[220x277]
Читаю Тихона Здонского «Сокровище духовное, от мира собираемое». Неудивительно, что он стал прототипом христианских гуманистов в произведениях Г. Успенского и Ф. Достоевского. Простота и реальное отношение к жизни лишенное крайностей мистицизма и рационализма. Хотя Флоровский много говорит о влиянии латинского образования на богословские воззрения святителя Тихона, однозначно с ним не во всем можно согласиться. Святитель Тихон в своих словах больше обращает внимание на нынешнюю жизнь, а не на будущую. Призывает подвизаться и потрудиться здесь, имея лишь надежду на то, что семена здесь посеянные дадут всходы и принесут плод. Но этой надежды вполне достаточно для трудящихся. Он сравнивает христиан с сеятелями. Замечательный евангельский образ. Этот образ динамичен и лишен юридизма и духовной коммерции. Я имею в виду те рассуждения о спасении, которые мы видим в схоластике: Согрешил – уплати, заработал – получи. Святитель Тихон говорит иное: сей и надейся, работай над собой – это главное.