Если вы подумаете, что в стихотворении Даниила Хармса смешны невероятные рулады, трижды звучащие на новый лад, вы только улыбнётесь. А вот смеяться и радоваться смеху вы начнёте тогда, когда увидите, что буквально каждый поступок старичка нелеп и каждое слово в строке противоречит смыслу. Например, увидев паука, старичок пугается, а в результате испуга – смеётся. Вид стрекозы вызывает в нём гнев, из-за чего – неожиданный и невероятный по силе смех ( повалился на траву).
Почему старичок называется «весёлым»? А потому, что смеётся по любому поводу. Значит, в этом стихотворении «весёлый» - это смеющийся без причины или вопреки причине. Самое название стихотворения нелепо по отношению к его смыслу.
Мы же с вами поговорим о поводах. Поговорим о чувстве юмора. И для начала признаем: отличить смешное от несмешного присуще далеко не каждому – совершенно не умеет это делать наш «весёлый старичок». Чувство юмора – вещь тонкая. Иным оно дано от природы. Как, скажем, музыкальный слух. Или талант художника. А вот другие по отношению к юмору «туговаты на ухо». Не слышат. Не замечают. И пожимают в недоумении плечами, когда не расхохотаться просто невозможно. Никаких разъяснений, почему именно смешно, человеку с чувством юмора не требуется. Юмор говорит сам за себя. До сих пор ведутся споры – а можно ли чувство юмора развить, «привить». Ведь развивают же каким-то образом музыкальный слух.
Но прежде чем раскрывать «секреты» смешного, неплохо выяснить, что такое юмор вообще. Если совсем просто – одна из разновидностей смеха. Один из его ликов. А что такое смех? Это – как бы с и г н а л, что обнаружено нечто весьма нелепое, несуразное. Смех – это крик радости ( эврика!), вырывающийся из нас всякий раз, когда мы осознаём: ситуация, с которой столкнулись, - с м е ш н а я. Достойная осмеяния. Согласимся в главном: смех всегда возникает внезапно – как вспышка, некое мыслительное потрясение.
Или – Я твой директор школы. Нарочно снегом облепился, чтобы всю правду про твоё поведение узнать... ( это у Г.Остера - снежная баба говорит).
Внезапность явления смешного для Григория Остера особенно характерна. Его смехотворчество широко представлено во всех моих книгах для детского чтения. ( «Книжкин дом», «Книга для чтения», «Родная речь», 6 кл.», «В стране Хохотании»).
- Рассказывают, что однажды Любочка пришла в зоопарк и забралась в клетку к большой обезьяне. А когда обезьяна захотела её укусить, Любочка взяла и сама обезьяну укусила...
Остер – мастер афористической фразы, особенно той, что завершает произведение. Я как-то предложил детям вместо авторских вопросов к его знаменинытм задачам («Задачник») придумать свои. Попробовали – и... ничего не получилось. Вопросы-то были правильные, но смешного в них уже ничего не оказалось. Вот несколько примеров ( «Книжкин дом»).
Вопрос направшивается сам собой. – его обычно и задают дети: -Сколько всего часов бараны говорили о своей любви? Или что-нибудь в этом роде.
Однако, врпрос Остера сразу же, внезапно вызывает взрыв смеха:- Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках своей невесты?
-Коле и Толе купили 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за шесть минут и стал сходить с ума от зависти, глядя как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты...
| |
Комментарии (88)Комментировать [+ в друзья] |
[700x697]