Кинорежиссер Владимир Хотиненко: "Я не получал госзаказа снимать про то, "как ляхов гнали из Кремля"
Вита Рамм
http://www.izvestia.ru/person/article3109867/
[показать]
31 октября в Москве состоится премьера исторического блокбастера Владимира Хотиненко "1612". В заглавие вынесена важнейшая для России дата — окончание Смутного времени. Фильм снимался по госзаказу, и, хотя выглядит киноприключением, рассчитанным на молодежную аудиторию, однако идея, что Россия без царя жить не может, в картине прослеживается весьма отчетливо. На тему смутных времен в России с режиссером побеседовала обозреватель "Известий" Вита Рамм.
вопрос: Если проанализировать фильмографию режиссера Хотиненко, получается, что ваш фильм "Рой" совпал с развалом Советского Союза, "Макаров" — со вторым путчем, "Мусульманин" — с первой войной в Чечне... Вам не страшно так синхронно существовать с историей?
ответ: Нет, не страшно. Я ощущаю себя собакой на охоте — ловлю аромат времени. Но я не пророк. Я снимаю то, что мне интересно и это время от времени совпадает с интересными событиями, происходящими в нашей стране. О Смутном времени я хотел снимать еще в пору обучения на Высших режиссерских курсах, так что идея "1612" вызревала у меня долго. Я считал и продолжаю считать XVII век важнейшим периодом в нашей истории, без которого Россию просто не понять. А сейчас те времена и вовсе актуальны...
в: Это почему же?
о: Да возьмите хотя бы страсти вокруг выборов. Я однажды попросил моих консультантов, историков: "Вы можете коротко сформулировать для меня, что такое Смутное время?" Ответ был краткий, но емкий: отсутствие законной власти.
в: Но ведь сейчас наоборот: Путин, власть, стабильность...
о: Я говорю о постперестроечном периоде. Мы с вами долго жили в очередном смутном времени. Даже по длительности с XVII веком совпадает.
в: Вы полагаете, что демократия приводит к смуте и потому не нужна России? Язвительный эпизод из "1612" с Семибоярщиной можно трактовать как параллель с семибанкирщиной?
о: Нет, таких прямых аналогий у меня не возникало. История — загадочное дело. Возьмем, к примеру, Бориса Годунова. Ведь он мог быть очень хорошим царем. Умный, компетентный. Но... не повезло, не судьба. История России учит, что не все в руках политиков. Каждый человек, если задумается, может понять, что его Что-то или Кто-то ведет. Вот так это "Что-то/Кто-то" ведет и Россию. Поэтому, по моему убеждению — а я ничего против демократии не имею, — в народе все-таки есть желание иметь царя. Ведь тогда и родился принцип, что воля народа — это воля Божья. Потому что другого способа легитимно передать власть тогда нельзя было выдумать. А раз народ выбрал, значит на то воля Божья... Не зря говорят, что Россия идет своим путем. В определенных вещах наш национальный менталитет очень устойчив. В этом смысле Смутное время —интереснейший период. Крайне поучительный.
в: От вашего фильма ждали антипольских настроений. Коллеги шептались: мол, Хотиненко получил госзаказ снять, "как ляхов гнали из Кремля"... Но в "1612" этого нет.
о: И слава богу! Я не мог подобного допустить ни под каким предлогом! Проводились даже параллели между моим фильмом и "Катынью" Анджея Вайды. Мол, я снимаю "антипольскую" картину, а Вайда — "антирусскую". Но я могу подписаться под каждым словом Вайды, сказанном на премьере "Катыни": "Я всегда считал, что память о ком-то не должна быть памятью против кого-то". Я никогда не смог бы снять антипольский фильм по одной простой причине. Я слишком дорожу своей дружбой с Кшиштофом Занусси, я слишком дорожу своим знакомством с Даниэлем Ольбрыхским. Я воспитывался на польском кино. Я не достаточно идиот, чтобы мне в голову пришло снимать антипольское кино. Это не художественная задача и совершенно никому не нужная.
в: Зато вас могут упрекнуть в антирусских настроениях. Местный народ показан диким, жестоким даже, а польских гусаров с оперением за спиной русская девочка называет ангелами.
о: Я уже никаких упреков не боюсь. После "Мусульманина" меня обвиняли в том, что я прославляю ислам. Что касается нравов Смутного времени, действительность была намного жестче. А эпизод с девочкой родился буквально на площадке. Во время рабочей паузы массовка — в том числе и эти девочки — пили чай. В это же время "гусары" направлялись на съемочную площадку. И я услышал, как одна из девочек буквально так и сказала: "Мама, ангелы!" Я понял, что эта подсказка из жизни обязательно должна быть в картине. И срочно организовал не запланированную съемку. Мы буквально на закате солнца, в последний момент успели ее снять. Мне очень нравится эта сцена.
в: История создания "1612" обросла слухами. Якобы замглавы президентской администрации Владислав Сурков предложил готовый сценарий продюсеру Сельянову. Опять же якобы тот отказался. Затем нашли студию "ТРИТЭ" и вас...
о: Меня эти страсти, даже если бы я про них знал, вряд ли бы взволновали. Дело в том, что я в тот период занимался фильмом "Тарас Бульба". Но не сложилось. И тут позвонил Никита Михалков и предложил заняться этим проектом. Эпоха — приблизительно та же. Я сразу согласился, меня ведь это давно интересовало — я вам уже рассказывал. Кому еще предлагали снимать и предлагали ли вообще, не знаю. Но Ариф Алиев писал сценарий по моему предложению.
в: Но заказ Кремля все-таки был?
о: Если и был, то совершенно неощутимый для меня. Задачи фильма обсуждались с генеральным продюсером Никитой Михалковым. Мы вместе смотрели материал, обсуждали, он сделал кое-какие замечания. Но был при этом максимально деликатен. Мы с ним думали так: "1612" снимается для современной молодежной аудитории, потому повествование должно быть увлекательным и с юмором. Других задач не было.
в: Вы полагаете, у молодежной аудитории есть потребность в подобного рода отечественном кино? Ведь в русской литературе отсутствует традиция увлекательного исторического романа — в отличие от английской или французской...
о: И польского Сенкевича, к сожалению, у нас нет. Вот на 1812 год нашелся Лев Николаевич Толстой, а на 1612-й не нашлось какой-то адекватной персоны. Мы с Арифом Алиевым много говорили о том, что нет художественного материала. Так что мы, можно сказать, первопроходцы. И когда работали над сценарием, понимали, что о Смутном времени существует больше устойчивых мифов, нежели конкретных знаний.
в: Поэтому вы сознательно ушли в приключенческий жанр, даже с элементами фэнтези?
о: Да, абсолютно сознательно. Думаю, что на сегодняшний день другого пути не могло быть. Я мог бы снять квазиисторический суровый фильм, но его бы посмотрело очень ограниченное число зрителей. И я бы не выполнил свою задачу. Нет, не заказ Кремля, а собственную творческую задачу, что для меня важнее. Мне очень хотелось, чтобы про это время узнало как можно больше людей. Чтоб они знали, что это не просто какой-то условно назначенный праздник в честь стародавней победы над поляками. Вообще не в поляках дело. Это наше дело, наша история.
в: А название фильму кто придумал?
о: Я придумал. Были разные варианты заголовков. "Самозванец", например. Но я хотел, чтобы у зрителей все замкнулось с конкретным историческим периодом, чтобы название запомнилось. И цифры — как некий код — лучше традиционного словесного названия.
в: Вы как-то сказали, что кино — это искусство потерь. Вот я и хочу полюбопытствовать: куда в "1612" потерялся Минин? Князь Пожарский — Михаил Пореченков — есть, а гражданина нет...
о: Не хотелось идти на поводу у стереотипа: Минин и Пожарский должны быть монолитны, как памятник на Красной площади. Будет еще четырехсерийная телевизионная версия. Там Минина и увидите. Но и князь, и гражданин — не основные персонажи моего фильма.
в: Еще один упрек — филологический. Герои говорят на современном русском языке. Кстати, поляки, смотревшие фильм, тоже отметили, что их ругательства, например "курва", из более поздних времен.
о: Вопрос языка тщательно мною продумывался. Вы представляете, как звучал бы фильм, если бы все говорили на языке летописей? Вот и мы решили, что интересы современной аудитории важнее. Например, Марат Башаров для своей роли чуть ли не наизусть выучил сборник Даля "Пословицы русского народа". И воевода у него получился смешным. В любой моей картине всегда можно найти много смешного. Жизнь без смеха — это вообще не жизнь, это что-то нечеловеческое.
в: В вашем фильме главные герои — протагонист Андрей (Петр Кислов) и антагонист поляк (Михал Жебровский) — борются за сердце Ксении Годуновой (Виолетта Давыдовская). Понятно, что история эта вымышленная. Но вот финальная песня написана на стихи реальной Ксении Годуновой. Получается, вы открыли поэтессу, о которой никто не знал?
о: Ксения Годунова — первая по хронологии поэтесса в России. Это факт, с которым не поспоришь. Она в монастыре писала свои поэтические плачи. А открытие помог мне совершить историк Александр Кибовский. Мы с ним познакомились во время съемок фильма "Гибель империи".
в: В фильме международный актерский ансамбль. Как подбирали артистов?
о: Михала Жебровского мы все видели в фильме Ежи Хоффмана "Огнем и мечом". На пробах Михал сыграл монолог Ричарда III на польском, и я понял, что герой найден. Мы сразу договорились, что он не будет играть одноклеточную сволочь. Он получился самой трагической фигурой. И Михал Жебровский, и "гишпанец" Рамон Ланга — не только блестящие актеры, но и отличные наездники, фехтовальщики. Рамон к тому же оказался членом Федерации фехтования Испании, и сам разводит лошадей. В Смутное время по России бродило множество наемников, потому испанские особенности посадки в седле, фехтования соблюдались нами строго. Все бои ставил специалист высокого класса Андрей Ураев. Еще я очень горжусь, что в роли итальянского кардинала снялся артист — легенда мирового кино — Габриеле Ферцетти, когда-то прославившийся как исполнитель главной роли в "Приключении" Микеланджело Антониони.
в: Драки на съемках были настоящие? Никого не ранили?
о: Саша Балуев поранился — так отчаянно сражался. Но — забинтовал пальцы и дальше продолжал. Для второго и третьего плана было изготовлено много оружия, которое неспособно поранить. У нас было человек 50 каскадеров, которые первый план заполняли, они профессионалы, они должны владеть разными видами оружия, но на дальних планах сражалась массовка с безопасным оружием. Сергею Бондарчуку было легче — у него было больше денег, у него был кавалерийский полк и 300 объезженных лошадей. Нам каждый раз приходилось собирать этих лошадей по новой. Фильм снимался около 100 дней. Это мало. Для такой картины очень мало. Но если понимаешь правила игры, надо им следовать.
в: Присутствует ли в вашем фильме компьютерная графика? Смотрится все очень естественно...
о: Компьютерная графика — это не фокус, а очередной этап развития кинематографа. Сначала появилось само кино, потом звук, еще позже — цвет. Компьютерная графика — это очередной прорыв. Это возможность создать любой мир. В "1612" более тысячи кадров компьютерной графики, и, слава богу, что она не заметна. Мы построили огромную декорацию, но все равно потребовались дорисовки. Или, например, собирать пять тысяч всадников на съемочной площадке — просто глупо. Достаточно некоего оптимального количества, чтобы потом в компьютере "клонировать" и их, и лошадей. Но компьютер не всегда мог помочь. Например, в эпизоде фехтования "поцелуй смерти". И тогда в дело вступал гений своего дела — мастер по спецэффектам Петр Горшенин. У меня вообще была фантастическая вторая съемочная группа. Я попросил своего сына Илью, самостоятельного режиссера, и сына моей супруги Дениса, оператора, меня выручить. Батальные сцены снимали в основном они и решения по композиции битв принимали самостоятельно. Я ведь и сам проходил обучение на площадке у Никиты Михалкова. И все мои студенты обязательно трудятся на съемочной площадке. Плюс двое из них на съемках "1612" проходили стажировку, и я доверил им снимать некоторые куски. Сейчас они могут смотреть фильм и говорить: вот это я снял.
в: О чем на самом деле вы хотели снять фильм?
о: О Смутном времени и о любви. О любви в Смутное время. Не про чувство холопа к царевне — это вульгарная трактовка. Нет ничего выше любви. Человеческая жизнь не прекращается никогда, и человеческие страсти — они вечны.
в: Какие у вас планы на будущее? Что собираетесь снимать дальше?
о: Есть три проекта — так что я сейчас, словно витязь на распутье из известной картины. Мне впервые в жизни хочется, чтобы все решилось за меня, настолько трудно выбрать. Думаю о Второй мировой войне, о России до Ивана Грозного, и еще один замысел связан с XVIII веком. Проекты разные, время торопит, а выбрать пока не могу.