Это цитата сообщения
Emme Оригинальное сообщениеРебенок боится. Что делать?
Кое-что о детских страхах Лариса Геннадьевна Скоробогатова, практический психолог высшей категории Детские страхи - что это такое? Иногда, мы их не замечаем, относимся к ним снисходительно, видя в них милые глупости, иногда, мы взрослые сами боимся детского страха, не зная, что с этим делать. А между тем знание детских страхов открывают нам доступ к внутреннему миру детей.
Хочу сразу оговориться, страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека, и что страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.
Страх возникает непроизвольно и сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхахребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.
Чего боятся наши дети?Условно страхи можно разделить на две большие группы «врожденные» и «приобретенные».
Страхи, названные нами «врожденными» сопровождают определенный возрастной период развития.
У детей до года оно выражается в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомыхлюдей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.
Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными.
В 2-3 года бывает страх наказания и страх боли (при посещении врачей). Типичен для младшего возраста страх одиночества и темноты. Дети требуют, чтобы не выключали свет в комнате или, не всегда четко объясняя причину, стараются заснуть в постели родителей.
Чуть позже (у мальчиков в 3 года, у девочек - в 4) появляются страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Собственные фантазии соединяются у ребенка с впечатлениями, полученными извне, и могут излишне возбуждать психику, вызывать страхи. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что вашребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.
У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.
Детям школьного возраста свойственны усиление ответственности, социальной активности, рост самосознания. Поэтому у них преобладают страхи порицания и наказания. Особое место у школьников занимают страхи устных ответов, заикания и в целом опасение оказаться несостоятельным в той или иной деятельности. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах.
Теперь о «приобретенных» страхах. Давайте проясним, какие страхи, и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.
Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … «нехороших»людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.
Третья причина - это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Иногда, родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. «Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!». Здесь два варианта исхода:ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или, действительно верит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источником этого страха.
«Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п.» - рекомендуют психологи. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страх нереализуемыми угрозами вроде: «Если будешь плакать, то я вообще тебя здесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!»
Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые прививают ребенку страхи: «Пойдешь к врачу - и он будет тебе делать уколы.» Да, уколы неприятны, иребенок помнит об этом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенка сложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей. Давайте вспомним, сколько взрослыхлюдей испытывают страх перед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.
Причина четвертая - тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам - заболеешь», «Не ходи один во двор - там хулиганы». Еслиребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.
Причиной возникновения страха может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашего дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем домеребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают, услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.
Дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. .
То, что ребенок видит по телевизору - родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените на менее травмирующие.
Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда у взрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.
Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно с выражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать или защищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниям удается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первую минуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с ним невозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпает вновь. Наутроребенок полностью или частично забывает о ночных переживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания. Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза в неделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можно уловить связь с психотравмирующей ситуацией.
Причиной ночных страхов могут стать разные житейские коллизии - пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно еслиребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные истории перед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы.
К счастью, большинство детских страхов, обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.
Как вести себя, если у ребенка страхи?Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.
К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Насмешка, грубый окрик, неоправданно строгое наказание могут серьезно ранить ее и привести к неврозу. Вообще, чего бы ни боялся вашребенок , каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего необычного, что и вы, и многие другие люди в его возрасте испытывали что-то подобное.
Нельзя относиться к страхам детей, как к капризам, тем более наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, - одна из основных эмоций человека. В этих переживаниях нет ничего противоестественного. Ни одинребенок не рождается трусом.
Но независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.
Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи? • Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.
• Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчикбоится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.
• Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.
• Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов,ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.
• Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.
• Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.
• Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.
Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?
Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: «Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать». Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из совочеков семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобыребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.
Как успокоить самых маленьких: практические советы У детей до года страх может выражаться в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.
Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными. До года ребенок просто не способен оценить уровень возможной опасности. Некоторые страхи имеют в основе своей полученный ребенком горький опыт. Однажды укушенный собакой ребенок , может всю жизнь панически бояться собак. Из этого не следует, что детей нужно всеми способами оберегать от возможных потрясений и проявлений жизни: опыт отрицательный – тоже опыт, причем иногда он усваивается даже лучше, чем положительный. С другой стороны, есть вещи, о которых нужно знать, но личный опыт может оказаться опасным. Так, вы учите ребенка опасаться движущегося транспорта, иребенок усваивает эту науку без попыток проверить ваши слова на деле.
Страх приучения к горшку (возраст: 2-3 года)
Проявления: в этом возрасте ребенок уже довольно ясно представляет свое тело и ощущает себя его владельцем. Поэтому некоторых малышей пугает, когда моча или кал, которыеребенок считает частью себя, уносятся в канализацию с потоком воды.
Что делать: конечно, не возвращаться к одноразовым подгузникам - малыш может воспринять отступление назад как - «ты еще маленький» и это лишит его уверенности в своих силах. С другой стороны, помогите ребенку подружиться с горшочком, усаживая на него мишек и кукол, позволяя вволю играть с ним и т.д. В некоторых случаях бывает достаточно обзавестись горшком с крышкой и не спешить выливать его содержимое в унитаз немедленно. Через какое-то время попробуйте снова предложить малышу справлять нужду в туалете, как взрослые.
Боязнь купания (возраст: 2-3 года)
Проявления: с этой проблемой сталкиваются многие родители, – малыш ни в какую не хочет отправляться в ванную. Те, кто еще недостаточно умеет выразить свои чувства словами, просто начинают рыдать при первом же контакте с водой. Плавательный бассейн или море могут вызвать у ребенка такую же реакцию. Дети боятся не воды – их пугают ее свойства.
Что делать: будьте последовательны, но не спешите. Предложите малышу самому отобрать игрушки для ванночки, придумайте несколько забавных игр с водой (водяная мельница, кораблики, чаепитие с игрушечной посудой). Если вашребенок боится воды, не спешите учить его плавать, следуйте за малышом, а не тяните его насильно вперед. Запишите ребенка на курс плавания, но не бросайте его в воду, полагая, что дети способны обучиться самостоятельно.
Боязнь клоунов и масок (возраст: 3-4 года)
Проявления: в этом возрасте бурно работает фантазия, неудивительно, что ребенок пугается внезапно тянущегося к нему инопланетянина, даже если под маской скрывается его приятель. Больше всего страшат образы чудовищ и животных, реже – смеющиеся и забавные персонажи (если только они не исполинского размера).
Что делать: главное, сами вы не бойтесь водить своего ребенка на маскарады и представления. Лучше попросите хорошо знакомого ребенку человека надеть маскарадный костюм, а затем снять маску, чтобы малыш убедился, что ничего страшного под нею нет.
Страшные сны (возраст: 3-5 лет)
Проявления: увидев во сне кошмар, ребенок может бояться ложиться спать вообще. Он всячески оттягивает этот момент, просит посидеть еще немножечко с вами, попить, в туалет, еще одну сказочку (ну, пожалуйста-а-а!), еще один поцелуйчик. Эти вечерние церемонии способны вывести из себя даже самого многотерпеливого родителя.
Что делать: поговорите с ребенком о снах, особенно о страшных снах. Попробуйте (уже лежа в постели) вместе придумать хороший сон, и «закажите» его. Для этого можно хороший сон нарисовать или написать записку о нем и положить «заказ» под подушку.
Во многих сказках фигурируют злые персонажи, такие сказки на ночь (да и днем тоже) лучше впечатлительным детям не читать. Хорошо помогает оставленный на ночь слабый свет или игрушка-защитник (медвежонок, собака и т.д.).
Страх перед грозой (возраст 3 -5 лет)
Проявления: а вы сами не боитесь раскатов грома и вспышек молний? Особенно ночью? А теперь представьте, что вы впятеро меньше и не знаете, что это за страшные звуки и жуткие мерцания… Правда, страшно?!
Что делать: вряд ли можно доступно объяснить трехлетке природу небесного электричества. И не нужно, просто утешьте его и скажите, что все люди чего-нибудь да боятся. А если гроза приключилась ночью, позвольте ребенку спать, на сей раз, с вами или посидите с ним, пока снова не уснет.
Боязнь чудовищ (возраст: 3-5 лет)
Проявление: о буйной фантазии в этом возрасте мы уже упоминали. Под кроватью, в шкафу и за занавеской может скрываться страшилище, и не пытайтесь переубедить ребенка в этом. Утром чудовища там может и не быть, но чем темнее за окном, тем скорее ваш фантазер начнет его представлять.
Что делать: сказать, что никаких чудищ в природе не существует, легче легкого. Намного труднее научить ребенка справляться со своим страхом. Попробуйте придумать сказку, в которой вашребенок (в образе храброго и сильного богатыря Мишутки) побеждает и наголову разбивает всех страшилищ и врагов вообще. Иногда помогает опрыскивание комнаты из пульверизатора, вода в котором подкрашена пищевым красителем и называется секретным составом против всякой нечисти. Снабдите свое дитя на ночь каким-нибудь смешным оружием. Думаю, вы поняли: вся идея в том, чтобы страшные плоды детской фантазии превратились в смешных и забавных персонажей. Юмор и еще раз юмор, вот главное оружие в борьбе с чудовищами и пришельцами.
Боязнь темноты (возраст: 3-5 лет)
Проявления: читай выше. Ясное же дело, в темноте чудовища так и кишат.
Что делать: купить ночник и не закрывать дверь детской.
Страх перед детским садом (возраст: 3-6 лет)
Проявления: к трем годам ребенок начинает замечать, что мир не сошелся клином на маме с папой. Нежелание идти в сад может быть вызвано разными причинами: неприязнью к воспитательнице, ситуациями, с которыми ваш малыш не умеет справиться самостоятельно, плохими отношениями с другими детьми и даже одиночеством среди шумного коллектива. Какое-либо неприятное событие тоже может породить стойкий страх.
Что делать: для начала попробуйте узнать, что пугает ребенка – кто-то из детей, воспитательница или занятия в саду. Разговорить ребенка удается не всегда, поэтому попробуйте поиграть в ролевую игру: пустьребенок будет воспитательницей, а вы – им самим. Расспросите педагога о жизни вашего малыша в детском коллективе, узнайте, кто его друзья, может, кто-то из детей дразнит его или даже бьет. Подумайте, возможно, какое-то событие переменило жизнь у вас дома? Если ничего особенного не происходит, а отказы идти утром в садик продолжаются, стоит обратиться к детскому психологу.
Боязнь животных (возраст: 3-6 лет)
Проявления: дети нередко боятся животных, особенно собак. Возможно, ребенок в прошлом был напуган и даже укушен животным, а может, он подражает поведению кого-то из совочеков семьи. Родители, а особенно бабушки, часто открыто демонстрируют свой страх перед собаками. Иногда страх ребенка вызван вполне логическими причинами – огромного ротвейлера кто угодно испугается.
Что делать: убедитесь, какова природа возникновения страха. Боязливой маме придется набраться мужества и продемонстрировать приязнь (или хотя бы безразличие) к собакам. Не заставляйте ребенка дотрагиваться или подходить к зверю, если малыш не хочет. Но попробуйте познакомить его с дружелюбной собакой или спокойным котом в доме ваших друзей. Сходите в зоопарк, почитайте книги о животных. Радикальный метод – взять на воспитание щенка или котенка.
Боязнь страшных сцен в фильмах (возраст: после 3 лет)
Проявления: ни один кошмарный сон не сравнится по своему воздействию со сценами, в изобилии поставляемыми нам телевидением. Даже многие мультфильмы наполнены злыми чудовищами, не говоря уж о многочисленных детективных сериалах и кадрах в программах новостей. Психологи по сей день не знают, насколько подобные зрелища отразятся в будущем на поведении детей: то ли закалят их перед трудностями жизни, то ли нанесут серьезный моральный урон развивающейся психике.
Что делать: поинтересуйтесь, что смотрит ваш ребенок сегодня и каждый день. Посидите с программой передач и определите (учитывая интересы малыша, конечно), что и когда ребенок может смотреть. Если же ваше дитя все равно увидело нечто пугающее, обсудите ситуацию с ним и объясните, что страшные персонажи или события существуют только внутри телевизора. «А что бы ты посоветовал страшилищу, чтобы оно стало добрым и перестало пугать и вредничать?»
Страх за членов семьи (возраст: после 3 лет)
Проявления: многие родители предпочли бы не посвящать детей в семейные беды – болезни, смерти или разводы среди близких людей. Но это может дать обратные результаты: услышанные где-то недомолвки становятся почвой для бурной работы детской фантазии, и вот уже вашребенок вообразил себе невесть что. Дети часто представляют, что несчастье знакомых могло произойти и с их отцом или матерью – что может быть страшнее!
Что делать: постарайтесь быть откровенны с ребенком, только излагайте события в доступной ему форме. Иногда бывает полезно посоветоваться с психологом, прежде чем посвящать малыша в подробности трагического события.
Страх смерти (возраст: 5-6 лет )
Проявления: в этом возрасте ребенок впервые способен постичь разницу между жизнью и смертью. И это открытие может сильно напугать впечатлительного малыша. Иногда этот страх вынуждает его отказываться идти спать из опасений, что наутро можно и не проснуться. Если кто-то из близких умрет вследствие недуга, маленький ипохондрик начинает думать о худшем, заболев гриппом. И вообще,ребенок начинает размышлять о возможной внезапной смерти родителей, ведь он пока не совсем представляет, что такое статистика и насколько велика опасность такого события.
Что делать: к сожалению, доводы логики не всегда оказывают на детей должное воздействие. Попробуйте объяснить, что дети обычно не умирают, это случается со старыми, даже очень старыми и больными людьми. Расскажите, что вы стараетесь сделать все, чтобы жить как можно дольше. Можно добавить, что после смерти тела душа человека не умирает, а… Что происходит потом – не знает никто, но если вы можете утешить малыша, таким образом, то почему бы не попробовать.
Дорогие родители, надеемся, что наши рекомендации помогут вам в общении с ребенком и помогут предотвратить многие страхи. Если самостоятельно вам не удается помочь ребенку избавиться от навязчивых страхов, то обратитесь за помощью к специалисту- психологу.