• Авторизация


*** 18-12-2006 09:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[420x631]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Cherski 18-12-2006-10:12 удалить
Ужас. Ну почему они у тебя все такие противоестественные? Нет, правда. И грудь вот так плечами складывать внутрь жестоко по отношению к модели. Может она у неё в жизни красивая, а здесь - последняя стадия туберкулеза. Саш, без обид. Снимешь шедевр - я первый буду кричать об этом на всех углах.
KOCMOC 18-12-2006-15:22 удалить
Исходное сообщение Cherski Ужас. Ну почему они у тебя все такие противоестественные? Нет, правда. И грудь вот так плечами складывать внутрь жестоко по отношению к модели. Может она у неё в жизни красивая, а здесь - последняя стадия туберкулеза. Саш, без обид. Снимешь шедевр - я первый буду кричать об этом на всех углах.
Я в поиске))) Гарик, мне что-то подсказывает, что до рождения шедевра осталось чуть-чуть, он, шедевр, уже шевелится)))
Cherski 18-12-2006-15:27 удалить
Саш, я тоже в это верю. Но начни с выражений лиц. :)
KatriNN 18-12-2006-17:17 удалить
Здесь с Черским согласна :) Студийная съемка - это тот же репортаж. Не заставляй позировать. заставляй жить в кадре. Если человеку неуютно в такой позе более пары секунд - значит, она надумана. А потом, закон женской красоты помнишь - выпуклая грудь, раздвинутые плечи, горделивая посадка головы.. Ну, что там еще в русских сказках было? :-) Вот по ним и строй картинку ;)
KOCMOC 18-12-2006-17:20 удалить
Исходное сообщение KatriNN Здесь с Черским согласна :) Студийная съемка - это тот же репортаж. Не заставляй позировать. заставляй жить в кадре. Если человеку неуютно в такой позе более пары секунд - значит, она надумана. А потом, закон женской красоты помнишь - выпуклая грудь, раздвинутые плечи, горделивая посадка головы.. Ну, что там еще в русских сказках было? :-) Вот по ним и строй картинку ;)
Так уж вышло, что все приходится познавать самому, своими руками. В книжках нет ничего практически, фотографы крайне неохотно делятся знаниями.. но я учусь, к большой своей радости я стал ходить на мастер-классы.. очень надеюсь, что все получится)
Cherski 18-12-2006-17:22 удалить
Очень согласен с KatriNN. Сань, а может тебе вообще не париться со студийной съемкой? Репортажная у тебя шикарная получается, а это, по-моему, гораздо более ценное качество.
KOCMOC 18-12-2006-17:26 удалить
Исходное сообщение Cherski Очень согласен с KatriNN. Сань, а может тебе вообще не париться со студийной съемкой? Репортажная у тебя шикарная получается, а это, по-моему, гораздо более ценное качество.
Репортажка это все же работа, а в студии это удовольствие скорее для меня. Я ж в студии фактически до недавнего времении наобум снимал, как мне кажется, так и делал. Я только вот-вот учиться начал. Как говорится проверил на себе истину, что всему надо учиться и на одной технике и желании далеко не уедешь)
Cherski 18-12-2006-17:27 удалить
KOCMOC, кстати, есть хренова туча книжек по студийной съемке с очень дельными советами. Дома где-то на компе подборка была.
KOCMOC 18-12-2006-17:29 удалить
Исходное сообщение Cherski KOCMOC, кстати, есть хренова туча книжек по студийной съемке с очень дельными советами. Дома где-то на компе подборка была.
Я был бы очень благодарен, Игорь, если даш посмотреть)
Cherski 18-12-2006-17:32 удалить
Исходное сообщение KOCMOC Я только вот-вот учиться начал.
А, ну тогда ладно. Не грусти, я в студии вообще снимать не умею. Вот, например, первый блин: http://www.liveinternet.ru/photo/just_one_girl/post1733217/ А книжки все пришлю тебе, благо они в электронном виде.
KOCMOC 18-12-2006-17:38 удалить
Я вчера первый раз учился) Я сидел в студии с умным видом, фотограф рассказывал вроде как азы, а я про себя думал, что какой же я дурак, что надо было сначала идти учиться к умным людям, сейчас уже б снимал более-менее. Оказалось, что я даже в простых схемах умудрялся делать распространенные ошибки и вообще))
KatriNN 18-12-2006-21:10 удалить
KOCMOC, Саша, лучшая школа - это зарегистрироваться где-нибудь на фотосайте и подставиться под шквал критики. Ошпаривает, но вправляет мозги. Дельных положительных советов можно и не получить, но отрицательных будет море, а это часто гораздо важнее. Книги есть очень дельные, я из Чехии, из Германии привозила. Но там, в-основном, правильная постановка света, а вот моделей - это самому надо учиться чувствовать. И больше хороших фото смотреть, сравнивать.. Обрати внимание, что самые лучшие фото - не постановочные, а когда человек живет в кадре - думает, курит, сидит отрешенно , смеется.. Снимай тот же репортаж, но в условиях студии. Попробуй "отпустить" модель - пусть походит, посидит, почувствует себя заброшенной или включи в оживленную беседу - там уже само все пойдет - когда позирование закончится. Мастер-классы - здорово! Ни разу не была, жалею что много интересных пропустила. Обычно на Фотофорумы приезжают интереснейшие фотографы, зачастую действительно звезды - вот это интересно. А бывает, мастер-классы устраивают такие же любители как и мы. Для меня образец хорошего вкуса и профессионала в преподавании http://www.photosight.ru/ownpage.php?authorid=2238 но, к сожалению, Вадим сейчас уже , кажется, не ведет курсы в Академии фотографии. Безупречный вкус и чувство стиля. Cherski , KOCMOC, вот здесь http://www.eduard.ru/school/school.php?lang=rus есть несколько статей по съемке и обработке. Может быть интересно
Cherski 18-12-2006-22:48 удалить
KOCMOC, и вот тебе еще отрывок из новой книги Алексея Лысенкова "Рисуем фотопортрет", которую я редактировал. Надеюсь, что нибудь пригодится. == Правильные советы от профессиональных фотографов. Человечество научилось фотографировать довольно давно, и за это время накопило огромный опыт по этой части. Помимо книжек, учебников, обучающих программ и прочего, у любого профессионального фотографа всегда найдется еще пара дюжин его личных советов, но весь этот огромный багаж знаний ни за что не поместится в отдельно взятую человеческую голову. А если и поместится, то не закроется крышка, и вы так и будете стоять с разинутым ртом, пытаясь осмыслить этот безумный объем информации. Лично я не стал доверять своей памяти и голове: я доверился записной книжке. Туда я уже несколько лет записываю разные ценные указания от людей, которые отлично разбираются в фотографии и знают огромное количество всяких нюансов. Я выбрал оттуда всё, что касается фотопортретов, и с удовольствием поделюсь этой народной мудростью с вами. Возможно, какие-то вещи вы уже знаете, а что-то мы уже упоминали в предыдущих главах. Но, во-первых, повторение поможет вам быстрее запомнить нужные сведения. А во-вторых, среди них непременно окажутся и такие, о которых вы раньше не знали. 1. Старайтесь подбирать однотонный фон для портрета. В конце концов, главный объект для вас человек, а не фон, поэтому человек выделяться должен, а фон – нет. Яркий орнамент, художественная роспись или витрина с включенными телевизорами вряд ли являются примерами хорошего фона, ибо сильно отвлекают внимание. В то же время, пятна странного происхождения или надписи на стене тоже отвлекают внимание, поэтому фон не только должен быть однотонным, но и нести как можно меньше зрительной информации. В помещении в качестве фона можно использовать обычную простыню какого-нибудь одного цвета (лучше белого) и без рисунка, хотя портрет на фоне медвежьей шкуры будет смотреться поинтереснее. На улице в качестве фона можно использовать кирпичные, бетонные или деревянные стены домов и заборов. На природе подойдет густая листва, хвоя, а иногда и густая трава. Никто же не настаивает, что человек на портрете непременно должен стоять. Можно уложить модель на зеленый луг где-нибудь за городом и сфотографировать сверху. Только постарайтесь при этом встать так, чтобы ваша тень в кадр не попадала. 2. Цифровая камера не умеет так приукрасить действительность, как придворный фотограф. Тем не менее, у вас всегда есть возможность выставить человека в выгодном свете или в невыгодном. Лучше, по-моему, все таки в выгодном. Тогда, например, человека с узким вытянутым лицом лучше освещать спереди. Если направить свет сбоку, освещенным окажется только одна половина лица, а вторая уйдет в тень, и от этого такое лицо будет казаться еще уже. А вот если лицо у человека имеет округлую форму, его как раз лучше подсветить сбоку, чтобы оно казалось немного уже. 3. Если вы снимаете идущего человека, расположите камеру так, чтобы траектория движения этого человека не была параллельна границам кадра. Так он будет больше напоминать именно человека, а не движущуюся мишень в тире. 4. Некоторые люди постоянно носят очки. Можно, конечно, попросить человека снять очки на время съемки, но тогда это будет совсем другое лицо, а иногда хочется запечатлеть именно привычный образ. Нужно просто посадить объект по отношению к аппарату и источнику света таким образом, чтобы стекла очков не давали бликов. Еще очень желательно, чтобы в них не отражался сам фотограф, штатив, светильник или еще какие-то совершенно ненужные на портрете предметы антуража студии. Как вариант, можно попросить модель надеть оправу без стекол, если таковая имеется. Иногда это так же важно, если человек сильно близорук, и линзы слишком увеличивают размер глаз. 5. У кого-то слабое зрение, а у кого-то – чахлая растительность на голове. Но это вовсе не значит, что при съемке человека с лысиной нужно всячески подчеркнуть, что у него лысина. Наоборот, лучше выбрать точку съемки пониже. Тогда лысина просто не попадет в объектив. Главное, чтобы персонаж при этом не смотрел в камеру – пусть смотрит куда-нибудь вверх. Тогда у лысины не останется ни единого шанса попасть в кадр. А вот людей с двойным подбородком лучше снимать с более высокой точки. При таком ракурсе эта черта лица будет практически незаметна. И наоборот: если снимать человека снизу в тот момент, когда он опустил голову - двойной подбородок может вдруг появиться даже у того, кто его отродясь не носил. 6. Для борьбы с длинным носом можно использовать более длиннофокусный объектив — 135 или 200-мм. Тогда нос объекта будет казаться короче благодаря «сжатию» перспективы. И конечно, снимать этого человека лучше анфас, а не в профиль – тогда об истинных размерах его носа можно будет только догадываться. Это, конечно, более применительно к женщинам – ведь именно они чаще всего комплексуют даже из-за тех недостатков, которыми природа и не думала их награждать. Впрочем, некоторые из них уже выяснили, что крупный нос можно визуально уменьшить при помощи макияжа. Для этого на крылья носа и его боковые поверхности наносится более темный тон, а на центральную часть - более светлый. А с мужчинами в этом плане все обстоит куда проще. Некоторые, как раз, очень любят продемонстрировать, какой у них замечательный огромный нос – ведь существует твердое убеждение, что от этого размера зависит и еще один, самый для мужчины главный. 7. А вообще, прежде чем делать портрет, никогда не мешает внимательно изучить человека и определить, с какой стороны и в каком ракурсе он будет смотреться лучше всего. Можно даже выслушать мнение самого человека о том, в каком ракурсе его снимать лучше, а также про то, что ему идет или не идет. Правда, если этот человек – женщина, рассказ может затянуться надолго. Если время вам позволяет, можно этот рассказ выслушать, параллельно фотографируя модель под разными углами, сбоку, снизу, сверху или шагнув чуть в сторону или немного подальше. Не всегда, правда, идеальную точку можно выбрать сразу на месте. Поэтому есть смысл щелкнуть объект с нескольких точек, которые кажутся вам удачными, а уже потом на компьютере выбрать из этих кадров лучший. А еще есть смысл поговорить с хорошим гримером, который знает, кого как правильно красить, чтобы получился хороший портрет. Что как убрать и что чем подчеркнуть. Я вот специально поговорил с нашими, телевизионными и записал несколько ценных мыслей. Поэтому, если вы фотографируете женщину, можете смело давать ей советы, как ей лучше накраситься. Возможно, она согласится не сразу. Тогда сделайте пробные кадры в том макияже, который считает оптимальным она, и в том, который рекомендуют гримеры. Я думаю, опыт гримеров все - таки победит. Сам опыт ниже. 8. Чтобы губы выглядели полнее, посоветуйте вашей модели использовать помаду более светлых тонов. Здесь действует то же правило, что и в одежде: светлое полнит, темное, наоборот, утончает. Поэтому красить темной помадой тонкие губы не стоит, иначе они рискуют превратиться в ниточки. Чтобы губы выглядели более пухлыми, можно нанести на их середину помаду чуть светлее основной. 9. Глубоко посаженные глаза на фото часто выглядят еще более глубоко посаженными. И даже если их обладательница имеет вполне здоровый и упитанный вид, избавиться от ощущения, что она долго болела чем-то кошмарным, не спала трое суток и голодала недели две не всегда получается. Здесь вам (вернее, модели) опять поможет косметика. «Исправить» такие глаза обычно помогают светлые оттенки теней на той части века, что ближе к ресницам, и более темные цвета на той, что ближе к брови. Нижний край глаз при этом подводят черным или коричневым карандашом. 10. Близко поставленные глаза можно визуально «раздвинуть» в стороны. На помощь опять придут темные и светлые тени. Светлые тени наносятся на внутренние углы глаз и растушевываются кисточкой вниз по крыльям носа. Темные тени наносятся с внешней стороны глаз. Таким образом, глазные впадины визуально смещаются в стороны от переносицы. В случае с широко расставленными глазами делается всё то же самое, только светлые и темные тени меняются местами их нанесения. 11. Маленькие глаза будут визуально казаться немного больше, если нанести тонкие линии по нижнему и верхнему краям глаза светло-серым карандашом. Только не нужно при этом подкрашивать внутренние уголки глаз. Это не только не увеличит глаза, но, наоборот их уменьшит. 12. Скажи мне, кто твой лак… Как-то никогда не задумывался над тем, что лак на женских ногтях так много говорит о характере. Но при этом лак всегда говорил и я это чувствовал, только никогда не пробовал сформулировать. Между тем, гримеры рекомендуют использовать для романтичных портретов лак для ногтей в тон коже. Если нужна фотография поагрессивнее, то лак подбирается в тон помады, и чем ярче, тем агрессивнее. Как вариант – ярко алый. Как совсем уж экстремальный вариант – темно-синий и черный. Судя по рассказам моей дочери, многим современным девушкам нравится так называемая «готичность», так что черным лаком и черной помадой они всегда обеспечены. 13. Не всякому лицу можно придать необходимое выражение – некоторым это просто неорганично. Вы просите девушку не улыбаться, а она все равно улыбается. Или наоборот – умоляете улыбнуться, но она так и сохраняет железобетонное выражение лица, сделав, правда, его еще более мрачным. Впрочем, про выражение мы уже говорили – создайте соответствующую обстановку, поговорите о чем-нибудь, включите музыку. А вот форму лицу придать очень легко. Нужно только правильно наложить грим на скулы. Девушка обычно знает, как правильно. А если не знает, вам снова на помощь придет какой-нибудь хороший журнал. Отыщите в нем девушку, смутно похожую на вашу модель. И посмотрите, как и чем там покрашены скулы. 14. Круглое и широкое лицо хотя и ассоциируется с солнцем, но почему-то у женщины начинаются приступы легкой депрессии, граничащие с желанием вас убить, если на портрете оно получится таким же круглым. С мужчинами проще – некоторые такое лицо отъедают специально на постах ответственного руководителя и очень потом им гордятся. А вот женщин с таким лицом лучше тактично снимать как-нибудь в профиль или в три четверти. Уши лучше прикрыть прической, а сама прическа ни в коем случае не должна иметь ничего похожего на прямой пробор, иначе лицо будет выглядеть еще более круглым. Исправить ситуацию можно также при помощи красивого высокого тюрбана, высокой шляпки или цилиндра. Это поможет слегка растянуть изображение по вертикали и визуально уменьшить по горизонтали. 15. Мы уже обсуждали разные необычные углы и точки съемки. Они хороши для высокохудожественных или гротескных кадров, но при съемке обычных портретов лучше этим особенно не увлекаться. Если вы снимаете человека в полный рост, не располагайте точку съемки выше модели. Это обычно приводит к заметному укорачиванию ног и искажению пропорций всего остального тела. Я как-то сфотографировал свою одноклассницу с балкона пятого этажа, когда она стояла внизу и смотрела вверх. Потом я показал ей этот портрет и получил сильнейший удар учебником по голове. Почему-то ей не понравилось. С тех пор я стараюсь фотографировать женщин, опустив камеру как можно ниже. Тогда и ноги, и вся женщина кажутся длиннее, и вручать такой портрет можно, ничем не рискуя. Разумеется, с этими нижними точками тоже нужно знать меру. Ни одной женщине не понравится, если на портрете она будет уходить в небо наподобие «Эмпайр Стейт Билдинг», особенно если при этом она позировала в короткой юбке. Я знаю, существует целое подразделение извращенцев, которые пытаются снимать женщин в людных местах именно подобным образом, но это совсем не тот стиль, которому стоит учиться. И это совсем не портрет. 16. Мы уже говорили о том, что лишние предметы хорошо бы из кадра убрать. Но с другой стороны, не мешает к ним как следует присмотреться. Возможно, какие-то, наоборот, лучше оставить, чтобы придать портрету дополнительный колорит или вызвать какую-то ассоциацию. Однажды я решил сделать красивый портрет дочери – мы решили еще раз запечатлеть её в платье, в котором она была на выпускном вечере. Долго выбирали подходящий интерьер, убирали ненужное. И вдруг ей под руку попался огромный будильник в таком старинном стиле, классический. Пока Настя его рассматривала, я вдруг поймал себя на мысли, что сейчас она очень похожа на Алису, побывавшую в Стране Чудес. Почему-то будильник в сочетании с платьем, похожим на алисино, вызывал именно такие ассоциации. Поэтому так и фотографировали с будильником, и получилось очень неплохо. 17. Если вы делаете портрет на природе и видна линия горизонта, постарайтесь расположить камеру таким образом, чтобы эта линия не проходила между головой и туловищем портретируемого. Иногда это вызывает довольно мрачные ассоциации. 18. Старайтесь располагать границы кадра таким образом, чтобы герою было, куда идти, если он идет, и было, куда смотреть, если он куда-нибудь смотрит. Даже, если при этом две трети кадра будет занимать абсолютно пустое пространство. Поверьте: если герой будет упираться в границу кадра, это будет смотреться гораздо хуже. Мало того – от этого будет сквозить безысходностью, а её итак в жизни хватает. Не стоит усугублять. 19. Казалось бы – мелочь. Казалось бы – никто и внимания не обратит. Ан нет. Человек, изучающий какую-либо фотографию, обращает внимание на все мелочи, о которых фотограф совершенно забыл. Ну, вот вы, например. Да-да, вы, с книжкой Алексея Лысенкова «Рисуем фотопортрет». Вот вы хотя бы когда-нибудь, фотографируя человека, обращали внимание на то, что отражается в его зрачках? Можно, я попробую угадать? Спасибо. Так вот: не обращали, уверен. Между тем, отражаться там может всё, что угодно. Начиная с пяти источников света, которые горят поблизости и заканчивая отражением самого фотографа в трусах и майке. Особенно это заметно, если человек изображен на портрете в темных зеркальных очках – в них вообще можно разглядеть всю обстановку, которую видел сей человек во время съемки. Бороться с этим можно правильным выбором точки съемки и расположения модели относительно источников света. Ну и, конечно, все лишнее из глаз можно потом убрать в фотошопе, правда это займет больше времени и потребует элементарного знания фотошопа. 20. Снимая портрет в полный рост на фоне пейзажа, вы фокусируете камеру не на пейзаже, а на человеке. Это понятно. А если практически весь кадр занимает лицо, то настраивать резкость лучше всего по глазам. Поверьте, портрет будет просто ужасен, если, к примеру, нос получится четким, а глаза нерезкими. К тому же, настройка резкости по глазам если и приводит к легкой нерезкости всего остального, то идет лишь на пользу: ведь вам совершенно не обязательно во всех деталях показывать мелкие дефекты кожи. Кстати, для съемки людей с не совсем гладкой кожей нельзя использовать боковое освещение: именно оно подчеркивает все родинки, бородавки и прочую фактуру кожи. Примените фронтальное освещение, и лицо будет сразу выглядеть намного лучше. 21. Не забывайте про тени. Особенно часто они норовят забраться в глазные впадины, и тогда у человека будет такой вид, словно он только что пережил долгую и тяжелую болезнь. Или не пережил, и вы застали последние мгновения его жизни. Тени решают всё. Недаром девушки, с которыми я учился в театральном училище, пользовались тенями, чтобы получить справку и не ходить на занятия несколько дней. Они просто брали фиолетовые тени и щедрой рукой наносили их вокруг глаз. Видок получался покруче, чем у персонажей «Семейки Адамс», и врачи моментально выдавали им эти справки. Тени от носа и подбородка тоже не должны быть слишком резкими. Чтобы их не было, фотографы обычно применяют заполняющую вспышку или специальные отражатели, которые направляют свет на затененные участки. 22. Если вы фотографируете обнаженную натуру, попросите её заранее снять с себя все и посидеть минут 20-30 в свободном халате. Тогда на теле не будет следов от белья. Кроме того, вам нужно позаботиться и о том, чтобы модель не мерзла во время съемки. Ну, во-первых, это элементарная забота о человеке. Во-вторых, в противном случае цвет и рельеф её кожи будет ассоциироваться скорее с бройлерным цыпленком, чем с прекрасной девушкой. Если в помещении или на улице довольно прохладно, не нужно заставлять модель по полчаса ждать в обнаженном виде, когда вы все расставите и настроите. В это время она может накинуть что-нибудь теплое и снять только во время съемки. И не забудьте предложить девушке выпить – горячего чая, кофе или еще чего-нибудь, способствующего сугреву и хорошему настроению. Поверьте: настроение человека очень влияет на портрет и передается тому, кто потом на этот портрет смотрит. По-моему, лучше тиражировать хорошее и доброе настроение, нежели озлобленное и недовольное жизнью. Кстати, во время съемки никогда не мешает включить какую-нибудь хорошую музыку, создающую настроение съемки. 23. При съемке той же обнаженной натуры или натуры в купальнике многие профессиональные стилисты используют масло. Хорошо смазанная модель выглядит гораздо свежее и ярче. Масло, конечно, используется не подсолнечное, а обычное детское вроде Джонсон-и-Джонсон. Можно, конечно, отправиться в парфюмерный бутик и поискать что-нибудь подороже, но это исключительно для понтов и если вам совершенно нечего делать. Обычного детского вполне достаточно. Главное – ненести его абсолютно ровным слоем, чтобы не было пропущенных мест и потеков. Правда, в этом случае вам придется подумать о том, что масло все-таки субстанция жирная и имеет тенденцию пачкать бельё, одежду, мебель, обои. Белье, конечно, можно и постирать, но с мягкой мебелью все гораздо сложнее. Поэтому прежде, чем усадить в красивое плюшевое кресло намазанную модель, застелите его какой-нибудь красивой драпировкой, а между ней и креслом проложите кусок целлофана. Драпировка, конечно, должна выглядеть органично, то есть небрежно брошенной, но при этом защищать кресло. 24. Уверен: на первых порах у вас возникнут большие проблемы с тем, как правильно усадить человека, куда ему смотреть и т.д. Не стесняйтесь поучиться у классиков. Полистайте сборники с репродукциями великих художников. Наверно, Пикассо не совсем подойдет, а вот Рембрандт или Гойя – вполне. За неимением сборников подойдут и качественные глянцевые журналы. Чем известнее и солиднее журнал, тем профессиональнее фотографы, которые с ним работают. Посмотрите, как снимают они. Откуда падает свет, как ложатся тени, какой фон, обстановка и прочее. Не обязательно, конечно, копировать все это в точности, но какие-то основные идеи вполне можно взять на вооружение. Хотя, с другой стороны, иногда бывает весьма забавно практически в точности копировать известные картины и фотографии. Взять к примеру знаменитую «Аленушку» Васнецова: грустная девушка сидит на камне у пруда на опушке леса и думает о чем-то своем девичьем. Найти аналогичный пейзаж практически в любом месте средней полосы России труда не составит. Правильно усадить девушку тоже. Единственная сложность: судя по всему, художник стоял по пояс в воде, поэтому лучше выбрать погоду потеплее, когда вода в пруду как минимум не ледяная. 25. При работе над композицией у вас не должно быть никаких шаблонов. Даже если вы уже выучили десяток стандартных поз, в которых человек смотрится довольно неплохо, это не значит, что именно в эти позы нужно усаживать всех, чей портрет вы собираетесь сделать. Все люди разные, и для каждого нужно придумать свою композицию. Конечно, есть общие правила, о которых мы уже много чего здесь сказали, но шаблонов и штампов точно быть не должно. Ведь та поза, которая наиболее органична одному человеку, другому просто противопоказана. Огромную роль так же играет окружающая обстановка и взаимодействие с ней вашей модели. Хотя, и здесь можно попробовать метод «наоборот», и намеренно отснять человек пятьдесят самого разного веса, пола и возраста в абсолютно одинаковой позе и в абсолютно одинаковом интерьере. А потом попытаться определить, кто из них получился наиболее органично. Речь, разумеется, не идет о портрете на документ – там обычно всё у всех выглядит одинаково. 26. Конечно, большинство цифровых фотоаппаратов имеют зум, и приближать объекты вы можете легким нажатием кнопки. Тем не менее, лучшим трансфокатором во время репортажной съемки традиционно считаются ноги. Особенно, когда вы снимаете человека, стоящего от вас в десяти метрах. И особенно, когда дело происходит в помещении в условиях недостаточной освещенности. Преодолейте хотя бы пять из этих метров пешком – качество кадра, сделанного с этого расстояния, получится выше, чем сделанное с десяти шагов с использованием зума. Не надо только снимать слишком близко, особенно с применением вспышки. Лицо получится слишком высветленным. Вот, кстати, пара примеров на тему оптимального расстояния: (иллюстрация: кадры P10100351.JPG и P1010036.JPG) На первом кадре отлично видно мое лицо, но фотограф подошел слишком близко. Да, вы можете рассмотреть пару пылинок на свитере. Но согласитесь – второй кадр выглядит более информативным. Сразу понятно, в какой акции я участвую, и фото становится не просто портретом, а портретом с привязкой к событию. Оптимальное расстояние вы сами научитесь определять очень быстро. Для этого достаточно потренироваться на одной какой-нибудь вечеринке, снимая со всех расстояний подряд. Это же цифра, пленка не тратится. Сделайте штук сто пятьдесят снимков, а потом сами оцените их качество на компьютере. Определить, какое расстояние было оптимальным, труда не составит. 27. Во время съемки портрета старайтесь обращать внимание на рефлексы. Хороший художник всегда видит рефлексы, когда рисует. Речь идет не об испуге модели при виде камеры и других видах реакции на внешние раздражители. Под рефлексом в данном случае подразумевается отражение какого-либо источника света или цвета в других предметах. Ну, например, возьмем классический натюрморт, какие обычно рисуют в художественной школе: красная ваза, желтое яблоко и кусок серой мешковины в качестве фона. Разумеется, начинающий художник так и изобразит вазу красной, яблоко желтым и мешковину серой. И очень удивится, почему преподавателю это не нравится. Все просто: на картине юного мастера рефлексы отсутствуют. А ведь если внимательно присмотреться, то можно заметить в красной вазе отражение желтого цвета от яблока и серого от мешковины. А в мешковине помимо серого – оттенки красного и желтого. Цифровая камера художественным видением не наделена. Конечно, в мокрую погоду вечером она замечательно передаст все отражения неоновых вывесок и габаритных огней автомобилей в лужах и в окнах домов. Но в сухую погоду и при ярком освещении у нее с рефлексами плохо. Поэтому можно добавить их принудительно. Например, делая портрет девушки с пронзительно голубыми глазами, вручить её букетик голубых незабудок. Согласен, иногда это смотрится слишком «миленько». Ну, хорошо, можно не незабудок. Поставьте рядом на столик синий флакончик средства от насморка ИРС-19. Портрет сразу перестанет быть приторным, зато сразу же приобретет глубочайший смысл. Мол, красота – понятие хрупкое. И богини тоже болеют. Берегите красоту, она не вечна, и всё такое. Особенно, конечно, проникнется зритель, который сейчас безуспешно пытается вылечиться тем же ИРС-ом. К сожалению, подходящего примера с незабудками я не нашел. Но в фотоархиве моего знакомого журналиста Игоря обнаружился вот этот кадр, отлично иллюстрирующий тему с рефлексами: Иллюстрация: DSCN3229.JPG Рыжие волосы перекликаются с рыжими ящиками. А цветы и сирень почти гармонируют с джинсами. 28. Есть еще один интересный ход, связанный с перетеканием линий и продолжением очертаний. Поясню на примере. Допустим, стоит красивая цветущая яблоня с длинными ветками. Девушка положила руку на ветку яблони, а мудрый фотограф выбрал точку съемки таким образом, что ветка как бы продолжает руку. Некоторые еще любят фотографировать девушек на фоне берез. Мол, и она такая же стройная, как березка. Впрочем, чтобы ствол продолжал линии тела, нужно либо поставить девушку по стойке смирно, либо найти какой-нибудь аномальный извилистый ствол. Очень хороший пример с перетеканием линий я видел на какой-то большой фотовыставке в Чехии. Фотограф запечатлел девушку в длинном зеленом бархатном платье, входящую в заросший ряской черно-зеленый пруд. Складки от платья совершенно волшебным образом переходили в круги на воде и вода действительно выглядела продолжением платья. 29. Вы уже, наверно, заметили, что практический любой художественный прием означает, что всегда можно использовать и совершенно противоположный художественный прием и при этом добиться не менее впечатляющего результата. Собственно, это утверждение можно и само по себе считать маленьким правилом, которое стоит принять и применять по ситуации. Если, например, принять его применительно к предыдущему пункту, то можно смело снимать не плавные переходы одних линий в другие, а наоборот – резкие контрасты между ними. Например, ту же девушку в бархатном платье вынимаем из пруда и переносим на полированный мраморный пол. Рядом ставим прямые строгие стеллажи из стекла из стали. Дизайн – самый что ни на есть современный. Вместо гармонии получаем резкий контраст, но при этом портрет получается не менее ярким и выразительным. 30. В традиционной фотографии глаза изображенного на портрете как правило смотрят туда же, куда повернута голова. Иногда взгляд может даже немного опережать движение головы, но не значительно. Впрочем, вы как человек творческий, совершенно не обязаны следовать этому «как правилу». Можете создать собственную галерею портретов, где глаза смотрят вверх, а голова опущена вниз, или глаза пытаются смотреть влево в момент, когда голова повернута строго направо. Только не заставляйте модель позировать в таком состоянии слишком долго, чтобы не испортить ей \ ему зрение. 31. Если говорить о положении кадра, то большинство обычных портретов снимается вертикально. Особенно, если человек изображен по пояс или в полный рост, и в момент съемки он стоял или сидел. И особенно, если это был один человек, ибо групповые портреты бывают вертикальными крайне редко. Есть, конечно, знаменитый портрет группы «Битлз», где все четверо высовывают головы из-за двери, и при этом головы расположены вертикально одна над другой. Но это как раз говорит о постоянном творческом поиске группы «Битлз» и их знаменитой склонности к разным экстравагантным выходкам. Тем не менее, на большинстве фотографий, где они изображены все вместе, кадр все-таки располагается горизонтально. Вертикальный портрет в полный рост хорошо получается, если персонаж стоит в начале длиннющего узкого коридора. В самом коридоре может и не быть ничего интересного, но он все равно будет придавать глубину пространству и символизировать пройденный путь. Что касается горизонтального положения кадра, то оно применяется, если модель, например, лежит или полулежит. Если модель к тому же и длинноногая, то в вертикальный кадр она у вас просто не влезет. Кроме того, горизонтально кадр размещают и в ряде других ситуаций. Например, если человек фотографируется на фоне своего автомобиля. Автомобили, как правило, имеют больший размер по горизонтали, чем по вертикали. Можно, конечно, фотографировать его спереди, чтобы он не занимал столько места, а героя посадить на капот. Но тогда у вас совсем не будет пространства. Часто, особенно во время каких-то поездок, человек хочет увидеть не только себя на фоне машины, но и кусок пейзажа, по которому он путешествовал. Поэтому кадр располагают горизонтально, машину и человека ставят слева, а справа как правило открывается вид на всё остальное. Можно, конечно, поставить машину с человеком и справа, но взгляд наблюдателя обычно движется слева направо, а человек нам важнее пейзажа. В противном случае лучше просто снимать пейзаж. 32. Неплохо смотрятся репортажные портреты в динамике, когда человек, например, играет в какую-то захватывающую игру или танцует. Правда, один удачный кадр будет приходиться примерно на штук пятьдесят неудачных. Цифровая камера не всегда успевает остановить именно то мгновение, которое вам нужно. Вот, ярчайший пример. Иллюстрация: DSCN0698.JPG Это я пытался снять исполнительницу фламенко в Мадриде. Можно по этому кадру понять, что она танцует? По-моему нет. Танец вообще очень сложно сфотографировать так, чтобы передать движение. Обычно получается человек в неестественной позе, с поднятой ногой и открытым ртом, или что-то подобное. Поэтому часто его лучше снимать без вспышки и с длинной выдержкой. Да, часть изображения получится смазанной, но именно она и передаст движение. В качестве другого варианта, рекомендую использовать автоматический режим, когда камера снимает сразу несколько кадров подряд. Чем больше, тем лучше. Тогда на каком-то из них будет действительно видно, что человек танцует, а не просто так перекошен из-за внезапной боли в спине. 33. Иногда избавиться от лишних объектов в кадре удается простым поворотом камеры на 90 градусов. Ведь снимок может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Например, если вы хотите сфотографировать своего друга, идущего по людной улице, вы можете выбрать вертикальный кадр, в который попадет только ваш друг. Тогда это будет просто его портрет на улице. Но можно выбрать и горизонтальный кадр – тогда в нем окажутся и случайные прохожие, и это будет не столько портрет друга, сколько портрет города. С другой стороны, некоторые объекты, наоборот, можно добавить – ведь любая деталь определенным образом влияет на восприятие. Например, вы снимаете одного и того же человека, сидящего за столом, но на первом кадре перед ним лежит красивая трубка и банка голландского табаку, а на другом – газета с почищенной воблой. Человек, стол и комната одни и те же, но ощущения очень разные. Конечно, цифровая фотография позволяет все ненужные объекты убрать во время монтажа. Да и добавить нужные тоже возможно, позаимствовав их с других фотографий. Но все это требует навыков, времени а иногда и довольно кропотливой работы в графическом редакторе. Согласитесь: лучше сразу снять так, чтобы исправлять не понадобилось. 34. Вы, наверно, не раз удивлялись тому, насколько ужасные кадры получаются при съемке с применением встроенной вспышки. Дело даже не в пресловутых красных глазах. Даже, если вспышка удалена на приличное расстояние от объектива, и глаза выглядят вполне нормальными, при съемке с близкого расстояния лицо выглядит абсолютно белым и плоским. Тени отсутствуют и вообще половина кадра выглядит засвеченной. Конечно, в студийных условиях профессионалы используют совершенно другие вспышки. А вы, за неимением лучшей, можете просто прикрыть свою кусочком марли, полиэтиленового пакета или туалетной бумаги. В зависимости от ситуации с освещением на полученном портрете может появиться легкая желтизна. Но иногда она смотрится вполне гармонично, а если её слишком много, можно убрать излишек при помощи программы-фоторедактора. 35. К сожалению, цифровые камеры пока не умеют снимать трехмерные фотографии, да и вряд ли научатся к моменту выхода этой книжки. А значит, нам еще какое-то время придется поработать с плоским изображением. В общем, оно конечно тоже красивое, только иногда имеет тенденцию накладывать планы друг на друга и сбивать зрителя с толку. Поэтому в большинстве случаев не рекомендуется, например, фотографировать человека в зеленом пальто на фоне такой же зеленой стены. Особенно, если источники света расположены таким образом, что он совсем не отбрасывает тени. Есть большая вероятность того, что на полученной фотографии этот человек у вас просто сольется со стеной. Впрочем, этого эффекта можно добиться и намеренно. В качестве фона вешаете белую простыню, а потом в точно такую же простыню закутываете девушку. Если красиво расположить складки простыни и грамотно подчеркнуть нужные места девушки, может получиться настоящий шедевр. Некоторые фотографы даже работают в такой манере, посвятив свое творчество полному слиянию человека с окружающим миром. Например, на фото изображен серый асфальт и белая зебра пешеходного перехода. А на фоне всего этого стоит человек в сером пальто, и белые полосы на этом пальто полностью совпадают с полосами перехода. Или, к примеру, модель раскрашена мастером бодиарта под кирпичную стену. И прислоняется она к такой же кирпичной стене. Чтобы их различать, фотограф оставил глаза и тени. Иначе вы бы никогда не догадались, где кто. 36. Помимо контрастов и полных слияний можно использовать и полутона. Например, стена темно-красная, пальто просто красное, а платье под ним уже розовое. Тоже оригинально смотрится. 37. Краткость – сестра таланта. Именно поэтому четыре слова «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» являются классикой, а многочисленные занудные описания «Стояла глубокая ночь, улица была пустынна и лишь одинокий фонарь тускло освещал тротуар напротив аптеки» похожи одно на другое и поэтому на школьных уроках литературы не упоминаются. В портрете краткость тоже приветствуется, особенно на первых порах, когда вы еще не очень хорошо владеете композицией, светом и не очень умеете строить кадр. Любой фотопортрет как и любой просто портрет состоит из элементов. Чем этих элементов меньше, тем проще их гармонично скомпоновать. Простой пример: вы хотите сфотографировать мужчину в белой футболке на фоне кирпичной стены. Все, что есть в кадре, это собственно сам мужчина по пояс, его мужественное лицо и стена. Ничего лишнего. Взгляд зрителя, конечно, сразу концентрируется на лице, и именно оно несет здесь главную смысловую нагрузку. Если вы правильно осветили это лицо и оно не моргнуло в момент съемки, если вы правильно выбрали точку съемки и правильно включили автоматический режим – с вероятностью в 90 процентов вы получите вполне достойный и гармоничный портрет. А теперь давайте представим, что тот же самый мужчина сфотографирован в полный рост в своей комнате. За спиной – шкаф с книгами. На столе – компьютер, стопка журналов, какие-то письма, бумаги, пепельница и еще штук двадцать различных предметов. На журналах покоится жирный кот. Стоп – снято. Смотрим. Куда? Кто-то займется изучением книг. Кто-то обнаружит на столе такую же ручку, как у него. Кому-то понравится кот. Деталей много, но композиция распадается. Что-то в кадре явно лишнее. Но для того, чтобы научиться убирать это лишнее, нужен опыт. А пока у вас его нет, старайтесь не перегружать портрет дополнительными деталями и снимать в предельно аскетичной манере. 38. Далеко не в каждом человеке умерла великая фотомодель. В большинстве она даже и не зарождалась. По этой печальной причине многие люди физически не способны позировать. Они всё время будут что-то такое делать с глазами и со всеми мышцами своего лица, чтобы в тот самый миг, когда вы нажмете кнопку фотоаппарата, выражение их лица было абсолютно неестественным. Они не могут простоять и пары секунд, чтобы не сменить позу, наклон головы, направление взгляда и прочее. Как быть? Единственный простой и доступный способ решить проблему – это чем-нибудь их занять. Ведь модели в чем-то актрисы. Плохие модели – плохие актрисы. А еще в театральном училище мне объяснили простую вещь: чтобы начинающий актер чувствовал себя на сцене свободнее и не так зажимался, хорошо бы поручить ему какое-то действие. Ну пусть, например, листает журнал. Монолог, который он произнесет без журнала, глядя круглыми от ужаса глазами в переполненный зал, будет смотреться в триста раз хуже, чем монолог, который он произнесет, перелистывая страницы, и как бы обращаясь к самому себе. Та же история и с портретом. Когда начинающая модель позирует, он\она изо всех сил пытается именно позировать, что сразу лишает его\её всякой естественности. Займите модель чем-нибудь. Например, попросите девушку причесаться. А пока она будет увлечена этим занятием, незаметно снимайте. Получите очень естественный кадр. Вот такой, например: IMG_3497.JPG Да, вынужден вас сразу разочаровать и предупредить: все женские портреты любезно предоставлены моим приятелем-журналистом (разумеется, с согласия изображенных на них). Сделали мы это исключительно из-за того, что некоторые особо рьяные представители желтой прессы очень любят делать далеко идущие выводы, никакого отношения к реальности не имеющие. Так вот, специально для этих журналюг сообщаю: я понятия не имею, кто все эти девушки, и любая попытка каким-то образом связать мою личную жизнь с их личной жизнью заранее обречена на провал. Извините, дорогие читатели, но мы живем в довольно сложное время, и публичному человеку часто приходится предпринимать некие действия, чтобы желтая пресса не лезла в его личную жизнь. А если и лезла, то в результате жестоко обламывалась. 39. Разумеется, во время портретной съемки вас гораздо больше интересует сам человек – его лицо, руки, поза. Одежда при всей своей значимости все - таки отходит на второй план. Конечно, у опытного фотографа на снимке всё будет смотреться прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли. А вот неопытный может увлечься лицом и совершенно не обратить внимания на то, что, например, такая мелочь как платье невесты вдруг оказалось в тени или вовсе размытым. Возможно, кто-то даже не сочтет это ошибкой, а вот невеста точно квалифицирует как преступление, совершенное с особой жестокостью. Ведь платье невесты – это, пожалуй, второй главный объект на свадьбе, кроме самой невесты. Жених в лучшем случае занимает третье место. Платье невесты – это результат кропотливого обдумывания, сложного выбора и наконец нелегкого ручного труда не одной, а нескольких женщин. И если оно не будет должным образом смотреться на фотографиях, свадьбу можно считать удачной разве что на половину. Нет, это не я так думаю – так думают многие женщины. Тем не менее, давайте стараться им угодить. Вторым по значимости платьем для женщины является то, в котором она отправляется на выпускной вечер в школе или институте. И опять таки, горе фотографу, который крупно снимет лицо и плечи празднующей девушки, а платье оставит за кадром. Кстати, в зависимости от возраста женщины приоритеты меняются. Ну, например, фотографируя девочку лет 12, не обязательно уж очень стараться, чтобы каждая складочка её джинсового комбинезона смотрелась так же рельефно, как на полотнах Рубенса. Здесь гораздо важнее передать юную свежесть кожи и вот это внутреннее сияние, которое вообще свойственно юности не зависимо от её пола. И наоборот, фотографируя даму лет сорока пяти, вовсе не обязательно детализировать каждую крошечную морщинку, с которыми она так старательно борется. Лучше, наоборот, сделать акцент на платье и украшениях. 40. Очень часто во время турпоездок и путешествий люди хотят сфотографироваться на фоне какой-нибудь местной достопримечательности. Приятно потом показывать это фото в альбоме родственникам и знакомым и говорить «А вот я и там побывал!» Приятно, да. Но существует маленькая проблема. Т.к. все эти достопримечательности обычно преодолеваются в темпе галопа, особенно когда вам хотят показать Грецию, Кипр и Израиль за один день, то и снимки делаются практически на бегу и, как правило, непрофессионалом. В результате получаются весьма интересные варианты: а) Портретируемый получился неплохо, только вот во весь кадр. По этому совершенно невозможно понять, где сделана фотография. По этому – это по куску кирпичной стены слева и фрагменту бампера какой-то машины справа. Б) Фотограф отошел подальше, и здание, на фоне которого сделан портрет, видно очень отчетливо. Другое дело, что такое здание может стоять и в Париже, и в Риме, и в Сантьяго-Де-Куба, поэтому точного представления о географическом положении объекта оно не дает. Если вы уж хотите сделать репортажный портрет, несущий максимум информации о том месте, где он сделан, постарайтесь выбрать точку съемки таким образом, чтобы в кадр попал хоть какой-то объект, характерный только для этого места. Вот простейший пример. Судя по Фудзияме, никаких сомнений в том, что снято в Японии, не остается. 41. И еще один совет. Он вам пригодится, если все фотографии вы потом редактируете на компьютере. Допустим, вы решили щелкнуть кого-то на фоне красивой бархатной драпировки, которую нашли в бабушкином шкафу. Но как назло, этой драпировки не хватает, чтобы закрыть, например, шкаф или стену. Все равно, не стоит от этой драпировки отказываться: закройте ей хотя бы часть стены или шкафа и сделайте снимок. В фоторедакторе вы сможете эту драпировку клонировать и получить то, что требуется.
Какой ужас. Просто выжержки из учебника по свежеванию млекопитающих. А чо все моедели с которыми не надо читать учебники уже в Куршавелях на панелях?


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник *** | photo_kocmoc - Третьяковская галерея, издание новое, дополненное | Лента друзей photo_kocmoc / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»