Здравствуй, дружок.
Давно я обещал рассказать тебе про вторую картину, украшающую собой вокзал города В*. Вот теперь и расскажу. Смотри.
Что она нам сразу напоминает? – Да, правильно – полотна немецкого романтика Каспара Фридриха. Как нас учили, что в них самое главное? – Принцип окна. Того самого окна, перед которым стоят герои, а уж за окном – колосятся некошеные поля голубых цветов, по которым еще ни разу не проехал трактор. Вот и здесь весь фон картины – одно больше окно, еще, правда, не сложенное, но начало уже видно.
А что это за мужчина примостился на кривом бревне слева вверху, кого он нам напоминает? И наконец – что делает здесь, в древнерусском городе, этот очевидный сенбернар?
Итак, сложим все элементы. Художник показывает нам, как жители города В* строят окно. Это понятно. Сенбернар – собака нерусская, европейская, поэтому окно – в Европу. А чтобы не оставалось сомнений, за процессом присматривает с высоты бревна Петр Первый – именно на него неуловимо похож мужчина в углу.
Зачем жителям города В* окно в Европу? – Ответ очевиден: потому что иначе через ничем не загороженное пространство будут ездить все, кто ни попадя (как, собственно, и было в истории): Наполеон, Гитлер – да мало ли еще кто захочет тут шастать.
И напоминанием об этой опасности служит дым, вьющийся на картине справа – но за границей возводимого окна.
И пусть враги уже готовят осадные лестницы – жители В* готовы: сделали запасы воды (видите кадушку на первом плане?), наточили топоры…
Последнее, что осталось разгадать в рисунке – фигура мужчины в красной рубашке и черной кожаной жилетке, разительно отличающаяся от всех друг персонажей. Кто он? И что делает здесь этот единственный почему-то невыкорчеванный пень?
Думаю, замысел художника удалось разгадать и тут: сенбернар означает не только отсылку к Европе – это предвестник опричнины, ищущей внутренних врагов – тех, кто всегда так хочет разрушить спасительное окно, открыть дорогу в В* интервентам.
Так что пес – бдит. А силач в жилетке, задумчиво посматривающий на пень, – это, конечно же, палач (красная рубака- чтобы не была видна кровь). Хотя какой там пень – плаха, неслучайно поставленная на первый план на страх врагам.
Потому, кстати, на картине и четыре человека – четыре колонны. А пятой, как говорят у нас на Руси, не бывати.