• Авторизация


(Не NE) А в греческом зале, а в греческом зале, или наказание Венеры. И не только 10-08-2007 23:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Помнится, Недотыкомка как-то с пеной у рта рассуждала о родившейся из пены Афродите. Так вот, случайно наткнувшись на еще "теплые"  размышления  о лабиринтах, одеждах и блуждающих взглядах, связав это кое с чем на стене,  разбавив полученную смесь чем-то вроде фантазии, я принялась за  тщательное штудирование (немецкий, между прочим, глагол!) многочисленных  альбомов  Передонова. Отчасти из любопытства, отчасти для того, чтобы найти ответ на очень важный и, как оказалось, ЛИЧНЫЙ для меня вопрос. Почему  у большинства Венер нет рук?

Конечно, "виновата" оказалась не одна только Венера Милосская, но и, к примеру, Венера Таврическая в Эрмитаже... Более того, обращение к репродукциям и каталогам показало, что существует и множество других (безымянных) богинь красоты и любви, у которых ни в теле, ни в лице нет никаких изъянов, только руки почему-то отсутствуют. Причём это нисколько не мешает эстетическому наслаждению посетителей музеев.
*А может быть, даже усиливает его. Голая женщина без рук - это уже почти отдельный топос. Это симфония усеченности и "отсеченности" одновременно, уводящая и преводящая к центру лабиринта, это обрубленная симфония страстности и незащищенности в одном теле... Но об этом позже.

А пока возникает вопрос: каким образом богиня лишилась "прикрытия", естественной ширмы в виде рук? Можно ли считать это чистой случайностью? Или первоначальной задумкой скульпторов? Они же наверняка задумывались об ЭТОМ?
 
Как известно из истории искусств, первым, кто изобразил Венеру-Афродиту обнажённой, был греческий мастер Пракситель. Как выглядела его Венера, ставшая затем в Элладе образцом для подражания, мы можем представить себе благодаря дошедшей до нас более поздней копии:
[показать]
 * Рука здесь очевидно несёт совершенно определённую функцию, подчёркивая целомудрие героини, которая стыдливо прикрывает ею низ живота. Эту же роль играют руки и в других изображениях обнажённой или полуобнажённой богини. Вот, например, Афродита Боттичелли  - особенно "экстремальный" по античным меркам  пример, так как в порыве стыдливости пытается прикрыть также и грудь:
[206x432]
Здесь скульптор всё-таки оставил девушке набедренную накидку, усилив ее магическую "охранную" силу с помощью рук: они крепко удерживают готовый в любой момент соскользнуть с бёдер кусок ткани.
<*ср., например, с  Венерой Милосской, у на страже целомудрия стоит сила божественная, задрапировывающая накидку в лабиринты и мешающая ей упасть:>

[136x391]

Итак , (задумчиво произносит М.) можно предположить, что руки Венере нужны были в качестве последнего оплота целомудрия. Пока обнажённая женщина может прикрыться руками, она всё-таки не совсем раздета! Возможно, поэтому, когда для античного наследия настали не самые лучшие времена и статуи стали подвергаться безнаказанному надругательству, первым импульсом было лишить Венеру рук, то есть заставить её отказаться от своей стыдливости и предстать перед наблюдателем совершенно голой и доступной. То есть акт вандализма был как минимум двуслойным: рук лишается не просто произведение искусств, а женщина, театральным жестом тем самым выставляемая  на всеобщее безхитростное обозрение, на общественное ПОЗОРИЩЕ.
* Тайный, мифический эротизм, скрытый в этом образе, вдруг становится общедоступным. Эпотажность впоследствии сглаживается временем, грубость замаскировывается под  "критерии античной красоты" и "культ тела", и вот уже нам почти невозмождно представить Венеру отреставрированной. Или изначальной, двоерукой.

*Вот еще одна трактовка, противоположная "вандализму" : настоящая красота не должна пытаться оградить себя от наблюдателя. И наказание тут вполне закономерно и не ниже, чем за воровство - отрубание рук!
* Пришло время раскрыть еще одну отправную точку рассуждений, элегентно названую "что-то". Вот такую картину нарисовал и подарил мне много лет назад один польский художник. Причем, клятвенно утверждал, что это, мол, не заготовка, а вдохновленный МНОЙ образ. Т.е., считайте, мой портрет в виде офорта:
[показать]

* И все бы хорошо - и некоторое портретное, скрашенное образностью, сходство, вплоть до тогдашней прически наблюдается, и взгляд в пустоту, - только вот рук нет... И не предусмотрено даже. К чему бы это? Расследование зашло в тупик.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник (Не NE) А в греческом зале, а в греческом зале, или наказание Венеры. И не только | Nedotykomka - Приметы и перемены. Ледяные рисовые поля на стекле | Лента друзей Nedotykomka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»