А один из самых моих любимых памятников – это Александрийский столп. Когда я в первый раз увидел его собственными глазами (так случилось, что на картинках видеть до этого почему-то не приходилось), то был поражен: откуда в царской России могла возникнуть идея такой (ТАКОЙ) скульптуры? Ведь снизу же не видно ни змеи, ни выражения лица ангела – нет, только жест, с презрением занесенная над площадью рука:
Все на свете пропадает даром.
Что же Ты робеешь? – Не робей!
Размозжи его одним ударом,
На осколки звездные разбей!
Наконец разбить и уйти, туда, где надзвездные края и никакого копошенья, уйти сквозь тяжелые, не плачущие, а плюющиеся снегом небеса, отдаляясь от осколков площади редкими и сильными взмахами огромных крыльев.
Это потом уже на фотографиях я увидел и змею, и прочий классический антураж, но первое впечатление не исчезло. До сих пор существует два памятника – один, казенный, – «столб столба столбу», о котором острословы сочинили
В России дышит все военным ремеслом.
И ангел делает на караул крестом, –
и другой, оторвавшийся от времени, настоящий ангел, покидающий скудные пределы.