Входя в театр, подумай десять раз, стоит ли это делать сегодня?
У любого режиссёра могут возникать какие-то мысли. Если они пришли ему в голову, он может ими с тобой поделиться. Не спеши отвергать их – завтра он может отказаться от них сам.
Если режиссёр трогает макет руками, не спеши трогать руками режиссёра – просто отодвинь макет
Слушая режиссёра, слегка покачивай головой, он примет это, как знак внимания.
Встречаясь с режиссёром-женщиной, постарайся улыбнуться, но не смейся откровенно.
Когда режиссёр говорит, что он опаздывает к началу репетиции, он лукавит – репетиция начинается с его приходом.
На репетиции, когда режиссёр оборачиваясь заметит тебя, сделай вид, что ты здесь давно. Заметив на себе взгляд режиссёра, постарайся сделать вид, что ты увлечён происходящим на сцене.
Дабы не быть невежливым, не спеши на репетиции высказывать свои мысли, даже если режиссёр тебя об этом попросит. Ты, может быть, единственный, у кого они есть.
Никогда не говори режиссеру, что его спектакль тебе не нравится, он может воспринять это на свой счёт.
Когда во время репетиции режиссёр устремляется на сцену, не спеши покидать зал – режиссёр может неожиданно вернуться.
Режиссёру не всегда нравится то, что у него получается, но не спеши выражать своё согласие с ним по этому поводу.
Услыша от режиссёра что-то по поводу художественного замысла, сделай три глубоких вдоха.
Когда режиссёр спросит тебя о возможности поменять декорации местами, попробуй встать на его сторону, но при этом не отдави ему ноги.
Не бойся выражать свои мысли просто и ясно. При всей тонкости устройства мировосприятия режиссёра, он способен понимать простые вещи.
Не подрезай крылья режиссёру, он не птица – выше крыши не улетит.
Режиссёра иногда хочется сравнить с человеком – избегай этого соблазна.
Иногда советы режиссера содержат смысл, может быть, не всегда ясный.
Когда режиссёр кричит на кого-то, знай – он кричит не на человека, он кричит на проблему, находящуюся между ним и этим человеком.
Если человеку на осознание собственных ошибок требуются иногда годы, то режиссёру – вечность.
Будь снисходителен к режиссёру, ибо он не ведает, что творит.
Помни, артист не клиент, он не всегда прав.
Артисту не ведомы ошибки, он про них ничего не знает, он вообще ничего не знает. Артисты многому искренне удивляются, вообще в жизни они – искренние существа. Только на сцене у них с этим большие проблемы.
При неумелом обращении артиста с предметом реквизита, помоги ему, объясни, что это за предмет. Тогда его действия станут более осмысленными. Помни, любой предмет в руках артиста потенциально опасен.
Если на сцене ты увидел ружьё, проверь, хорошо ли оно заряжено.
Если дарование артиста зашло слишком далеко, и он принимается за режиссуру или сценографию, не лишай его иллюзий. Его неминуемое падение будет очень больным.
Если в театре что-то недоделано к премьере, то это не будет доделано никогда. Эту истину знают все. Но то, что недоделано всё, знаешь только ты.
Премьера для своих – всё равно, что репетиция похорон.
Если в коридоре возле сцены ты видишь там и сям осеннюю листву, это значит, что сегодня играли Чехова.
Трансляция со сцены в буфете способна испортить любой аппетит.
Cнабженец в театре подобен испорченному телефону: говоришь одно – получаешь другое.
Чистая перемена на сцене не всегда происходит чисто
Режиссёр видит пространство пьесы по-своему, артист – по-своему, и лишь сценограф знает, какое оно на самом деле.
Творчество поизводственных мастерских способно перевернуть твои представления о прекрасном.
Художник в сценографе умирает дважды. Первый раз – от смеха на примерках костюмов, второй раз – от ужаса на монтировке декораций
Тела артистов, в определённом порядке размещающихся на сцене, образуют мизансцену, и, возможно, смысл.
Размер чувства прекрасного в монтировщике обратно пропорционален весу сценографии
Только гигантская сила воли позволяет монтировщику передвигаться по сцене.
Ты, наверное, замечал иногда свет исходящий от артиста на сцене во время спектакля – это проявление одного из фундаментальных свойств света, его способности отражаться от поверхности тела артиста.
Искусство мизансценирования заключается в том, чтобы композиции из тел актёров, устраиваемые на сцене вместе с образуемым смыслом не заслоняли тончайшей ткани образного высказывания сценографии.
Артисты способны творить чудеса, в их устах текст пьесы может легко превратиться, например, в кашу.
На премьере никто не ждёт чуда – все ждут банкета.
Бывает так: сценография хорошая, режиссёр плохой, а спектакля просто нет. Бывает и так: артисты хорошие, режиссёр просто прелесть, сценограф ещё лучше, а спектакль – говно. А бывает и так: спектакль есть , а смысла нет. Или, спектакль жив, а зритель сдох. Если спектакль – говно, а в зале аншлаг, то директор – гений.
Режиссёру, порой, удаётся разобрать пьесу, а вот собрать её в спектакль – никак.
То, что ты оказался на сцене и что-то там разглядел – ещё не повод, чтобы бросаться на людей. Простые люди тоже имеют право на непростые ошибки
Живой драматург, как статуя Командора в «Дон Жуане» - приходит невовремя и потом тянет всех в Ад.
В антрепризном спектакле мало всего и много ничего
Продумывая реквизит, не придумывай его слишком много – артист не так многорук.
Мозг артиста ещё слабо изучен, это сплошное белое пятно. Что там скрывается? Бог весть.
Если ты направляешься в театр с намерением осуществить художественное высказывание, остановись перед входом, осуществи высказывание, а затем, войдя вовнутрь, говори нормальным человечьим языком.
Режиссёр в театре незаменим, кто вместо него будет выполнять всю чёрную работу?
Звук падающего пожарного занавеса – загадка.
Падение в оркестровую яму небесконечно.
Взрыв аплодисментов в зале настолько непривычен, что способен напугать до смерти.
От артиста, стоящего в темноте на авансцене, можно услышать жалобу, что его плохо слышно. Знай, это явление – не от мира сего.
От гримёрной до сцены всего несколько шагов,и как много всего случается с костюмом на этом пути.
Если артист на примерке вынул из тебя всю душу, ты можешь её вынуть у него на постановке света.
Первая примерка – это всегда праздник, только не для тебя.
Стоя на линии пожарного занавеса, окинув взглядом зал и сцену, реши окончательно: на чьей ты стороне?
В живописном цеху, глядя с рабочей галереи на развернутый задник, удержись от желания броситься вниз.
В коридоре театра, увидев улыбающееся тебе навстречу лицо завпоста, не ищи по сторонам кого-то еще – он просто не узнал тебя.
Не удивляйся тому, что артисты во время спектакля не отрывают глаз от планшета сцены – сложный мизансценический рисунок, заданный режиссёром, заставляет их точно следовать маркам
Пожарный занавес существует в театре, чтобы вовремя перекрыть доступ зрителя на сцену
Всё, что право, на сцене – лево.
Прямой штанкет – свидетельство того, что к нему ещё не притрагивалась рука монтировщика.
Приступая к работе, запомни, что такие слова как: вертикально, горизонтально,параллельно – в театре не применимы.
Научись различать среди тех, кто находитсяна сцене, артистов и монтировщиков. Если одного из них ты попросил забить гвоздь или принести что-нибудь, и он сразу сделал это, скорее всего это артист.
Дай режиссёру высказаться до конца, тогда ты будешь знать наверняка, чего не стоит делать
Приходя в театр, не ленись изучить планы пожарной эвакуации – это поможет во время работы избежать ненужных тебе встреч.
Если ты почувствовал оживление в работе цехов и движение в коридорах, скорее всего, сегодня – аренда!
Разбросанные в бутафорском цехе забавные вещицы могут быть простой уловкой, чтобы отвлечь твоё внимание. Соберись!
В пастижёрном цехе, рассматривая парики, предлагаемые тебе на выбор, не пытайся представить лица артистов в них – это невозможно.
На замечание артиста, что костюм не дышит, не надавливая, вскользь заметь – костюм предмет неодушевлённый
Если в костюмерном цеху ты остался один на один с артистом, поспеши призвать на помощь костюмера – иногда это бывает уместно.
Когда артист предлагает заменить неудобную ему обувь на подобную из его гардероба, помни – его представления о прекрасном могут отличаться от твоих.
Если ты, оказавшись за кулисами, обнаружил артиста бессмысленно шатающегося по сцене, сбавь голос – возможно, ты попал на репетицию.
Иногда советы режиссера содержат смысл, может быть, не всегда ясный
Не всякий провал на сцене – люк.
Относись с пониманием к пожарнику с фонариком, пересекающему сцену во время спектакля – он выполняет свою работу
Не мелькай на сцене – уважай труд монтировщиков.
Спектакли, как это ни странно, иногда получаются! Правда, не такие хорошие, как были задуманы.
Если в антракте увидишь режиссёра, несущегося за кулисы с разъярённым лицом, заметь вдогонку, что зал был труден. Это может уберечь его от многих глупостей.
Вообще запомни полезные в работе словосочетания: «трудный зал» и «нет слов». Первое используй лишь применительно к зрительному залу, второе в оценке всего.
Артисты, особенно в опере, любят петь – прости им эту невинную слабость.
Не всё то плохо, что плохо заканчивается. Например – спектакль.
Если ты приглашён на премьеру, никогда не покидай зал во время действия сделай это в самом начале, когда погаснет свет в зале.
Выходя из театра, подумай о том, как хорошо всё закончилось на этот раз – все живы.
Полное собрание сочинений тут:
http://pavelrudnev.livejournal.com/1207313.html#cutid1
http://pavelrudnev.livejournal.com/1207114.html