• Авторизация


Квартирный вопрос, или погоня за призраком, бродящим по Европе 28-02-2007 02:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В полудреме обходя комнаты в квартире А.Б., я всегда стараюсь не шуметь. Шум  - это моя работа, опасная и нервная. Он всегда  порождает лишние действия и отпугивает мысли.  А мысли  потом могут не вернуться. В полной тишине я приближаюсь к письменному столу А.Б. и смотрю на отавленные следы.
Вот какую картинку я недавно обнаружила среди других бумаг:
[показать]

* Внизу ясно читалась подпись: В. Г. Крихацкий "Комната Ленина в Симбирске 1878-1887 гг." Как она попала к Передонову лично мне было неизвестно. Видимо, ее принес Володин, хотя...происхождение  иллюстрации  заинтересовало меня гораздо больше, чем  "нахождение".

Как известно, художники-соцреалисты свободно черпали сюжеты и художественные приёмы из "сокровищницы мирового искусства". Такова была сознательная программа, ибо соцреализм рассматривался тогда как "crème de la crème" всего, что было создано за предыдущую историю человечества. Правда, я не предполагала, что заимствования в искусстве (в советском искусстве - прим. Не Ne)  не обошли стороной и постимпрессионистов.

*Действительно, по тогдашним меркам они  к "высшим достижениям" явно не относились -Не Ne.

Картина показалась мне очень знакомой. Слишком знакомой даже. Вскоре по следам ее формальных и композиционных особенностей я добралась до первоисточника. Им оказался Ван-Гог:
[показать]
* Винсент Ван-Гог "Комната Ван-Гога", 1888


Обращает на себя внимание тот факт, что обе комнаты явно существовали (по крайней мере, должны были существовать) в таком виде примерно в одно и то же время. То есть Ван-Гог нарисовал свою комнату в Арле всего год спустя, после того, как Ленин пожил в подобной комнате в Симбирске! *Что-то тут не чисто...
Однако, несмотря на формальное сходство (сочетание оттенков жёлтого и синего, сужающаяся перспектива, окно в центре, набор предметов в комнате), имеются и существенные различия. У Ван-Гога на столе стоят приборы для умывания, на стене висит полотенце и зеркало. Всё говорит о том, что в этой комнате не только творят, но и живут вполне бытовой жизнью, то есть (по меньшей мере) моются и бреются. Из комнаты Ленина художник, напротив, изгнал всякий намёк на какую-либо телесность. На столе только книги и свеча - атрибуты тяжёлой умственной работы. Вместо увеселительных картинок, на стенах только полки с книгами и географическая карта. Зеркало Ленину тоже не нужно, так как самолюбование очевидно чересчур легкомысленное занятие для (будущего) вождя.
*Ещё следует обратить внимание на кровать (на эту деталь я всегда обращаю внимание), которая и там, и там занимает довольно важное место в композиции. У Ван-Гога она выделена красным покрывалом, что подчёркивает чувственную роль этого предмета мебели. У Ленина же постель ослепительно белая, что, вероятно, намекает на безукоризненный моральный облик её владельца.

К такой "коллекции" можно добавить и еще один экспонат - комнату Макса Эрнста:

[400x227]
Сужающаяся перспектива, а также кровать, стол и общая цветовая гамма - всё на месте. Правда, прибавляются и некоторые новые детали: медведь, овца, кит, летучая мышь, рыба и змея. *Кто-нибудь может  объяснить их присутствие?

Кстати, полное название картины (которая относится к дадаистскому периоду художника и выполнена в технике коллажа) - "Das Schlafzimmer der Meisters. Es lohnt sich darin eine Nacht zu verbringen" ("Спальня мастера. Стоит провести там ночь" -  вверху картины вы можете его прочитать по-немецки, внизу - по-французски. Вооружившись лупой, конечно.). То есть, выставляя на всеобщее обозрение свою кровать и другие предметы личного пользования, художник уже открыто приглашает зрителей (или даже зрительниц) в свой интимный мир (включая мир снов и фантазий, который и олицетворяют мифические животные, вырезанные, кстати, из зоологического атласа. 

*Атлас географический на стене у В.И. Ленина и атлас зоологический... Занятная параллель. Символ, за которым стоят мечты. Не только, даже не столько знание.

*Кстати, известно, что Ленин, во время пребывания в Цюрихе в 1916 г. жил в двух шагах от колыбели революции движения дадаистов - Кабаре Вольтер. В любом случае, определённые влияния тут очевидно имели место быть. Может быть, даже взаимные.
*Революция - триада-троица. Возможно, все это игра воображения ...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Квартирный вопрос, или погоня за призраком, бродящим по Европе | Nedotykomka - Приметы и перемены. Ледяные рисовые поля на стекле | Лента друзей Nedotykomka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»