[427x162]
1980 год. Недавно на весь Советский Союз отгремел пятисерийный фильм Станислава Говорухина " Место встречи изменить нельзя". Его успех определялся скоростью, с которой в народ уходили реплики героев, и теперь из каждого двора раздавались крики мальчишек, старавшихся хрипеть под Высоцкого; " Я сказал, Горбатый!" А тем временем некий человек с пышными усами ходил по украинским хуторам, где, казалось, остановилось время, и прислушивался, присматривался, изучал...Думал ли он тогда, что и его будущее творение полюбится миллионам зрителей и так же разойдётся на цитаты?
[500x375]
--Сколько я вам должен за это?
На что получил короткий, но ёмкий ответ из нескольких нецензурных слов, означавших, что это, мол, подарок.
[352x288]
-А помнишь, как ты меня гонял?
--Так я это...
--Ну да, работа такая.
[352x288]
--А что, ничего. Хороший Волк.
Назаров мысленно перекрестился.
На роль Пса безуговорочно утвердили Георгия Буркова, у которого за плечами был богатый опыт работы в мультипликации. А вот для Джигарханяна " Жил-был пёс" стал первым анимационным фильмом. Это потом Армен Борисович догнал и перегнал по всем видам озвучки и Георгия Ивановича, и других коллег. Но именно с Бурковым Джигарханян чаще всего встречался в стенах тон-ателье "Союзмультфильма". Этот замечательный дуэт ещё успел поработать над "Приключениями поросёнка Фунтика"(1986-88), где Бурков озвучивал бегемота Шоколада, а Джигарханян--дядюшку Мокуса.
[352x288]
Правда, цензоры всё же не доглядели--но тут виноваты не они, а буйное воображение автора картины. По признанию Эдуарда Васильевича, он всё же припрятал для чиновников фигу в кармане: в малыше, которого в фильме утащил Волк, а Пёс спас, коварный режиссёр-художник изобразил Никиту Сергеевича Хрущова в детстве.
Остальные же работы Назарова критиковались нещадно.Особо ярые цензоры обвиняли его даже в антисоветчине, как произошло в мультфильме "Бегемотк".
Этот короткий сюжет делался для популярного мультипликационного альманаха" Весёлая карусель". В мультике маленький бегемотик бродил и искал, с кем бы подружиться. По дороге ему попадались муравьи, кролики, прочая живность, но ни с кем бегемотик не смог найти общий язык. Наконец он встретил другого бегемотика и обрёл настоящего друга. За то, что мультгерой в итоге подружился лишь с себе подобным, Назарова в 1975 году обвинили в потакании индивидуализму в ущерб коллективизму. Ленту пришлось переделывать, но режиссёр считатет" Бегемотика" своей дебютной, выстраданной, а потому дорогой сердцу работой.
[352x288]
Главное, не "что", а "как". "Что"--это всегда одно и то же: любовь, ненависть, страдание, радость. А вот "как"--это уже будет зависеть от логики движения душ твоих персонажей.
Ученики внимательно пристлушиваются к своему учителю. В результате--получают престижные награды, в том числе и ! Оскар" Александра Петрова за мультфильм " Старик и море"." Жил-был пёс" не был обойдён вниманием специалистов и критиков. Только в 1983 году лента получила два специальных приза во Франции и первый приз на кинофестивале сказочных фильмов в Дании.
[352x288]
А в нынешнем году на фестивале анимационного кино в Суздале "Жил-был пёс" попал на верхнюю строчку в символическом рейтинге лучших российских мультфильмов ХХ века, обогнав такие шедевры, как "Ёжик в тумане" Юрия Горштейна и "Винни-Пух" Фёдора Хитрука.
Историю о дружбе старого пса и волка Эдуарду Назарову помогали делать проверенные бойцы. Одним из них был Михаил Захарович Друян--легендарный оператор "Союзмультфильма", снявший более трёхсот фильмов.
Ещё об одном человеке, который работал над мультфильмом "Жил-был пёс", нельзя не рассказать. В титрах в числе других мультипликаторов скромно указано: "С.Дёжкин".
Сергей Дёжкин--сын знаменитого Бориса Дёжкина, выдающегося мультипликатора и педагога, который вырастил для нас Вячеслава Котёночкина и не только его. Когда Сергей начал работать вместе с отцом над своим первым фильмом " Чиполлино"(1961), стало понятно, что дело не в родственных связях, а в абсолютной творческой самобытности Дёжкина-младшего. У него была врождённая совершенно неповторимая графическая манера, вдыхавшая жизнь в рисованных героев и превращавшая их в осязяемых реальных существ, которые начинали жить своей собственной жизнью.
[352x288]
[380x499]
[700x571]В чём же секрет успеха мультфильма "Жил-был пёс"? Эдуард Васильевич Назаров сам дпёт ответ на этот вопрос:" Кино для себя--это безумие. Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны думать о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул".
[427x162]