• Авторизация


Записки о лабиринтах - материал и покрой страстей 10-08-2007 00:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Надев очки, приступаю к очередной части блужданий...

...В контексте уже привычных рассуждений нельзя не вспомнить о случайных следах лабиринта, которые образуются складками и морщинками одежды. Существенная часть старой европейской живописи посвящена изображению таких складок. На картине Рогира Ван дер Вейдена "Читающая Магдалина", написанной в середине XV века, загипнотизированный глаз следует за изгибами и извилинами складок зеленого платья женщины.
[показать]

* Интересно, а что стоит на полу справа? Возможно, это еще одна загадка, которую нам придется разгадать. Но не будем отвлекаться...  А вот лабиринт платья поближе:
[показать]
 Одежда, которая, как литературный мотив, по сути, имеет периферийное значение, становится центром картины. И всех ассоциаций, с ней связанных.
* Это - что-то вроде парадоксального вторжения свободной, абстрактной живописи в кропотливый фламандский реализм. Почти материализация дыхания европейский мистики, контрабандно запрятанное в одежду (или под нее?!), если только мы не предпочтем в духе Передонова усмотреть в обильных складках отражение экспансии фламандской текстильной промышленности...

Теперь о еще одном лабиринте. Продолжении первого. И, по сути, самого первого, садового. Во время эксперимента с наркотическим препаратом мескалином Олдос Хаксли созерцал такую же складчатую географию на боттичеллиевой "Юдифи" и на своих тбудничных серых(!) брюках.
[252x350]
Вот что он пишет: "Мой взгляд приковали к себе пурпурный шелк складчатого лифа юдифи и ее длинная винно-красная юбка.

Это было нечто уже виденное мной - виденное в то утро в промежутке между созерцанием цветов и мебели. Яслучайно опустил глаза вниз, на скрещенные ноги. И застыл, как околдованный. Эти складки брюк - как лабиринт бесконечных многозначительных сочетаний! А теперь я обнаружил все это на картине Боттичелли.
Углубившись в созерцание платья Юдифи, я понял, что Боттичелли - и не только он, но и многие другие - увидел одежду в том просветленном и просветляющем свете, что и я этим ранним утром. Они увидели в складках одежды запутанный лабиринт, переход от Всеобющности к Бесконечности и сделали все, что могли, чтобы передать свое видение в красках..." (Aldous Huxley. The Doors of Perception, 1954)

*В обоих случаях лабиринт открывается в женском платье...Интересная связь с первоначальным Райским садом. Цепочка совпадает с первоначальными наблюдениями :искушение -->одежда-->лабиринт-->искушение-->потеря одежды. Круговорот страстей в саду...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Записки о лабиринтах - материал и покрой страстей | Nedotykomka - Приметы и перемены. Ледяные рисовые поля на стекле | Лента друзей Nedotykomka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»