О фильме "North by Northwest"
Отталкиваясь от беспроигрышного qui pro quo, Хичкок выстраивает действие своего урэкшена «К северу через северо-запад» на трёх столпах кино тех лет — поисках макгаффина (как в «Мальтийском соколе»), харизме лихого гнусавца, в данном случае Кэри Гранта и головокружительной охоте на человека по примеру «Третьего человека». Отсюда то, что в фильме слабо, или лучше скажем — говорит не в его пользу: работа с уже опробованным материалом, конвенциональность нарративного почерка. А с другой стороны, интенсивность, в которую Хичкок загоняет всё действие, химича с несколькими уже известными ингредиентами, почти сразу стала заезженной клячей блокбастеров. Вся бондиана, все последующие экшн-фильмы взяли «К северу через северо-запад» за образец и нужно обладать поистине чутким художественным вкусом для того, чтобы оценить всю смелость режиссёра, чья алхимия стояла у истоков развлекательного кинематографа такового, каким он нам сегодня известен. Казалось бы, хронология тут на стороне Хичкока. Но несмотря на то, что по сравнению с совершенным психологизмом идеального триллера «Окно во двор», позднейшая картина сильно проигрывает, напирая на погони, переодевания и зависания над бездной, несколько типично хичкоковских сцен в фильм прокрались. Из самых знаменитых, конечно, обстрел главного героя, ожидавшего встречи на автобусной остановке в глубинке, с кукурузника — вероятно самое первое предощущение «Птиц».
С самого начала зритель оказывается вовлечен в последовательность взаимостолкновений подлинных и лжеидентичностей. Надо признать абсолютное мастерство Хичкока в том, как он жонглирует ими, показывая изнанку зримого. Никто из героев не оказывается на поверку тем, кем является в начале фильма. Привычное меняет свой облик и даже не существующее, как, например, Джордж Каплан, за которого шпионы принимают нашего доброго старца Торнхилла, обретает под конец плоть и кровь. Эта бесшабашность-то в работе с идентичностями, отразившаяся и в игре с охотой на человека, когда непонятно кто на кого охотится, а охотник вполне может оказаться и добычей, восхитила французских современников Хичкока из Cahiers du Cinéma, провозгласивших «К северу через северо-запад» образцом чистого искусства.
Говоря о связи с настоящим нельзя не сказать, что современные режиссёры, имеющие в своём распоряжении почти совершенные возможности для создания спецэффектов тем не менее могут только завидовать прыти хичкоковской фантазии. Не только в точнейшей разработке географии картины, но и короновании её почти что балансирующем на грани безвкусицы финалом, когда борьба не на жизнь, а на смерть за обладание секретными шпионскими плёнками разворачивается прямо на исполинских ликах американских президентов, высеченных в скалах. Надо ли упоминать, что при таких зрителях проигрывать негоже?
Сам образ супергероя во многом благодаря стараниям Хичкока уже очень скоро эволюционирует. Если «Ровно в полдень», «В порту» и многие другие фильмы пятидесятых культивируют образ простого парня, из которого обстоятельства делают героя, то из Торнхилла, скучного бизнесмена, принятого за шпиона, вылупится профессиональный герой без страха и упрёка, господствующий в кино, во всяком случае в массовом кино и поныне. В этом отношении те фильмы были куда жизненней. А пересолил-то и повысил градус приключений до нечеловеческого никто иной, как невысокий мистер, тянущий хитрую лыбу! Так что как ни крути, а «К северу через северо-запад» вещь эпохальная.
[700x478]
Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:
Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
(Продолжение следует...)