Мы уже договорились: если ребёнок не научит «работать» все свои ощущения ( зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые), он может лишиться радости встречи с прекрасным – не только в природе, но и в искусстве. В том числе – и в искусстве слова.
Р а б о т а т ь – значит уметь передавать словами свои впечатления от всего мнгоцветья и многозвучия МИРА. Это - давать волю фантазии: дорисовывать увиденное , переозвучивать услышанное, воображать новые и новые картины.
Попросите ребёнка рассказать, каковы, например, на вкус - ржаной хлеб, помидор, шоколад, мороженое, огурец, пирожное, сметана, молоко, малиновое варенье, горчица...
И вы увидите –какое это нелегкое для него дело – передать словами свои впечатления от этих и многих других «вкусностей» и «невкусностей»...
Писатель или поэт, в силу своего воображения, обычные вкусовые ощущения превращает в поэзию. И ребёнок это чувствует. Удивляется. А от удивления искусством и начинается дар читателя. Прочтите своему малышу вот эти «Кислые стихи» Эммы Мошковской...
А теперь остановитесь и скажите: - Попробуй-ка досочинить последнюю строчку сам. Или – сама. И вы знаете, на моих уроках не было случая, чтобы ребёнок, хотя бы с самым зачаточным слухом на поэзию, тут же не проговорил эти два слова - было настроение.
Вот так, рассказываем мы детям, - поэт самые обыкновенные слова превращает в образы, и эти образы удивляют и радуют нас своей новизной и неожиданностью.Образы-сюрпризы! Образы-парадоксы. Мы уже говорили, что такие парадоксы называют оксимороны. И сейчас уместно об этом напомнить. Дети, я убежден, должны знать . как называется то или иное средство художественной выразительности. В школе, уверяю вас, у него с этим
«Играть» с оксиморонами, как и со звукописью, сравнениями, метафорами, можно так же увлекательно, как с любимыми игрушками. Мы уже говорили об этом однажды...Я это – для тех, кто только что присоединился к нашим «Урокам словесности»...
Особая тема – «звучащие стихи», «звучащие» строчки прозы. Мой «Книжкин дом» и «Книга для чтения» изобилуют заданиями, побуждающими детей расслышать поэтическую речь. И снова удивиться - как замечательно умеет «работать» звук, воссоздавая определённую картину, а то и – целое «приключение»...
| |
Комментарии (25)Комментировать [+ в друзья] |