• Авторизация


Катунь и Чуйский тракт 09-09-2013 22:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Мастеръ Гамбсъ этимъ постомъ начинаетъ новую партiю впечатленiй.

 

«Катунь стала небом», – сказала Аня.

Такой встречала и провожала нас главная нить всего путешествия по Горному Алтаю – река Катунь, Кадын. Растворившаяся в пасмурном небе, выплывшая туманом за берега, она стала неотличима от бело-серых облаков, и с берега казалось, что границы между рекой и тем, что выше, уже нет.

Все части путешествия по Алтаю >>

 

[700x467]

В районе Манжерокского порога

 

Собственно, с Кадын все и началось – с романа Ирины Богатыревой «Кадын» (по ссылке - журнальный вариант), попавшего мне на рецензию и поразившему совсем непривычным, другим миром. «Сказ о великом кочевье», вдохновленный находкой «принцессы Укока» поразил сначала слогом, а потом и правдоподобием описанной жизни древнего мира. Потом-то дело было уже за малым – всего-то заинтересоваться тем, что есть в собственной стране – не в каменной, уютной и куда более близкой к Москве Европе, а в совсем неизвестном, хотя, казалось бы, и «своем» регионе. Туда ведь даже не нужно оформлять визу, хотя лететь и подольше, чем до Испании.

Постепенно Алтай обретал контуры: оказалось, что в нем, как в классической капле воды, отражается Россия – и в истории двадцатого века с гражданской войной, и в современной политике. Только и отличия, что из-за в разы меньшего, чем в одном округе Москвы, населения (двести тысяч на весь регион), до власти подать рукой, и в республике, кажется, все знакомы друг с другом.

Впрочем, во время самого путешествия мы об этом не думали. Вся местная политика, экономика и прочая общественная жизнь шли где-то в стороне: мы были настолько полны впечатлениями: первые в жизни палатка, баня, сурки, тундра, водопад, стоунхедж, – что было совсем не до того новостного быта, которого за глаза хватает в Москве. А если добавить, что добрую половину пути телефон категорически отказывался ловить сеть (спасибо ему за это), то погружение что в природу, что в себя вышло идеально полным – настолько, насколько себе можно позволить за две недели.

[700x467]

Турбаза «Манжерок»

Чтобы использовать их по максимуму, еще зимой мы забронировали тур «Алтай заповедный», как писали на сайте турбазы «Манжерок», «визитную карточку Алтая». Так и оказалось: прекрасно рассчитанный маршрут смог охватить практически всю республику, по сути, мы сделали большую петлю по региону: сначала на внедорожнике, потом – на уазике – это там, где дороги кончались совсем, на своих двоих, на рафте, на катере – одним словом, испробовали чуть ли не все средства передвижения, кроме разве что вертолета и лошадей.

[700x467]


Связывали весь маршрут воедино две нити – Катунь и долгое время шедший вдоль нее Чуйский тракт.

[700x467]

На Чуйском тракте

Катунь для Алтая – все равно что для нас Волга: это такая же главная река, к которой так или иначе приедешь или придешь, на берегу не раз уснешь за неумолчным гулом. При этом на Волгу она совсем не похожа. Катунь – это вовсе не блоковская «река раскинулась и моет берега», она быстра, порой даже яростна, полна опасных порогов и нигде о ней нельзя сказать «плавное течение». В июле, когда мы приехали на Алтай, Катунь в районе Манжерока вся белая – она течет с ледников, откуда приносит известняк. Дальше и позже река становится бирюзовой: такая игра цвета особенно видна при ее слиянии с притоками.

[466x700]

Катунь

Чуйский тракт – это одна из федеральных трасс, идущая через всю республику. По большей части он проложен вдоль Катуни, так что проехать по Алтаю и не увидеть его главную реку невозможно уже хотя бы поэтому. Создали дорогу сравнительно недавно – Вячеслав Шишков, автор «Угрюм-реки», проектировал ее еще до революции, но официально дорога была открыта только в 1935 году. Это, впрочем, вовсе не значит, что до этого момента ее не существовало: тракт в этих местах известен еще по китайским хроникам тысячу лет назад, но современная история дороги под новым названием (по Чуе, притоку Катуни) начинается именно в двадцатом веке.

[700x467]

В память о проектировщике дороги недалеко от турбазы «Манжерок» (и одноименного села) стоит памятник Шишкову, лицо, выступающее из разворота книги.

По чести сказать, главный роман Шишкова, «Угрюм-река» – памятник своей эпохи, хотя действие книги и протекает за 10-20 лет до революции. Роман я читал специально перед поездкой, так как о самом Алтае написано до обидного мало – пытался «подготовиться» хотя бы так. И как же разительно отличаются друг от друга две части книги: первая, о юности купца Прохора Громова, сибирский магический реализм, волшебная по силе и красоте вещь, – и вторая, запутавшаяся в композиции «революция в картинках». Сколько книг полегло в те годы жертвой «идеи», вспомнить хотя бы фединские «Города и годы», точно так же сломавшиеся на середине…

Долго говорить о Чуйском тракте не нужно – на него мы будем выходить еще не раз, пока же расскажу только о двух связанных именно с ним местах.

Первое – недавно, всего год назад, установленный памятник песне о Чуйском тракте – грузовик «АМО», который водил ее герой, Колька Снегирев. В песне он почти смог обогнать на «трехтонной АМО» свою возлюбленную на форде, но по жестоким правилам городского романса упал в пропасть –

И с тех пор по алтайской дороге

Форд зеленый стрелой не летит.

Едет Рая, как будто устала,

И штурвал под рукою дрожит.

[700x467]


Знаменитая песня сделана по всем законам жанра и кажется очень наивной, но когда на самом тракте видишь и грузовик «АМО», и много мест, где могла идти та гонка, эта наивность отступает на второй план.

[700x494]

 

[700x467]

Памятник «АМО» на Чуйском тракте

Второе же место на Чуйском тракте, о котором нужно рассказать отдельно, – это Семинский перевал, где установлен памятник присоединению Алтая к России. Оно произошло в годы правления «блаженныя памяти Елизаветы Петровны» и совершилось к удовольствию обоих народов: Россия приросла еще одним сибирским регионом, а алтайцы получили надежную защиту от теснивших их соседних племен: сами они никогда не были воинственным народом. Собственно, сход алтайских зайсанов – духовных глав родов – и изображают камни памятника, объединившиеся вокруг одного центрального. Рядом с «садом камней» есть и куда более официальная советская стела – но и она смотрится красиво на фоне ясного неба.

[700x467]

 

[699x466]

Семинский перевал

По дороге к перевалу – он был первым из многих для нас на Алтае – мы видели еще одну любопытную «веху», имеющую отношения, впрочем, уже не к истории, а к самой что ни на есть современности: справа от тракта расположилась база биатлонистов, где они тренируются перед нынешней олимпиадой. Несколько лет назад огонь лесного пожара был остановлен здесь в считанных сотнях метров, и до сих пор можно видеть резкую границу выжившего и сгоревшего, но все еще стоящего на горе леса.

[699x466]

 

[700x467]


Кстати, здесь же, сравнительно недалеко от Семинского перевала, снимал своего «Живет такого парня» и нелюбимый мной Шукшин. Для галочки мы, конечно, сфотографировали заброшенную сейчас (кто-то купил да никак не доведет до ума) столовую с колоннами, бывшую местом действия в одной из сцен фильма: теперь вместо съемочной группы она занята коровами, отдыхающими здесь в тени от надоедливых машин.

[466x700]


Опять же неподалеку, в селе Майма, самом большом селе в России – фактически части единственного на всю республику города, он же ее столица, Горно-Алтайска, Шукшин нашел и бензозаправку, с которой в фильме выезжал горящий бензовоз, но такие драматические эффекты в искусстве меня никогда не привлекали, так что она осталась без внимания.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Maugli_of_North 10-09-2013-21:03 удалить
Потрясающе красиво! Такая полноводная!
Цехерит 10-09-2013-21:57 удалить
И это только начало!)


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Катунь и Чуйский тракт | Цехерит - Мы в такие плевали хари... | Лента друзей Цехерит / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»