Когда мы смотрим старые фильмы, на экране хорошо заметны мелькание и неестественность движений, отсутствие плавности и слитности. Это происходит оттого, что старое кино, снятое со скоростью 18 кадров в секунду, не учитывало меру инерции зрения.
ТОЛЬКО когда фотоскорость увеличили до 24 кадров в секунду, движение стало восприниматься адекватно. В этом случае кадры сменяют друг друга в таком темпе, что если один кадр в секунду вырезать и сделать пустым, то человек этого не заметит. Были проведены эксперименты, при которых в просматриваемую киноленту каждым 25-м кадром вкрапливался какой-то другой фильм. Зрители совсем не замечали этого и не отдавали себе отчета в том, что лента имеет какие-либо особенности. Эти же эксперименты показали, что информация о втором, вставленном, фильме не осознается, но тем не менее она накапливается в подсознании и может проявиться в изменении поведения людей. Так, если сюжет добавочного фильма содержал рекламу мороженого на фоне знойной пустыни, то было отмечено резкое повышение числа купивших мороженое среди просмотревших комбинированную киноленту.
Реклама эта основана на том, что человеческое сознание воспринимает гораздо больше, чем видит глаз, так же, как человеческое ухо фиксирует только те звуки, которые представляются интересными, игнорируя другие.
Применяемая не только в коммерческих, но и в политических целях «сублимальная» реклама в определенных условиях могла бы самым непосредственным образом влиять на психику и поведение людей.
В России официально использование «эффекта 25-го кадра» в рекламных целях на телевидении и в кино запрещено законодательством, правда, достаточно регулярно разгораются скандалы в региональных телекомпаниях, пойманных на использовании этого сильнодействующего приема.
Специалисты Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова также экспериментально разработали методики с использованием «эффекта 25-го кадра», позволяющие воздействовать на восприятие человека на подсознательном уровне для лечения функциональных расстройств, снятия нервного напряжения, а также для использования в целях обучения.
Так что от «эффекта 25-го кадра» бывает реальный прок. Вот только как добиться, чтобы его использование всегда находилось в руках людей, желающих нам добра?