Поводов к данным наблюдениям могло быть сколько угодно: ночные шалости Недотыкомки, купленный месяц назад томик стихотворений Н.А.Заболоцкого, осень, наконец, которая всегда способствовала чтению Набокова. Но, справедливости ради, печальную повесть о демонических сестрах Мелкого беса, я, пожалуй, адресую ganu с намеком на наши полуночные разговоры об И. Лощилове - его стихотворениях и статьях, одна из которых как раз и посвещена "Некрасивой девочке" Н.А.З.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
- Змея в змее, сосуд в сосуде.
Для разгадки алхимической криптограммы про сообщающиеся сосуды со змеями надо бы, думается, вернуться к началу истории. Вот что нам дано:
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Сколько ей лет, этой несчастной дурнушке? Лет 5 - 7, раз по двору в трусах бегает, зубки наверняка еще молочные. "Рот длинен" - что с того? У кого не бывает. Судить о чертах лица будущей женщины еще слишком рано. Напоминает лягушонка - тоже ничего сверхестественного, вроде бы. Куколка ведь тоже не слишком похожа на бабочку. И худая рубашонка не приросла к девочке. Лягушка непременно обернется Василиcой Прекрасной. Ну какой неисправимый изъян мерещится автору, в чем причина его фатальной дисморфофобии по отношению к героине? Рыжина, что ли:
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны...
Да лет через десять соседские мальчики попадают со своих велосипедиков, а подруги удавятся от зависти. Но автор, как Умная Эльза, уже оплакал ее будущую одинокую судьбу:
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье...
Так уж и нечем. Будто каждая девочка обладает удивительной способностью переплавлять камни. Представьте себе температуру пламени, обращающего минералы в магму. А место под землей, где вечно бушует это страшное пламя, между прочем, называется "преисподняя". Ад, геенна оненная. Вот, значит, что у девочки "в глубине". Теперь уже начинает складываться объемная картинка.
Отметим только, в унисон с г-ном Лощиловым, что Заболоцкий вовсе не желает понравиться подрастающему поколению красавиц и появиться на страницах их дневников в виде "прямой цитаты с намеком", а стишок не такой слащаво-дидактичный, каким на первый взгляд кажется. Мнимая слащавость облезает на глазах, как кожа змеек, отваливается, как хвост ящерки.
Рыжая, большеротая, кривозубая, гоняется за мальчиками. В душе у нее постепенно разгорается ад. Черты её нехороши вовсе не в парикмахерском смысле. Рыжая Гелла из квартиры №50 вон какой была красавицей, а квартирка-то все равно названа нехорошей.
Не буду вас томить. Рыжина, очевидно, - инфернальная метка. Вампирическая клыкастость никакими брекетами не лечится. Обычная девочка подрастет и похорошеет, маленькая ведьмочка с возрастом обратится в заправскую ведьму. В один прекрасный день она с ужасом осознает свою сущность. Вампирелла, суккуб, ламия, эмпуза? Это все рядовой состав демонесс. В довесок к сероватым Недотыкаемым бесятам. Только девочка-с-огоньком рангом выше, ее обожествляют люди. Атрибут ее культа - огонь, мерцающий в сосуде.
[418x474]
Это, опережая ваш вопросительный взгляд, ритуальный светильник с изображением Лилит, другие картинки и истории из жизни этой нехорошей девочки имеются в изобилии, например, вот здесь:
http://ccat.sas.upenn.edu/~humm/Topics/L
Заболоцкий вполне корректен с демонологической точки зрения, Набоков тоже ничего не выдумывал. Его эротические фантазии а ля Лолита (ср. "змея в змее, сосуд в сосуде") не выходят за пределы общепринятой иконографии и атрибутики Лилит. Девочку традиционно изображают в виде полузмеи/полудракона-динозаврика, либо в контакте со змеей. Она преимущественно рыжая.
[285x480]
[228x480]
[153x480]
О ритуальных сосудах с заклинаниями подробнее см. Lilith Incantation Bowls
Набоков написал свой отчет о девиртуализации с рыжей девочкой в 1930 году (замок снят в 1970), Заболоцкий - в 1955.
Весна земного бытия/Охваченная счастьем бытия. Рыжая повелительница пламени (испепеляющего одежды/растапливающего камни).
Друг к другу они не подглядывали, тут сработал закон сообщающихся сосудов. Ну и размерчик подходит, посему нам ничего не стОит сплавить три текста про бесов и демонов в один золотой слиток параллелей.