больше часа. Однако, этот состав опоздал больше чем на полчаса, и мы очень удачно на него сели. Ну а на Катании Чентрале пересели на уже привычное и полюбившееся метро. Все, кольцо вокруг Этны по рельсам сделано!

А вообще, если вы располагаете большим временем на Сицилии, то рекомендую подгадывать визит на остров к датам, когда ходят туристические поезда. Их сейчас четыре: Поезд вин Этны, с посещением гастрономических и винных мест; Поезд на двух колесах - для велосипедистов; Поезд замков и Поезд земли Этны и Алькантары. Конечно, на них цены значительно выше (например, Винный поезд - 80 евро за взрослый билет, включая автобусные трансферы и дегустацию вин), но зато можно прокатиться на тех самых древних исторических литторинах и объединить поездку на поезде с осмотром интересных этнейских объектов. :)

---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2018 год, июнь-июль:

Этна. Она курит и плюется. Но ее всё равно все любят!
От этих больших, толстых и длинных я стонала!..
Кастельмола. Самый х...вый бар Сицилии
Таормина. Как геи превратили заштатный сицилийский город в курорт мирового уровня
Джардини-Наксос. Можно ли хорошо отдохнуть на гнилом курорте?
Стромболи. На этом острове всего одна достопримечательность, да и та всё время горит!
Палермо. Музей марионеток. Его накрыло прямо на Сицилии. Любовь состоялась!
Как в Палермо зарабатывают на трупах
Палермо. Звучит романтично, а как выглядит на самом деле?
Рим - Палермо. Умеют ли плавать поезда
Бомарцо. Парк монстров. Какой ужас!!! И это - Италия?
Бомарцо. Европа вымирает, но делает это красиво!
Ватикан. Папа может!
Фашистский Рим
Рим. Кому он нужен, ваш фонтан Треви! Когда рядом с ним такое!
Рим наш!
Рим. Почему следующим мэром Рима надо сделать Собянина :)
Фотообзор: Италия: Бурлящие вулканы, безлюдные средневековые города, лазурное море, и макаронная мафия! Мы вернулись!

---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Италии:
2008 год, декабрь - 2009 год, январь:

Горные лыжи в Доломитовых Альпах
Маски Венеции
Падуя. На трамвае-монорельсе среди античных руин
Верона. Девять мест, которые потрясли нас
Новый год в Вероне
Флоренция. Под тенью Понте Веккьо с видом на Арно
Флоренция. "Любовь, что движет солнце и светила"
Про итальянцев
Итальянское гурманство
Равенна. О мозаиках и Данте Алигьери
Равенна. Теодорих - это наше всё!
Болонья. Самые старые студенты живут здесь!
Милан. Театр "Ла Скала"
Милан. Музей науки и техники имени Леонардо да Винчи
Милан. "Тайная вечеря", Кастелло и королевские галереи
Миланский собор
Миланское метро
Итальянские железные дороги
Бергамо. В предгорье Альп у святого Алессандро
Фотообзор: Итальянские каникулы

Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Syamuka 25-03-2019-12:36 удалить
А я обожаю на таких стареньких ездить. Правда, было один раз всего - в Карпатах на узкоколейке.
А вот ретро - трамваи - даа, особенно, когда они идут по "деревне". Куры копошатся между рельсов, а при приближении трамвая разбегаются во все стороны от грохота))
Крыланка 25-03-2019-18:52 удалить
Annataliya, классно, надо изучить. А через Джарджини Наксос этот поезд ведь не идёт? Только в Катании на него сесть можно?
nnadink 25-03-2019-19:05 удалить
Такие необычные моему глазу пейзажи... епе в кино)
Annataliya 25-03-2019-22:45 удалить
Ответ на комментарий Syamuka # Syamuka, о, в Карпатах мы на таком тоже ездили.
А где ты видела ретро-трамваи с курами?
Annataliya 25-03-2019-22:45 удалить
Ответ на комментарий Крыланка # Крыланка, да, это только в Катании.
Annataliya 25-03-2019-22:45 удалить
Ответ на комментарий nnadink # nnadink, :)))
Syamuka 26-03-2019-04:53 удалить
В Златоусте еще. Там вообще по "горам" ходит)
Annataliya 27-03-2019-01:20 удалить
Ответ на комментарий Syamuka # Syamuka, крутяк!
Annataliya 27-03-2019-01:25 удалить
Syamuka, А вы в Бийск собираетесь?
Syamuka 27-03-2019-05:27 удалить
Annataliya, Даа, собираемся. Бийск входит в наш маршрут. Теперь в сентябре, когда "клопы" потеряют активность).


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Этим вагонам 70 лет, но они все еще на ходу. И это в Европе! | Annataliya - Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие! | Лента друзей Annataliya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»