Ознакомиться с правилами поведения в московском метро может каждый его пассажир – в любом вагоне. Но мало кто утруждает себя их прочтением. Между тем, в них содержится весьма важная информация. Многие из нас – те, кто старше 25 лет – помнят, что раньше строгие бабульки-проверяющие не пускали в метро с мороженым. Затем на фоне происходящих в стране перемен у метро начались совсем другие проблемы. О мороженом как-то забыли. Сегодня в подземке можно увидеть пассажиров, увлеченно жующих не только это любимое детское лакомство, но и шаурму, блинчик, сосиску в тесте… Асоциальные элементы и вовсе устраивают настоящие пиршества под землей, но это далеко не единственная претензия к ним обывателя. Объявления о том, что "лица в пачкающей одежде не допускаются…" воздействия не имеют, хотя, кажется, в последнее время бомжей в метро стало поменьше. О пьяных и говорить не стоит. Все, кому приходится ездить в поездах поздно вечером, особенно в конце рабочей недели, знают – трезвого там можно встретить лишь в виде исключения. Многие "догоняются" прямо в вагоне. Выпивших граждан пускают в метрополитен, который, как известно, является средством повышенной опасности, безо всяких проблем. Но любитель мороженого или зловонный дяденька, спящий под колонной, всего лишь сделает ваше пребывание в подземке некомфортным. А пьяный может стать причиной множества бед. "Нетрезвый мужчина спрыгнул на пути и попытался уснуть", "пьяный упал между двумя вагонами метро" – такими сообщениями пестрят заголовки СМИ. Как правило, все заканчивается трагично. По словам начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, ежегодно на рельсах погибают 100-150 человек.
Поэтому правилам поведения в метро решили уделить особое внимание. С сегодняшнего дня вступили в силу новые правила пользования им. Многие пункты были расширены и уточнены, появились и новые. Теперь на территории метро нельзя пить не только крепкое спиртное, но и пиво, зато можно бесплатно провозить 7-летнего ребенка. Раньше было указано, что бесплатно можно провозить лишь детей "дошкольного" возраста, а, как известно, в школу идут и в 6, и в 7 лет, а некоторые даже запаздывают. Поэтому возникали сложности. Впрочем, родителям все равно лучше брать с собой документы, подтверждающие возраст ребенка. При нынешних темпах акселерации и пятилетнего малыша порой легко принять за школьника. Запрещено появляться в подземке в зловонной одежде, с мороженым и вообще с продуктами без упаковки и напитками в открытой таре.
Настоящую войну объявили пьянству в метро. Ранее запрет касался лишь крепких спиртных напитков, о пиве правила умалчивали. Хотя есть закон, запрещающий его распитие в общественном транспорте, к которому относится и метро. Сейчас пиво и напитки на его основе оговариваются отдельной строкой. Запрещается потреблять в подземке наркотические или психотропные вещества, а также появляться в состоянии опьянения. Вот только кто будет за этим следить? В общих положениях правил говорится о том, что на станциях и в вагонах поездов ведется круглосуточное видеонаблюдение с видеозаписью. Однако сложно представить, чтобы дежурный у эскалатора /обычно это женщины среднего или пенсионного возраста/ удержит пару красных от количества выпитого молодцев, жаждущих прокатиться.
Правда, в новых правилах сказано, что дружинники могут подходить к пассажирам и требовать от них соблюдения общественного порядка. Неисполнение их требований запрещается. Кроме того, пассажир обязан предъявить проездной билет или карту с электронным носителем информации о праве на проход по первому требованию сотрудника метрополитена. Мера эта вынужденная, поскольку льготными проездными передвижения в московском метров пользуются и те, у кого нет никаких льгот. Регламентируются и перемещения маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками. В условиях увеличенных пассажиропотоков устанавливается требование, по указанию работников метрополитена, заполнять и левую и правую стороны полотна эскалаторов. Так что у тех, кто спешит, больше не получится бегом сбегать по ступенькам эскалаторов. Впрочем, бег в метро был запрещен и прежней редакцией правил.
Кроме того, на территории метро теперь запрещено реализовывать транспортные карты и билеты для проезда в метрополитена также предоставлять проходы по ним за пределы пропускных пунктов станций метрополитена лицами, не уполномоченными на это руководством метрополитена. Так что юрким личностям, снующим около турникетов и касс и предлагающим билет на одну-две поездки /как правило, они сами и проводят особо торопящихся либо просто сбывают билеты по завышенной цене/ придется несладко. Вместо них руководство метрополитена обещает установить пункты экспресс-продажи карт. Впрочем, не факт, что кто-то удосужится наладить за ними контроль.
Запрещается заниматься в метро попрошайничеством, торговлей с рук, обменом, гаданием и т.п. Остается даже загадочный запрет на проход в метро без обуви – впрочем, наверняка желающие обойтись без этого элемента цивилизации были, есть и будут. В метро нельзя ездить на мотоцикле – хотя, положа руку на сердце, кто из нас хотя бы раз видел там настоящего байкера на "железном коне"? Но, видимо, прецеденты были…
Отдельное внимание уделено передвижению маломобильных групп граждан, к которым относятся не только инвалиды-колясочники, но и люди с обычными детскими колясками. Кто-нибудь когда-нибудь пробовал сначала провезти коляску с ребенком мимо дежурного /в турникет она не проходит/, протащить по ступенькам вниз к поездам, а затем заехать с ней в переполненный вагон? Между тем, не у всех семей с маленькими детьми есть возможность оставить с кем-то ребенка, когда надо куда-то ехать. Фраза "метрополитен должен обеспечивать безопасную и комфортную перевозку данной категории пассажиров" звучит издевательством и для инвалидов. Да, на вновь строящихся и ремонтировавшихся станциях предусмотрены и специальные подъемники, и широкие турникеты. Но для того, чтобы попасть на старые станции, коих абсолютное большинство, инвалиду-колясочнику надо найти кого-то, кто согласится перенести его через турникет, поможет спуститься по эскалатору, да еще и поднимет в город. Специальных помощников для этого в метро нет.
В общем, правила-то хорошие, и все указанные в них пункты крайне важны. Вопрос только в том, кто будет отвечать за их выполнение. Дежурные по станции и без того загружены, да и мало кто сейчас готов идти на эту довольно тяжелую работу за небольшие деньги. Сотрудники службы охраны метрополитена тоже не горят желанием выводить на улицу бомжей, торговцев и пьяных. Да и коррупция никуда не делась – те же "метробизнесмены" за определенную мзду могут откупиться от милиционеров. Догадайтесь, из чьего кармана коммерсанты компенсируют свой убыток? Правильно, расплачиваться в конечном итоге будут их клиенты.
Информация о новых правилах довольно исчерпывающая. Однако в ряде СМИ появились ссылки на вовсе странные пункты, которых на самом деле в новой редакции правил нет. Так, сообщается, что после 26 сентября женщины и мужчины с длинными волосами обязаны перед поездкой в метро собирать их в аккуратную прическу, чтобы "развевающейся гривой не досаждать окружающим". В вагоне будет считаться нарушением распахивать во всю ширь газеты, читать книги в жестком переплете и держать на плечах рюкзак. Все это кажется бредом, однако довольно широко обсуждается в интернет-блогах. Ни одной официальной ссылки на такие правила найти не удалось. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Может быть, стоит на всякий случай подстричься?
26.09.2008 14:34
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=2807&ct=articles