...Из массы известных смертей мне также оказалась близка кончина Рене Декарта.
Он в отличие от других мыслителей, которые оставили нам великие фазы типо: "Света, больше света" или "Надежда!.. Надежда! Надежда!.. Проклятая!" (Чайковский) или того хуже, как Людовик XIV, который кричал на домочадцев: "Чего вы ревете? Думали, я бессмертен?" Не говоря уж про Нерона - "Какой великий артист умирает" или про "Das ist gut" Иммануила Канта.
Декарт в отличие от вышеупомянутых выскочек, на вулгарном французском языке, пренебрегая привычной академической латынью, причем, выбрал самый фамильярный - фактически из домашнего обихода бытовой оборот, отчетливо, по слогам сказал "На этот раз пора уходить" Почти как сварливый Жан Филлипп Рамо, которому не понравилось каким макаром священник поёт псалмы у его смертного одра. Поэтому он, предложил ему склонится, а когда то повелся, шепнул ему на ухо. Театральным шопотом: "На кой-чёрт мне все эти песни, святой отец? Вы же фальшивите!"
А вот Малер перед смертью произнес только одно единственное слово - и оно было "Моцарт"
Историю про Декарта я услышал на лекции от Мераба Мамардашвили лет сто назад. И запомнил. А теперь, спустя столько времени - уже Мераб почти тридцать лет как в земле - я понял, за что он его так любил. Они - оба два - были чем-то похожи. Просто есть люди, которые знают, есть люди, которые думают, что они знают., а есть такие, которые знают, что ничего не знают Подобная разновидность знания - доступна немногим мудрецам и совсем небольшому числу гениев.
Ведь недаром в одном из своих дневников Декарт начертал короткую фразу по латыни "Выступаю в маске"
Правда, могу еще добавить, что не менее впечатляюще на фоне Рене Декарта и Рамо выглядит предсмертная речь Лаврентия Павловича Берии, состоящая как и у великого Малера только из одного слова.
- Скоты!
А ещё, я думаю, что есть люди, которые становятся скотами, как только начинаешь обращаться с ними, как с людьми.