• Авторизация


А_Гусев. УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ 13-06-2008 18:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Воскресенье, 25 Мая 2008 г. 12:41 (ссылка) редактировать
Процитировано 1 раз +в цитатник
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ- УЧИМ ЧИТАТЬ
 
ОБРАЗНОЕ СЛОВО
                                             О кислом настроении и  о
                                                      страшной гибели
                                                             очень нахальной мухи
(продолжение -4) 
 

     Мы уже договорились: если ребёнок не научит «работать» все свои   ощущения ( зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые), он может лишиться радости встречи с прекрасным – не только в природе, но и в искусстве. В том числе – и в искусстве слова.

    Р а б о т а т ь – значит уметь передавать словами свои впечатления от всего мнгоцветья и многозвучия МИРА. Это - давать волю фантазии: дорисовывать увиденное , переозвучивать услышанное, воображать новые и новые картины.

 Попросите ребёнка рассказать, каковы, например, на вкус - ржаной хлеб, помидор, шоколад, мороженое, огурец, пирожное, сметана, молоко, малиновое варенье, горчица...

И вы увидите –какое это нелегкое для него дело – передать словами свои впечатления от этих и многих других «вкусностей» и «невкусностей»...

Писатель или поэт, в силу своего воображения, обычные вкусовые ощущения превращает в поэзию. И ребёнок это чувствует. Удивляется. А от удивления искусством и начинается дар читателя. Прочтите своему малышу   вот эти «Кислые стихи»   Эммы Мошковской...

 
Встало солнце кислое,
смотрит– небо скисло,
в кислом небе кислое
облако повисло...
 
И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...
 
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое...
 

А теперь остановитесь и скажите: - Попробуй-ка досочинить последнюю строчку сам. Или – сама. И вы знаете, на моих уроках не было случая, чтобы ребёнок, хотя бы с самым зачаточным слухом на поэзию, тут же не проговорил эти два слова -   было настроение.

И с удовольствием не повторил бы последние двустишие...
   
    Потому что кислое
    Было настроение.
 

 Вот так, рассказываем мы детям, - поэт самые обыкновенные слова превращает в образы, и эти образы удивляют и радуют нас своей новизной и неожиданностью.Образы-сюрпризы! Образы-парадоксы. Мы уже говорили, что такие парадоксы называют оксимороны. И сейчас уместно об этом напомнить. Дети, я убежден, должны знать . как называется то или иное средство художественной выразительности. В школе, уверяю вас, у него с этим

проблем уже не будет.
 Вспомните «Записки Бабушки». Тёму с его игрой в «омонимы»...

 «Играть» с оксиморонами, как и со звукописью, сравнениями, метафорами, можно так же увлекательно, как с любимыми игрушками. Мы уже говорили об этом однажды...Я это – для тех, кто только что присоединился к нашим «Урокам словесности»...

     Итак, стихи - «кислые», «сладкие и кисло сладкие», «горькие», «солёные...
Стихи- настроения, создаваемые обыкновенными вкусовыми ощущениями.
*

Особая тема – «звучащие стихи», «звучащие» строчки прозы. Мой «Книжкин дом» и «Книга для чтения»  изобилуют заданиями, побуждающими  детей расслышать поэтическую речь. И снова удивиться - как замечательно умеет «работать» звук, воссоздавая   определённую картину, а  то  и – целое «приключение»...

    Как это делает звук Ж в стихотворении Тима Собакина  - с очень длинным названием...                 
КАК ЛОВКИЙ БЕГЕМОТ
ГОНЯЛСЯ ЗА НАХАЛЬНОЙ МУХОЙ
В ТЕСНОЙ КОМНАТЕ, ГДЕ БЫЛО
МНОГО СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДЫ
                              (НЕмножко Необычное Нестихотворение) 
 
Ж
Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
Бац
Ж Ж Ж Ж Ж
Ж...Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж  Ж Ж Ж
Бац! Бац!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП
Ж Ж Ж Ж  Ж  Ж Ж Ж
ТОП-ТОП-ТОП
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!!
...............................................
И стало тихо.  
   ( продолжение следует)
 
 
 
       
   
 
 
    
 
 
 
 
 

Комментарии (25)Комментировать [+ в друзья]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник А_Гусев. УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ | Детская - Детская | Лента друзей Детская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»