• Авторизация


О художнике 20-11-2006 00:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Жале Йылмабашар. Мост через Босфор.

«Я рада, что выставка моих работ проходит в России. Культурное наследие этой страны велико, а творческий потенциал неисчерпаем, поэтому мне особенно приятно, что русская публика познакомится с моими картинами. Очень надеюсь, что выставка в Москве не только укрепит культурные связи наших стран – России и Турции, но и будет полезна для тех, кому интересно современное турецкое искусство живописи». Эти слова сказала Жале Йылмабашар на церемонии открытия своей выставки «Мост через Босфор» в Малом Манеже в Москве в январе 2001 года.

Жале Йылмабашар – всемирно известная турецкая художница. Хотя ее путь в искусстве начинался с танца – в 1957 году Жале окончила Высшую школу балета в США. Годом позже она вернулась в Стамбул, где продолжила свое образование уже по двум направлениям, одновременно учась на отделении керамики Академии изящных искусств и в Школе классического балета Консерватории Стамбула.
В это же время проявился интерес Жале Йылмабашар к живописи. 1963 год художница считает началом своей «живописной» карьеры – в Турции прошла ее первая персональная выставка «Петухи Жале». И, как любой творческий человек, Жале мечтала попасть со своими картинами в Париж, мировой центр культуры. Ее мечта осуществилась тринадцать лет спустя. Благодаря созданным Жале удивительным картинам и восхитительным работам из глины, французы нарекли ее «мастером огня». Первый большой успех подтвердил правильность девиза, которому Жале следует и в жизни и в творчестве: «Не бойся, у тебя все получится!» Примерно так переводится и ее фамилия – Йылмабашар. Наверное, поэтому Жале каждую свою удачу принимала как дар, а каждое поражение считала ступенью к новым свершениям.
За тридцать с лишним лет существования в искусстве Жале Йылмабашар приняла участие в более 50 международных выставках. Она выставляла свои произведения на более 20 персональных выставках в Турции, Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании, Германии, США, Таиланде, Австралии, Перу, Японии. Частные коллекционеры и музеи в Турции и за рубежом одинаково высоко ценят работы Жале, будь то керамика или живопись. Красочными глиняными панно Жале Йылмабашар украшены многие здания в Турции. Для немецких фирм «Дегусса» и «Хутченретер» она создала эскизы для восхитительных чайных сервизов.
В живописи у Жале Йылмабашар есть свой «фирменный знак» - петух. Яркий и многоцветный, огненный и жизнеутверждающий, он словно зеркало отражает динамичную индивидуальность художницы. Силу ее личности, непохожесть на других можно увидеть в своеобразной технике, в палитре, в тематике ее работ. Каждое полотно Жале – полет фантазии, окно в мир, будто созданный рукой наивного ребенка, но именно это и делает ее работы шедеврами, которыми сегодня восхищаются во всем мире.

Два зала Малого Манежа смогли вместить лишь малую часть картин Жале Йылмабашар. Когда я спросила, сколько, хотя бы приблизительно, у нее работ, Жале рассмеялась и сказала, что не знает. Самым плодотворным периодом в ее творчестве были годы учебы в Мюнхенской Академии искусств, когда Жале писала свои полотна, не зная сна и отдыха. Задумавшись на мгновение, она, снова рассмеявшись, вдруг сказала: «Знаешь, мне кажется, моих картин хватило бы, чтобы организовать сразу семь больших выставок». И неудивительно! Жале переполняет энергия, от нее исходят волны доброжелательности, она готова поговорить с каждым посетителем выставки, каждому лично подписать каталог. И эта энергия, и эта доброжелательность наряду с красками и сюжетами являются неотъемлемой составляющей всех ее картин.
В 1990 году Жале Йылмабашар выставила 49 самых крупных своих работ в Галерее Пон Д’Аржан и во Французской Национальной галерее искусств. Успех был просто ошеломляющим. Она была удостоена многих наград и премий. Но Жале с еще большим усердием продолжила работать. «Если есть в мире хотя бы один человек, которому мои картины по душе, я буду их создавать, - сказала она. - Живопись – интернациональный язык. Я всегда понимаю без слов, как люди, пришедшие на мою выставку, воспринимают мое творчество. Кто-то подолгу задерживается у «Большого города», кто-то неотрывно смотрит на «Идолов», а кто-то, улыбаясь, знакомится с моими петухами. Конечно, есть и такие, кому все это (Жале обвела рукой картины) кажется примитивным и от этого неинтересным. Я никогда не обижаюсь. Никогда не обольщаюсь. Ведь о вкусах не спорят. А успех – капризный спутник: сегодня он с тобой, завтра он уже с другими. И я одинаково бережно храню и самые лестные, и самые негативные отзывы о моих выставках. Все, что я делаю, я делаю с любовью к людям. Это для меня главное».
Жале Йылмабашар работает сразу в нескольких странах. У нее студии в Мюнхене, Париже и Нью-Йорке. По мнению Жале, именно эти города являются для нее сверхъестественным вдохновением к созданию живописных полотен. А в Стамбуле Жале любит работать в керамической студии. В шутку я спросила ее, не хотела бы она «осесть» и в Москве, пусть ненадолго. «О, Москва – потрясающее место! – мечтательно сказала художницы. – Думаю, здесь я смогла бы сотворить что-то грандиозное. Знаешь, как мне видится ваш город? Москва – это русская красавица в ярком платке и... с петухом!»


Несомненно, Жале Йылмабашар - уникальный художник с оригинальным стилем, связанным с народной культурой Турции. Она сочетает в себе три качества, которые выделяют ее среди других художников: во-первых, это восточное наследие ее родины и особенно ее родного города Стамбула, от мастеров которого она переняла бесценную методику создания картин; во-вторых, это темперамент в гармонии с тонким чувством цвета; и, в-третьих, это знание турецкой каллиграфической традиции в сочетании с интуицией. Во многом картины Жале символичны. Абстрактные орнаменты сопровождают изображение людей или птиц на фоне пейзажа. Мать и дитя, птицы и женщины, животные и дома всегда были источником идей. Жале тщательно изучила эти образы и использует их не только в картинах, но и в керамических изделиях. Тонкий художник, Жале умеет наблюдать и видеть людей или события не со стороны, а изнутри, что и позволяет ей переносить свои идеи на холсты. После того, как дом семьи Йылмабашар в Стамбуле снесли в связи со строительством моста через Босфор, в работах мастера появились новые образы – дом, мост, петух. Мы уже говорили, что петух – «фирменный» знак Жале Йылмабашар, но еще он – магический символ возрождения, энергии, вдохновения, своеобразный оберег от трудностей и жизненных невзгод. Целый ряд картин объединен темой «Идолы». Идолы, известные с 6000 года до нашей эры и найденные во время раскопок в Анатолии, символизируют в картинах Жале удачу и процветание. Творчество Жале Йылмабашар можно определить как непрекращающийся, динамичный танец ярких красок, пронизанный темой вечной жизни.

Сегодня Жале Йылмабашар не только известный художник. Она является единственным представителем Турции в Совете мирового искусства и одним из немногих представителей Турции в Международной Академии керамики во Франции. Она – профессор керамического искусства отделения изящных искусств в Университете Мармара в Стамбуле. Она упорно и верно продвигалась к вершине своей карьеры. Всемирный Форум искусств был создан в Женеве в целях создания мирового союза, который объединил бы различные мировые культуры. Первый саммит Форума проходил в Венеции, собрав вместе 559 наиболее выдающихся деятелей культуры и искусства из разных стран мира. Жале Йылмабашар, художник из Турции, попала в их число, достойно представив свою страну.

2001
[508x561]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О художнике | katerina_elt - Дневник katerina_elt | Лента друзей katerina_elt / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»