Что мы едим - из чего состоят продукты питания
15 марта 2006 г. Взято с радио "Эхо Москвы".
23.08-24.00
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» – Дмитрий Янин, председатель правления Международной Конфедерации обществ потребителей, Павел Рогожин, редактор отдела рецептов журнала "Гастроном", шеф-повар, консультант Школы кулинарного мастерства
Эфир ведет Юлия Мосиенко
Что мы едим - из чего состоят продукты питания
ЮЛИЯ МОСИЕНКО: Всем доброго позднего вечера. В эфире "Привычка жить", как всегда по средам поздно вечером ровно полуночи с Вами я, Юлия Мосиенко, и мои сегодня замечательные гости – Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. Здравствуйте.
ДМИТРИЙ ЯНИН: Добрый вечер.
М. МОСИЕНКО: И Павел Рогожин, редактор отдела рецептов журнала "Гастроном", шеф-повар, консультант Школы кулинарного мастерства. Здравствуй, Паша.
ПАВЕЛ РОГОЖИН: Добрый вечер, Юля.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, и слушатели тоже заодно.
П. РОГОЖИН: Да, добрый вечер.
Ю. МОСИЕНКО: Сегодня мы разбираемся в такой теме, вернее разбираемся в самих себе. Ибо мы есть то, что мы едим. Правильно?
П. РОГОЖИН: Да, абсолютно согласен.
Ю. МОСИЕНКО: Сегодня мы учимся расшифровывать и читать этикетки правильно, учимся различать свежий, не свежий продукт, учимся понимать, почему некоторые продукты в наших магазинах уцененные, по каким причинам. Когда мы видим две практически одинаковые упаковки с практически одинаковым весом, допустим, куска мяса, но видим явно разную цену. И предпочитаем, конечно, взять тот, который подешевле. Ибо каждый разумный человек пытается сэкономить, как может. Но нужно ли экономить на своем здоровье? Обо всем этот сегодня, и Вы, конечно, дорогие слушатели можете присоединяться к нам. У нас два телефона 783-90-25 для москвичей. И 783-90-26 для тех, кто слушает нашу программу не в Москве. Кроме того, у нас есть эфирный пейджер 725-66-33. Ну, и короткие сообщения, именуемые sms-ками можно посылать на номер 970-45-45. Будем рады всему. А пока у меня первый вопрос, наверное, к обоим гостям сразу. Как мне кажется, нынешних посетителей магазинов можно разделить на профессиональных покупателей и непрофессиональных. Профессиональные покупатели, это такие, знаете, люди, которые приходят в магазин, не просто как в магазин за чем-нибудь, перекусить чем-нибудь, а те, которые сначала прочитают, установят истину, поймут для себя, нужен ли им этот продукт или нет. Насколько он вреден, полезен и т.д. Т.е. прочел, потом купил. И те люди, которые действительно пытаются экономить, в том числе покупают удешевленные продукты питания, у которых срок годности вот-вот истечет, или уже истек и т.д. Как Вам кажется, действительно ли так?
П. РОГОЖИН: Ну, скорее всего здесь вопрос немножко не так поставлен. Не то что профессионализм покупателей, а больше уважение к себе. Если человек себя уважает, он просто будет осторожен при покупке продуктов. И 10 раз подумает, прежде, чем…
Ю. МОСИЕНКО: Ну, мне кажется, тут уважение тоже такое двоякое. Потому что можно уважать себя и экономить, быть разумным человеком…
П. РОГОЖИН: Да, в этом ключе.
Ю. МОСИЕНКО: Можно уважать свое здоровье.
П. РОГОЖИН: И здоровье как бы себя лучше уважать.
Д. ЯНИН: Ну, я бы хотел сказать, конечно, потребитель, который приходит в магазин, он должен иметь возможность получить полную, достоверную информацию о том, что он покупает. И, конечно, дальше его уже выбор, обращает ли он на это внимание или не обращает. Но государство должно обеспечить то, чтобы упаковка была информативной. И так уж случилось, что мы обсуждаем тему потребления именно в тот день, когда…
Ю. МОСИЕНКО: Да, да, да. Сегодня 15 марта.
Д. ЯНИН: Сегодня отмечается, да, Всемирный день потребителя. И в 62 году один из базовых постулатов потребительского движения было озвучено Кеннеди, который сказал, что каждый потребитель имеет право на информацию, и каждый потребитель имеет право на безопасный выбор. Вот именно эта тема у нас сегодня и стоит. И на мой взгляд, можно сказать так, что здесь, с одной стороны, российские потребители, они довольно-таки образованы, они в состоянии изучать информацию. Проблема есть, действительно, есть с группой людей, которые действительно в силу определенных причин, ну, сейчас не имеют достаточного дохода. Но даже эти группы стремятся из того многообразия, которое сейчас есть на прилавках выбрать оптимальный продукт. Что у нас выпало абсолютно, к сожалению, нет тут никакой государственной политики, фактически отсутствует пропаганда со стороны государства правильного питания. Питания, которое является необходимым условием для того, чтобы люди дольше жили, меньше болели. Ну, не случайно, наверное, подтвердит мой собеседник, большинство болезней…
П. РОГОЖИН: Да, да, да.
Д. ЯНИН: Связаны с тем, что люди просто неправильно питаются. И вот здесь мы сравниваем опыт там Британии, Европы и России, мы видим, что мамы не всегда представляют…
П. РОГОЖИН: Ну, у нас же просто исчез культ еды в одно время. Просто пропал. А на Западе…
Ю. МОСИЕНКО: Где семейные обеды и чаепития?
П. РОГОЖИН: Где просто семейные ценности плавно перетекают в один общий стол, где собирается вся семья, правильно питается, где хороший, правильный разговор, позитив.
Ю. МОСИЕНКО: А Вы действительно считаете, как профессионал, как шеф-повар, и, наверное, как человек, который к желудку имеет самое непосредственное отношение, что питаться 3 раза в день вот с таким, я не знаю, супницей на столе обязательно, белой, накрахмаленной скатертью, в такой атмосфере семейной, это и есть правильное питание.
П. РОГОЖИН: Ну, скорее всего современное общество уже к этому никогда не вернется. Но главное, правильно питаться и уделять хотя бы этому внимание. Даже фаст-фуд сейчас на Западе уже не просто фаст-фуд, а целое движение правильного фаст-фуда. Просто быстрое приготовление, но из здоровых, из правильных продуктов. Вот в этом сейчас заключается… Да, конечно, все ускоряется, люди спешат, им нужно скорее перекусить, покушать, но…
Ю. МОСИЕНКО: Ну, у нас я не знаю ни одного, в Москве, по крайней мере, фаст-фуда, который бы мог мне предложить органические продукты в виде какого-то сэндвича…
П. РОГОЖИН: Не обязательно органические…
Д. ЯНИН: Нет, на самом деле под воздействием, прежде всего, вот этого движения снизу, под некоторым таким давлением государства, в европейских странах, в Соединенных Штатах Америки сейчас фаст-фудные сети вводят в меню довольно-таки безобидные продукты. Но при этом нужно понимать, что, конечно, основные деньги они зарабатывают на еде, но которую нельзя признать полезной. Более того, ну, я могу привести Вам такой пример. Если Вы зайдете в "Макдональдс" и увидите, как переведен "хаппи мил", да, вот этот набор еды для ребенка, он переводится дословно "детский обед". И вот какие есть вариации в хэппи миле? Это чисбургер, картошка, кока-кола.
Ю. МОСИЕНКО: Можно носок поменять.
Д. ЯНИН: А можно…
П. РОГОЖИН: Я думаю, он не более полезен, чем та кока-кола, которая там предлагают.
Д. ЯНИН: На самом деле действительно мама, которая читает фразу "детский обед", ну, на мой взгляд, если она разумна, она никогда, конечно, не купит ребенку и картофель, и чизбургер. Конечно, она сейчас имеет возможность уже некоторое время поменять на молоко, это оптимально сейчас. Либо на воду. Но нужно прививать людям внимание как раз к тому, что они едят. Причем от момента рождения ребенка и фактически до смерти. Потому что для каждого возраста есть определенный режим питания, определенный продукт, который ему нужен в этот момент, и который нужно избегать в течение всей жизни. И для этого и потребительские организации добиваются того, чтобы упаковка была более информативной и реально рассказывала правду.
П. РОГОЖИН: Дмитрий, но даже если человек имеет достаточную сумму денег и идет в магазин и покупает все, что ему нравится. Это все качественное. Но я верю, что 90%, да, информации есть на упаковке. Но 10%, наверняка, просто скрыто.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, хорошо, даже если эта информация есть, это иероглифы. Для меня это китайская грамота. Я прихожу и вижу там краситель, допустим. Я сейчас беру от балды, там Е214. Для меня это ничего не говорит этот краситель. Он полезен, вреден. Мне потом пишут сносочку, что….
П. РОГОЖИН: Одобрено Евросоюзом.
Ю. МОСИЕНКО: Да. Одобрено Минздравом, не знаю, еще кем-то, Евросоюзом и т.д.
Д. ЯНИН: Нет, Юля, Вы должны понимать, что все эти индексы Е, это плата за человеческую лень. За наши прихоти. Мы привыкли, чтобы вареная колбаса выглядела, как мясо, т.е. немножко с таким красноватым оттенком. Конечно, это достигается путем определенного индекса…
Ю. МОСИЕНКО: Значит, это краситель.
Д. ЯНИН: Да, это краситель. Мы привыкли, что, например, пища должна дольше храниться, потому реально не было такого 200 лет назад, чтобы кусок сыра или там молочный продукт хранился там месяц. Соответственно, технологии развиваются и появление красителей, вкусовых добавок, добавок, которые стабилизируют вещество, или его, наоборот, растворяют, консерванты, все это плата за технологии, которые обеспечивают потребителю сохранность, цвет, вкус, аромат. Конечно, этого всего в природе, как правило, не существует. Но и бояться этих индексов в принципе не стоит.
Ю. МОСИЕНКО: Вот чтобы не бояться, я бы хотела немножко расшифровать. И если я ошибусь по ходу, Вы меня, пожалуйста, исправьте. Значит, если Вы видите, что вот в этих иероглифах обозначения начинаются, вот "Е", а потом идет индекс, с двойки начинающийся, это, я так понимаю, консервант, который продлевает срок хранения продукта.
Д. ЯНИН: Да, он предохраняет плесень, увеличивает срок хранения, Вы абсолютно правы, да.
Ю. МОСИЕНКО: Если первая четверка после буковки "Е", это стабилизатор сохраняет консистенцию и придает вязкость.
Д. ЯНИН: Да, как правило, это мороженые, десерты, соусы всевозможные, джемы.
Ю. МОСИЕНКО: Вот к мороженому я потом вернусь отдельно, потому что, ну, потому что потому. Есть сахарозаменители и т.д.
Д. ЯНИН: Да, есть заменители. Вот, к сожалению, что мы сейчас наблюдаем, тенденция на российском рынке мороженого, вот все привыкли к пломбиру, который теоретически и по законодательству должен производиться исключительно на основе молочных продуктов, без применения растительных жиров. Вот реально там практически два, три производителя, которые используют традиционную технологию. В основном все уже перешли на более простые составы.
Ю. МОСИЕНКО: Опять же мороженое. Где мороженое, там сливочное масло, правильно? А сливочное масло, оно в принципе не смешивается ни с молоком, ни со сливками, ни с водой, потому что это масло, а это жидкости, каждый, кто пытался размешать….
Д. ЯНИН: Да, это молочные жиры.
Ю. МОСИЕНКО: И тогда нам нужно искать на упаковке в обозначениях "Е" с последующей циферкой 5. Правильно? Это эмульгатор, который как раз соединяет несоединимое.
П. РОГОЖИН: Да, эмульсия – это взаимодействие жиров.
Ю. МОСИЕНКО: Все ясно. Я для слушателей, на самом деле, не для Вас. Вы, конечно, люди профессиональные и все это знаете. И, в конце концов, еще есть циферка 3 после обозначения буковки "Е" нашей и "И", наверное, английская, ну, в общем, после этой загадочной буквы, это цифра 3 идет. Это антиоксиданты, которые защищают собственно продукт от окисления.
Д. ЯНИН: В том числе аскорбиновая кислота, к которой мы привыкли.
Ю. МОСИЕНКО: Понятно. А еще есть Е1000. Это подсластители и глазирователи.
Д. ЯНИН: Да, Вы правы. Т.е. Вы абсолютно все правильно пересказали людям. Действительно, система сложная, система пугает. Еще больше пугают названия, если бы читали сейчас такие слова, как "тартразин", "хиналин", "соли калия", "натриевые соединения", "гумиарабик", "пиктины", "целлюлоза", т.е. людей, конечно, это пугает. И действительно, люди должны понимать, что все это появилось, в том числе, исходя их того, что, ну, мы живем немножко в другое время, более скоростное. Мы должны понимать, что государство не должно допускать на рынок пищевые добавки, которые не проверены. И не случайно в России, как правило, допускается только то, что прошло одобрение в Евросоюзе. Евросоюз используется, как фильтр.
Ю. МОСИЕНКО: Я так поняла, что у нас нет госта одного. Это правда?
Д. ЯНИН: Вы знаете, у нас действительно законодательство запаздывает в этой части. Но я хочу сказать, что в принципе пищевые добавки не являются столь критическими для потребителя. Максимальная концентрация этих всех химических, синтетических вещей, закрепленные в российском законодательстве – это 100 г на тонну. Т.е. это позволяет даже самое плохое вещество, ну, снизить его дозировку до такого уровня, чтобы минимизировать все возможные риски. Конечно, есть группы людей, которым категорически нельзя приобретать продукцию с этими индексами. Это, прежде всего, грудные дети. Дети, которые находятся в совсем маленьком возрасте, те, кто склонны к аллергии, те, кто…
Ю. МОСИЕНКО: Вот я хотела сказать как раз про амарант. Я так поняла, что он у нас запрещен официально. Добавление амаранта, потому что его долгое время использовали производители газированной воды, леденцов, мороженного, киселей в том числе. Он оказался опасен в любых количествах, потому что он провоцирует не просто аллергии и изменения, вызывает патологию плода у беременных. Но он еще и вызывает рост злокачественных опухолей. Что совсем уже жутко.
П. РОГОЖИН: Дим, а как Вы считаете, какое еще количество времени продержится запрет государства на генетически измененные продукты? Все-таки когда-то рынок прорвется, мне кажется.
Д. ЯНИН: Нет, ну, на самом деле Россия никогда запрет-то и не выстаивала. У нас есть на рынке обращение генномодифицированной сои, ряда других продуктов, картофеля. И запрещено выращивание, но продукты генномодифицированные…
П. РОГОЖИН: Поставляются.
Д. ЯНИН: Поставляются в Россию. И по данным, которые в прошлом году, по данным проверок, которые осуществил Роспотребнадзор, где-то до 30% продуктов в России содержит генетически модифицированный компонент. При этом не доводит до потребителя эту информацию. Т.е. это, конечно, абсолютно ситуация, с которой нельзя мириться. В 2004 г. нам по-тихому, вот без лишней такой…
П. РОГОЖИН: Суеты.
Д. ЯНИН: Суеты, удалось закрепить в законе о защите прав потребителей требование, независимо от процентного содержания генномодифицированных веществ в продукте, доводить эту информацию на упаковке. И мы создали нормативную базу. Другое дело, что сейчас государственные органы должны отслеживать оборот этих товаров. Мы видели вчерашнюю акцию, экологические организации, которые обклеивали там колбасы. Но можно сказать так, что если людей эта тема беспокоит, а на самом деле, для европейцев характерно беспокойство, даже для американцев…
П. РОГОЖИН: Но, по-моему, эта экологическая тема, она муссируется всеми производителями. Эко, эко… Продукт.
Ю. МОСИЕНКО: Погодите, вот смотрите. Органические продукты и т.д.
П. РОГОЖИН: По-моему все это по большей части обман.
Ю. МОСИЕНКО: Вот я, например, из тех, кто добровольно покупает соевые продукты. мне нравится соя, мне нравится есть сыр "Туфу" и т.д. Есть люди, которые спрашивают 200 раз. Вот он подойдет, и пока продавщица не гаркнет на него, он будет спрашивать: в этой колбасе есть соя? В этой колбасе есть соя?
П. РОГОЖИН: Ну, я думаю, что, вряд ли, продавец в магазине компетентно объяснит, если там…
Ю. МОСИЕНКО: Безусловно, я и сказала: в конце концов, продавщица гаркнет. Почему это людей так напрягает, я не понимаю. С другой стороны, можно ли не доверять колорадскому жуку, который генномодифицированную картошку не ест. Ну, не ест он ее.
Д. ЯНИН: Ну, на самом деле…
Ю. МОСИЕНКО: Ее легче вырастить, да. Проще, легче…
Д. ЯНИН: Я Вам скажу так. Если мы затронули тему генетически модифицированных продуктов, то вот пока что установлено, да, вот повысилось число аллергий, но это максимум, что удалось экологам и потребителям доказать, что с аллергиями проблема. Но аллергия – это такая штука, что трудно найти реальную причину, связь аллергии и генномодифицированных продуктов. Но при этом опасность состоит в том, что в принципе это сфера высоких технологий. Она довольно-таки монополизирована. Число компаний, которые контролируют оборот генетически модифицированных пррдуктов меньше 10.
Ю. МОСИЕНКО: Я так понимаю, что у нас она одна, это "Грин пис" в России.
Д. ЯНИН: Нет, я имею в виду тех, кто производит. Это сфера очень закрытая. Буквально компании, которые в состоянии изобрести эти продукты и довести их до коммерческого использования, их не более десятка. И вот многие неправительственные организации борются с генномодифицированными товарами, исходя из того, что никто не хочет, чтобы фермеры по всему миру зависили так же, как сейчас все потребители зависят от Майкрософт.
Д. ЯНИН: Но, Дим, по-моему, с другой стороны создается большой рынок товаров, которые, наоборот, твердят, что мы – экологически чистый товар. Вот играют на том, чтобы человека завести…
Ю. МОСИЕНКО: Для производителя понятно, что они не будут честно маркировать свою продукцию, потому что для них это…
П. РОГОЖИН: Потому что целый рынок развился.
Ю. МОСИЕНКО: Для них это равнозначно самоубийству. Это ясно. Это потери огромные финансовые.
П. РОГОЖИН: По-моему, все, что не содержит яд, уже у нас считается "био".
Д. ЯНИН: Вы абсолютно правы. Потому что у нас первый экологический продукт, это была, например, водка. Экологически чистая водка. И в принципе, при отсутствии законодательства, что такое экологически чистый продукт. Это чистый по отношению к природе, как во многих странах…
Ю. МОСИЕНКО: И как отличить чистый продукт от нечистого?
Д. ЯНИН: Да никак. Нет норм. Поэтому, кто не попадя, называется сейчас экологически чистым продуктом. И страдают, кстати, в том числе и добросовестные производители, которые там на чистых полях выращивают без применения химикатов эти растения. Нет норм, нет у нас понятия "органик фуд", вот органически чистых продуктов. И поэтому вот те люди, которые сейчас пытаются как-то приобретать эти продукты, они играют просто в лотерею. Потому что никто не следит за тем, чтобы упаковка не обманывала человека.
П. РОГОЖИН: Но цена реально выше.
Ю. МОСИЕНКО: Да, да, на много выше.
П. РОГОЖИН: Если честно, есть такая уловка, которая помогает называть продукт "био продуктом", но на самом деле он является 100% генетическим. Продукт выращивается с помощью каких-то там технологий, но при переработке, допустим, пшена, чего угодно, в аппаратах, которые перемалывают это сырье, просто он не содержит каких-то там ядовитых, тяжелых металлов. Т.е. чистое производство. Но продукт сам заведомо уже генетически изменен. И это позволяет писать на упаковке, что продукт "био". Вот это действительно обман.
Ю. МОСИЕНКО: Я напомню, что во всемирный день защиты прав потребителя мы беседуем с Дмитрием Яниным, председателем правления Конфедерации обществ потребителей и Павлом Рогожиным, редактором отдела рецептов журнала "Гастроном", шеф-поваром, консультантом Школы кулинарного мастерства. Я напомню Вам, что вещаем мы в прямом эфире. И Вы можете звонить нам по телефонам 783-90-25, если слушаете "Эхо Москвы" в Москве. И 783-90-26 для слушателей "Эхо…." за пределами нашего города. 725-66-33 – это номер эфирного пейджера. Я жду звонков, что-то у нас с телефоном сейчас не то. А вот сообщений на пейджере навалом. Т.е. мы с Дмитрием уже ответили слушателю, как отличить внешне. И, что делать с теми продуктами, которые продаются в магазинах и на рынках в развес? Ничего?
Д. ЯНИН: Не покупать.
Ю. МОСИЕНКО: Вообще? Помидоры, огурцы, что с ними делать?
Д. ЯНИН: Нет. На самом деле помидоры, огурцы, пожалуйста, покупайте. И во многих странах потребительские организации борются, чтобы люди покупали фрукты на рынках, т.к. считается, что это более чистые продукты. Но другие продукты покупать в развес без упаковки, без информации, кто эту продукцию произвел. Например, там колбасные изделия, сосиски. Это как Вам сказать, это рискованно. Потому что Вы не знаете, ни сроков годности. Ничего. Поэтому покупать на рынках продукцию без фабричной упаковки, мы считаем, что это опасно. В супермаркете да, если что-то не так, Вы придете всегда, никуда он не денется. А вот на рынке найдете ли Вы завтра того человека…
Ю. МОСИЕНКО: Да, не придут. Дмитрий, Вы знаете. Хорошо, йогурт я могу просроченный отнести, так же, как кусок заплесневелой колбасы, которую купила вот вчера. А если я покупаю, например, зелень в горшочках, который сейчас много.
Д. ЯНИН: Ну, Вы же ее видите, какая она по качеству, эта зелень.
Ю. МОСИЕНКО: Да, я пришла домой, наконец, я до меня дошло, что надо прочитать, что написано на этом увлекательном пакетике. И я читаю и вижу, что, допустим, мне не указали, что это экологически чистая продукция. Вдруг я пришла в себя, осознала. Я же не могу уже идти, правильно?
Д. ЯНИН: Ну, это уже да. Т.е. если Вас не обманули, здесь нет повода для того, чтобы возвращать. Если продукт качественен, эта зелень там не завяла, либо Вы видели, что она немножко завядшая, Вы сделали свой выбор, другое дело, если там содержатся какие-то вредные вещества, но Вы это просто не установите, пока не проведете анализ. Но конечно, покупать какую-то такую…
Ю. МОСИЕНКО: А если я въедливая очень, пошла и провела анализ?
Д. ЯНИН: Ну, тогда, почему, Вам не имеют права отказать, если там превышение каких-либо веществ вредных.
Ю. МОСИЕНКО: Не откажем и слушателям. Они до нас уже дозвонились. "Эхо Москвы". Слушаем Вас. Представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Моя фамилия?
Ю. МОСИЕНКО: Да, нет, имя просто.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Елена Семеновна. Значит, вопрос вот в чем. А вот био-кефир? Что можно сказать об этой приставке "био"?
Ю. МОСИЕНКО: Спасибо за вопрос.
Д. ЯНИН: В принципе "био" – это жизнь. Считается, что это содержатся там живые бактерии. Этот рынок, кстати, биомолочных продуктов растет очень быстро. При этом на самом деле вот британский потребительский журнал "ВИЧ" два месяца назад опубликовал статью, это так называемые пробиотики. Это вещества, которые в частности добавляются в актимэль, во всевозможные продукты, аналогичные актимэлю. Ну, и статья сводилась к тому, что в принципе не доказана эффективность этих средств, как профилактических. Исследования, которые там проведены, они не являются комплексными. При этом эти продукты являются очень дорогими. Они, конечно, Вам не навредят. Но те обещания, которые даются в рекламе, их еще стоит подтвердить. А вот для России, честно говоря, вот эти рекламные заявления о, например, о здоровых каких-нибудь детских шариках шоколадных, которые на самом деле содержат в завтраке половину всего сахара, который должен съесть ребенок…
Ю. МОСИЕНКО: За всю жизнь причем.
Д. ЯНИН: Конечно, там есть кальций, который необходим для развития костей, но параллельно ребенок с этим завтраком получает 30 г сахара. Если еще ему мама даст с собой сникерс, он еще получит грамм 40 сахара. И это уже дневная норма. Если он попил чай с сахаром, то он реально в 2, 3 раза потребляет сахара больше, чем нужно, это чревато многими заболеваниями, в том числе и вспышка диабета…
Ю. МОСИЕНКО: Ну, показывали бы молочное. В принципе все нормально.
Д. ЯНИН: В России. Очевидно.
Ю. МОСИЕНКО: Это ужасно. А потому что все перекусы состоят из шоколадок.
П. РОГОЖИН: Ужасно то, что подают это под тем соусом, что ребенок будет здоров. Я на самом-то деле он улыбается на экране, но, я думаю, два-три года таких завтраков…
Ю. МОСИЕНКО: Каждодневных.
П. РОГОЖИН: И улыбка пропадет. Пропадет совсем, мне кажется, так.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, и еще бы я хотела отметить, что чаще всего, генетически модифицированные компоненты, я к ним сейчас вернусь на секундочку, встречаются просто, чтобы слушателей ознакомить, естественно в чипсах картофельных. Правильно? Потому что никуда не деться. Как ни странно помидоров. В том числе и производимых кетчупов.
Д. ЯНИН: Нет. На самом деле сейчас самая массовая культура – это соя.
Ю. МОСИЕНКО: Соя да, безусловно.
Д. ЯНИН: Причем соя, которая даже не чистая, которая продается. Потому что здесь определенная группа потребителей, такие как Вы.
Ю. МОСИЕНКО: Дмитрий, согласитесь, соя – продукт полезный.
Д. ЯНИН: Хороший, безусловно. Он полезный. И он, это хороший источник белка.
Ю. МОСИЕНКО: Но она практически всегда в наших магазинах генетически модифицирована. Правильно?
Д. ЯНИН: Вот на самом деле я могу сказать так. Что та соя, которая продается под видом сои, она, скорее всего, чистая. Но вот та соя, которая добавляется в колбасные изделия, в котлеты, в сосиски, в полуфабрикаты, в пельмени. Вот эта соя, скорее всего, будет генетически измененная. При этом очень часто даже сами производители не знают, какую сою они покупают. Хотя это не снимает с них ответственности. Они реально могут быть оштрафованы за то, что они не сказали людям правду, что эта соя генномодифицирована.
Ю. МОСИЕНКО: Если наши слушатели просто бояться сои уже, мы их напугали, как таковой, надо еще сказать, что могут написать не просто "соя", а могут написать "растительный белок". Правильно?
Д. ЯНИН: Абсолютно верно.
Ю. МОСИЕНКО: Это и есть соя.
Д. ЯНИН: И если Вы сильно озабочены темой генетически модифицированной еды, исключите из своего рациона продукты с высокой степенью промышленной переработки. Вот всевозможные полуфабрикаты, которые продаются Вам, лучше купить кусок мяса, курицу, рыбу и приготовить ее в домашних условиях. Это потребует больше времени, но Вы четко защититесь от генномодицицированных дополнений, отчасти от многих индексов…
П. РОГОЖИН: Ну, поэтому большинство населения, которое боится таких последствий, оно и идет на рынок. Все-таки в нашем населении еще живо, что на рынке самое свежее, самое хорошее, самое правильное.
Ю. МОСИЕНКО: Мясо надо покупать в магазине, там костей больше.
Д. ЯНИН: Но с рынками там другая проблема. Там, конечно, Вы можете не взять каких-нибудь красителей, ароматизаторов, но относительно заболеваний…
П. РОГОЖИН: Мяса, рыбы.
Д. ЯНИН: Специализированных заболеваний, там ящура, это вот поопасней, чем то, о чем мы говорим.
Ю. МОСИЕНКО: 783-90-25 телефон прямого эфира для слушателей радио Эхо Москвы" в Москве и 783-90-26 для не москвичей. Хотелось бы узнать, вообще Вы читаете этикетки, упаковки. Насколько это для Вас важно. Или Вы определяете по каким-то, чисто визуально сканируя продукт, по внешним качествам его собственно качество. Добрый вечер. Как Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Григорий. Скажите, пожалуйста, такая рыба, как семга, форель, есть российского производства, или она вся норвежская? И как это отличить при покупке в магазине?
П. РОГОЖИН: Хочу Вас огорчить. Норвежский комитет вообще был изгнан с российского рынка. И вообще норвежская семга больше не поставляется к нам в Россию. Ну, там был предлог по поводу того, что нашли какой-то элемент содержания выше калия. Что-то, в общем, ну, полная…
Ю. МОСИЕНКО: И еще говорят, что вроде ее подкрашивают, поэтому она такая вся румяная и красная.
П. РОГОЖИН: По-моему, если японцы даже покупают норвежскую семгу, то это просто какая-то отговорка.
Д. ЯНИН: Нет, это искусственно выведенный продукт. Он в природе, конечно,…
Ю. МОСИЕНКО: Этой рыбы в природе нет.
Д. ЯНИН: Нет, она существует в природе, но она культивированная. И действительно сейчас норвежская семга запрещена для ввоза в Россию. Я считаю, что это, конечно, ошибка, потому что продукт, который богат важными…
П. РОГОЖИН: Нет, замены.
Д. ЯНИН: Да, у нас нет альтернативы сейчас.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, это все экономика. Правильно? Это экономика.
Д. ЯНИН: Нет. И к сожалению, красная рыба, там горбуша, кита, которая есть на Дальнем Востоке,…
П. РОГОЖИН: Она уходит.
Д. ЯНИН: Она в Москву не доходит. Потребление красной рыбы, конечно, сейчас приходится на импортные продукты. Нам нечем рыбу заменить. А рыба – это жизнь.
П. РОГОЖИН: Био рыба.
Ю. МОСИЕНКО: Примем еще один звонок. Вы в прямом эфире, представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут (НЕ РАЗБОЧИВО).
Ю. МОСИЕНКО: Извините, не расслышала имя. Представьтесь, пожалуйста, еще раз и сделайте потише приемник.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Абакара. Я хотел бы узнать вкратце, если можно, о компании "Даннон". Меня интересует именно творожная масса и питьевые йогурты.
Ю. МОСИЕНКО: Абакар, понимаете, у нас программа не рекламная и не анти рекламная. По конкретным компаниям, к сожалению, мы сегодня ответов давать не будем. Но что касается молочных продуктов, сейчас Вам Дмитрий все расскажет. Спасибо.
Д. ЯНИН: Нет, ну, на самом деле, если выбираете молочные продукты, то старайтесь выбирать для детей продукты с меньшим содержанием сахара, не приучайте их к сладким йогуртам, потому что ребенок все равно найдет сладкое в других продуктах.
Ю. МОСИЕНКО: Он просто найдет в доме сладкое.
Д. ЯНИН: Найдет конфеты. И лучше приучать их к традиционному вкусу кисло-молочных продуктов. Конечно, это более полезно. И второй совет, это обязательно при покупке обращайте внимание на срок годности, потому что в отношении молочных продуктов это критично. Потому что можно поиметь большие неприятности, если Вы там просроченный сырок съедите, или йогурт. Т.е. здесь надо быть крайне аккуратным.
П. РОГОЖИН: Целые торговые сети работают на такой системе…
Ю. МОСИЕНКО: Да, на этом принципе.
П. РОГОЖИН: Два-три дня до конца срока годности…
Ю. МОСИЕНКО: Не будем называть опять же эти магазины. Ну, я думаю, их все знают.
П. РОГОЖИН: Их много.
Д. ЯНИН: Ну, это правильно. Надо все распродавать. Конечно.
Ю. МОСИЕНКО: Слушаем Вас. Не могли бы Вы тише сделать приемник, или отойти от него.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Сергей. Будьте добры, подскажите, пожалуйста, почему считается, что генетически модифицированные продукты являются опасными для здоровья. Ведь, насколько я понимаю, в организме все расщепляется до аминокислот и до углеводов, до составляющих продуктов. И они не должны никак влиять на здоровье.
Ю. МОСИЕНКО: Сергей, а почему Вы спрашиваете? Это профессиональный вопрос или это потребительский вопрос?
СЕРГЕЙ: Это потребительский вопрос.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, видите, Вы же все знаете, про соляную кислоту, например, в желудке. Поэтому я и спрашиваю. Спасибо большое.
Д. ЯНИН: На самом деле, действительно, слушатель прав, пока не доказана опасность данных продуктов для человека. Есть исследования, которые говорят, что эти продукты безопасны. Есть исследования, которые говорят, что эти продукты могут представлять угрозу. При этом вот мир поделился на две части. США, Канада, Аргентина сказали: пока не доказано, что опасно, никакой маркировки, никакой информации, производим и продаем. Европа сказала: что вот мы ведем исследования, давайте подождем еще лет 10-15 и потом отменим эту маркировку, но право потребителя на информацию о том, что этот продукт генномодифицирован, закреплено в законодательстве Европы, закреплено в законодательстве России. И человек, вот слушатель может решать, вот готов ли он участвовать в этом таком глобальном эксперименте и есть генетически измененную там картошку, или не готов.
П. РОГОЖИН: По-моему, Швейцария первая ввела запрет официальный на…
Д. ЯНИН: Ну, запрет, маркировка действует в рамках всего Евросоюза. При этом оборот этих товаров разрешен на территории Евросоюза. Т.е. продукты там есть, просто они содержат соответствующий знак. Другое дело, что, конечно, при такой активности экологических организаций представить себе производителя, который будет производить в Европе генномодифицированные продукты и продавать, ну, очень трудно.
Ю. МОСИЕНКО: Для любителей копченостей можно вот такой вопрос задать…
Д. ЯНИН: Лучше их не есть.
Ю. МОСИЕНКО: Я понимаю. Но вот просто, я так понимаю, что нитраты у нас обозначаются Е251, Е252.
Д. ЯНИН: Да.
Ю. МОСИЕНКО: Нитриты просто Е250.
Д. ЯНИН: Да, абсолютно. 249.
Ю. МОСИЕНКО: И 249. И в большой концентрации, я так понимаю, они действуют, как концерогены?
Д. ЯНИН: Абсолютно точно. Поэтому в принципе не рекомендуют есть копчености кормящим мамам, мамам в период беременности, ну, и, конечно, если Вы любите копчености, ну, минимизируйте эти продукты, так как они на самом деле они вкусные, но не полезные.
Ю. МОСИЕНКО: Послушаем еще один звонок. 783-90-25. Добрый вечер, представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер. Евгения меня зовут. К сожалению, я очень люблю мясо. Что меня поражает в последнее время. Лет 10 назад я жила в Америке, когда я там готовила мясо, меня поражал там запах и вкус, оно совершенно не пахло мясом, как у нас. И вот со временем у нас стало то же самое. Т.е. покупая мясо в супермаркете, оно совершенно изменило вкус в последнее время.
Ю. МОСИЕНКО: Спасибо, Евгения, за вопрос. Слушайте шеф-повара, сейчас он Вам все объяснит компетентно.
П. РОГОЖИН: Мясо на 80% проходит такую обработку называется шприцовкой, т.е. из маленького кусочка мяса Вам сделают такой замечательный кусочек мяса, что Вы захотите его съесть прямо немедленно, он не будет пахнуть…
Ю. МОСИЕНКО: В сыром виде причем.
П. РОГОЖИН: В сыром виде, да. Шприцовка происходит там, разминаются ткани, т. е. волокна. Мясо набухает. И получается очень идеальное мясо. Но буквально Вы кушаете воду.
Д. ЯНИН: Да, и Вы оплачиваете по цене мяса. Это технология, которая, как говорят производители, оправдывая эти все махинации, они говорят: Ну, Вы же хотите съесть цыпленочка посочнее. Вот мы и вкачали туда 30% рассола и маринада.
П. РОГОЖИН: Да.
Ю. МОСИЕНКО: Так, еще один звонок. Представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день, это Татьяна, Москва.
Ю. МОСИЕНКО: Какой же день тогда, если Москва? Добрый вечер.
ТАТЬЯНА: Вы знаете, просто это такая тема волнующая. Я бы хотела уточнить. Вот выступающий товарищ сказал, что эти добавки как бы они не вредны. Но я сама с желудком проблемы у меня, у дочери. И любой гастроэнтеролог, первое, что он говорит, что вот эти добавки не должны присутствовать. Что ни в коем случае. А сейчас вот возьмешь хлеб, я всегда читаю любой продукт, который бы не покупала…
Ю. МОСИЕНКО: Т.е. Вы профессионал, у Вас сегодня… Вы знаете, что у Вас сегодня профессиональный праздник, да?
ТАТЬЯНА: Не знаю.
Ю. МОСИЕНКО: Всемирный день защиты прав потребителей. Так что с праздником Вас, Таня.
ТАТЬЯНА: Так что очень Вы затронули полезную тему. И любой врач дерматолог, гастроэнтеролог первое, что он говорит, что вот эти все добавки очень вредны. У меня как бы на кухне висит список, то, что Вы сейчас читали, тоже желчно-кишечный тракт, печень и т.д. и т.д.
Ю. МОСИЕНКО: А список, простите, чего у Вас висит на кухне?
ТАТЬЯНА: Список добавок, которые влияют на определенные органы. Вот Вы перечисляли, предположим, 250, 141, вот у меня написано: опухоли. И перечислены, какие добавки "Е", я не должна употреблять.
Ю. МОСИЕНКО: Таня, Вы суперпрофессионал. Спасибо Вам.
ТАТЬЯНА: И всем свои знакомым, родственникам я раздала вот эти записочки и везде пропагандирую. Я понимаю, что такова наша жизнь, но когда берешь хлеб и в нем 3-4 добавки. Ну, это вообще никуда. И я бы, знаете, что еще хотела уточнить у Ваших гостей, вот как мне врач конкретно сказал, что добавки, которые цифра свыше 500, они менее вредны, чем те, которые 200, 300, ну, вот эти маленькие цифры.
Ю. МОСИЕНКО: Спасибо большое. Сейчас для тех, кто хочет завести аналогичный Татьяниному кухонный список, я бы хотела сказать, опять же поправьте меня, Дмитрий, если я ошибусь, в России запрещено официально всего 5 добавок. Правильно?
Д. ЯНИН: Да.
Ю. МОСИЕНКО: Из красителей это Е121, запоминайте. "Цитрусовый красный" он еще так называется. Е123, тот самый амарант. Консервант Е249, который формальдегид. Улучшитель хлеба, как раз это для Тани, 924А и 924Б. И еще на два консерванта Е216 и 217 с 2005 г. наложен временный запрет, потому что проводится дополнительное тестирование. Все верно?
Д. ЯНИН: Ну, на самом деле да. В других странах эти консерванты разрешены. На самом деле я не соглашусь со слушательницей, которая конкретные заболевания связывает с этими добавками. Это не совсем правда. Потому что они добавляются только после того, как прошли исследования на безопасность. Доказано, что только 1 человек из 1800 демонстрирует отрицательную реакцию на данный продукт. Т.е. вероятность того, что именно Вы окажетесь этим несчастным, она есть, но она достаточно малая. Поэтому для определенных групп, конечно, если у Вас какие-то заболевания, да, Вы в праве отказаться от этих продуктов, так же как Вы можете отказаться от копченостей.
П. РОГОЖИН: Дима, а в течение какого периода проводятся испытания? Месяц, два, годы?
Д. ЯНИН: Нет, нет. На самом деле. Это все с момента выхода этого продукта на рынок…
П. РОГОЖИН: Т.е. на людях испытывают непосредственно.
Д. ЯНИН: До около 3 лет занимает процедура регистрации этого продукта в европейском союзе. Только после этого вот эта добавка попадает в промышленность. Без предварительных исследований ничего не попадает. Бывают случаи, когда продукт прошел исследования, но через 5 лет выясняется, что, оказывается, есть побочный эффект, но тогда отзывается.
П. РОГОЖИН: Но кто-то несет ответственность за производителя, которые это вывели?
Ю. МОСИЕНКО: Когда номеров консервантов и улучшителей нет, а просто написано улучшители вкуса, красители, это…
Д. ЯНИН: Это абсолютно не правильно. Потому что, так называемые, "ноу нэйм" продукты, это продукты без имени. И это всегда наводит на такие…
Ю. МОСИЕНКО: На мысли, в общем, наводит.
Д. ЯНИН: Да, что-то скрывают люди. Поэтому лучше такие продукты не покупать.
Ю. МОСИЕНКО: Мы сегодня ничего не скроем. Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей и Павел Рогожин, редактор отдела рецептов журнала "Гастроном", шеф-повар, консультант Школы кулинарного мастерства. Мы послушаем еще один звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий, город Екатеринбург.
Ю. МОСИЕНКО: Здравствуйте, Дмитрий.
ДМИТРИЙ: Сейчас, мне кажется, такая повальная существует вещь, когда у многих продуктов, недорогих, средней цены, такая есть надпись "ароматизаторы, идентичные натуральным". И причем возможно даже в ликерах. Скажем, ароматизатор, идентичный натуральному рому, например.
Ю. МОСИЕНКО: Нет, ну, там такого не может быть. Рому нет. Персику, абрикосу, да, пожалуйста. Но вот я себе с трудом представляю, чтобы…
ДМИТРИЙ: Мне кажется, я это видел.
Д. ЯНИН: Нет, на самом деле у нас даже производят добавку "водка", ароматизатор, идентичный водке.
Ю. МОСИЕНКО: Правда, есть да?
ДМИТРИЙ: И икры еще есть.
Д. ЯНИН: Это все есть. Но я как бы считаю, что, конечно, это введение в заблуждение относительно того, как текило, произведенное не из определенного…
Ю. МОСИЕНКО: Сорта кактуса, да. Спасибо большое.
Д. ЯНИН: Ну, это ухищрение, потому что понятно, что "идентичный натуральному" это значит, синтетическое какое-то вещество. Это, безусловно, это индекс, от которого производители стараются отказаться и не пугать потребителей тем, что там добавлены усилитель вкуса, который является искусственным.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, понятно, что у нас добавки делятся на синтетически и биологические, т.е. натуральные.
Д. ЯНИН: Природные. Да. Хотя природные, иногда Вы знаете, такие опасные бывают добавки, которые существуют в природе. Яды, которые в принципе могут быть более опасны, чем химические вещества.
Ю. МОСИЕНКО: В общем бетта-катотины шафрана, уксуса и перца пока не стоит бояться, правильно. А все остальное читайте внимательно. Опять слушатели просят запрещенные добавки, официально запрещенные в России перечислить. Я сейчас быстро перечислю: цитрусовый красный краситель Е121, амарант Е123, консервант Е249, улучшители хлеба Е924а и Е924б. А мы слушаем звонок следующий. Вы в прямом эфире, пожалуйста, представьтесь и задавайте вопрос:
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Сергей, я из Москвы. Вот проскочила информация, но, я, к сожалению, Вашу передачу не с начала слушаю, но тема, действительно, животрепещущая. Проскочила такая информация, что можно попасть на генномодифицированный картофель. Я не знаю, в каких там блюдах приготовленных или как.
Ю. МОСИЕНКО: Ну, да, Сергей, Вы действительно слушали не с начала. Мы все об этом сказали.
СЕРГЕЙ: Нет, я хотел вот вопрос, какой задать. Существует ли в продаже, можно ли попасть на генномодифицированные крупы? Гречку, рис и любое другое пшено.
П. РОГОЖИН: По-моему любая культура сейчас генномодицируется.
Ю. МОСИЕНКО: Все, что можно вырастить.
Д. ЯНИН: Пшеницу не разрешили пока.
Ю. МОСИЕНКО: Нет? Спасибо большое, Сергей.
Д. ЯНИН: Там идут дебаты. Кукуруза – да. Значит, точно соя.
Ю. МОСИЕНКО: Я значит, и кукурузная мука.
Д. ЯНИН: Да, и все производные, абсолютно точно. Пшеница пока нет. Картофель в продуктах может быть. Семена картофеля, мы надеемся, что генномодифицированные в Россию еще не поступают. Хотя, сложно об этом сказать. И в принципе вот гречку пока еще не вывели генномодиицированую. Но теоретически абсолютно точно вывести, сконструировать растения, которые будут устойчивы к химикатам, это вопрос просто времени и коммерческой целесообразности.
Ю. МОСИЕНКО: У нас осталось совсем мало времени. Я уже в начале программы сказала, что гост такой один единый, знак качества, как был в Советском Союзе, они фактически отменены сейчас. И насколько я знаю, что сейчас в России действует 19 систем обязательной и свыше 300 систем добровольной сертификации пищевых продуктов. Стоит ли требовать сертификат у продавца?
Д. ЯНИН: Ну, на самом деле…
Ю. МОСИЕНКО: Или следить, чтобы на продукте обязательно был указан какой-нибудь значок?
Д. ЯНИН: Лучше следите за упаковкой, потому что в сертификации сами чиновники не понимают, зачем она нужна. Т.е. это фикция. Т.е. это направлено только лишь для добросовестных производителей…
П. РОГОЖИН: В принципе, если это частное производство, то никто не может проверить, как таковое.
Д. ЯНИН: Абсолютно. Т.е. если ты что-то такое нехорошее произвел либо завез, у тебя наверняка будет самый хороший сертификат, который будет внушать потребителям такое доверие, что человеку этот сертификат просто ему ничего не дает.
П. РОГОЖИН: И многие частные компании мясные, колбасные, они позиционируется, как небольшие торговые дома, как бы очень такие специфические, дорогие, хорошие, но они в принципе закрытые. Это небольшие предприятия. Они закрыты для проверок большинства. И делают все, что хотят на самом деле.
Ю. МОСИЕНКО: Особенно мясная промышленность.
П. РОГОЖИН: Особенно мясная промышленность это просто великий обман.
Ю. МОСИЕНКО: Т. е. как была туалетная бумага, ну, мы надеемся, конечно, что это не туалетная бумага…
П. РОГОЖИН: Нет, это миф, это миф. Просто туалетная бумага в те времена стоила очень дорого, и не целесообразно было ее добавлять.
Ю. МОСИЕНКО: В те времена, когда была туалетная бумага в колбасе, ну, в виде мифа, не было штрих кодов. Нужно ли разбираться обывателю вот в этой вот загадочной штучке с миллионом полосочек и цифр?
Д. ЯНИН: Нет, не нужно. Потому что штрих-код был придуман для того, чтобы оптимизировать поставки. Т.е. это зашифрованная информация о товаре. Зашифровать можно таким образом, что продукт, произведенный в России, будет иметь штрих-код страны там Великобритании, Швейцарии. И это не будет обманом, т.к. система кодирования это все позволяет сделать.
П. РОГОЖИН: Хотелось бы, если подводим итоги уже передачи, Дим, вот такой вопрос очень интересующий. В принципе, для богатых стран, это понятно, что у них есть развитая агропромышленность и им не нужно гнаться за потреблением генноизмененных продуктов. А в бедных странах в принципе это оправдывается? Т.е. население растет, и человеку надо чего-то кушать. И поэтому в принципе это почему и был рожден вид деятельности генная инженерия в продуктах. Просто нечего кушать. Бедные страны. Это в принципе оправдывается по большому счету? Либо это ложный путь?
Д. ЯНИН: На мой взгляд, генномодифицированные продукты не являются такой панацеей для бедных стран. Скорее это хороший пример, когда революционные разработки ученых выводятся в коммерческое использование еще до того момента, когда все эти технологи отработаны. Т.е. никто не выступает за запрет генномодифицированных товаров, но ученые должны сначала сделать супербезопасным картофель, который не будет загрязнять другие сорта, не будет приводить к перекрестному опылению. И тем самым пока, к сожалению, экологи отмечают, что вот нет таких продуктов, которые не загрязняют разнообразие растительное. А вот в части борьбы с бедностью это не панацея. Потому что урожай не намного выше, более того, вот эти все преимущества генномодифицированных товаров часто связаны с субсидиями, которые государство предоставляет.
П. РОГОЖИН: Но довольно часто приходится слышать, как оправдание, что знаете, вот это панацея, нам действительно надо выращивать больше.
Д. ЯНИН: Нет, когда-то, да, действительно, может быть, так и будет, что там один картофель будет давать 15 кг сбора, но пока это не так. И экономическая эффективность этих товаров не столь очевидна.
Ю. МОСИЕНКО: Опять же немножечко к экономике и к экономии. Вот Марина спрашивает. Понятное дело, что замороженная клубника будет гораздо дешевле свежей. И это, наверное, правильно. Так вот она спрашивает, не вредны ли эти самые замороженные продукты.
Д. ЯНИН: Ну, конечно, они менее полезны, чем свежие. Но Вы знаете, зимой лучше съесть замороженную летнюю клубнику, чем…
П. РОГОЖИН: Пластмассовую.
Д. ЯНИН: Чем пластмассовую. Хотя в пластмассовой клубнике есть какие-то витамины. Другое дело, что вкус у нее иногда не очень приятный. Поэтому замороженные продукты – абсолютно нормальная вещь.
П. РОГОЖИН: Здесь еще выбор вкуса. Если продукты правильно заморожены, то…
Д. ЯНИН: Главное, на мой взгляд, вот с чего нужно начинать, во-первых, это объем калорий. Сколько Вы едите, посчитайте. Продукты. Сколько Вы едите сахара, соли, жира. Почитайте это в журналах, в книгах, потому что в профессиональных изданиях вы это все найдете. В интернете государственных сайтов нет, в отличие от развитых стран, где Вам расскажут, когда, сколько есть. Если Вы потребляете обычную соль, переходите на йодированную соль. Будете получать йод, который Вы сейчас не можете получить из норвежской рыбы.
П. РОГОЖИН: К сожалению.
Д. ЯНИН: Либо из российской морской рыбы. Поэтому задумайтесь о своем питании. И маленькие улучшения позволят Вам снизить вероятность развития многих заболеваний, которые сейчас для России являются критическими.
Ю. МОСИЕНКО: Т.е. все-таки, если мы берем упаковку, видим там знакомые слова "сахар, жир, сливки, молоко", я не знаю, что еще…
Д. ЯНИН: Вопрос, сколько этого всего. Вот в России, например, сахар не высчитывают в граммах. Вы никогда не узнаете, сколько в этом йогурте сахара.
П. РОГОЖИН: В калориях.
Д. ЯНИН: Да, сахар просто идет в углеводах. Но углеводы и сахар – это два разных понятия.
Ю. МОСИЕНКО: Т.е. не просто читать надо в магазинах, надо еще ходить с определенной таблицей и калькулятором. Действительно, да?
Д. ЯНИН: Вот пока да. Вы правы. Потому что в развитых странах этот лэйбл более информативен. Где четко тебе говорят: соли 2 г, сахара 30 г. И ты считаешь: ага, если я могу съесть сахара 60 г, 30 я съем с этой шоколадкой. Все. Я тогда должен отказаться от сладкого кофе. И это нормально. И многие, кто следит за своим весом, за своим здоровьем, они живут, таким образом, и испытывают удовольствие от семейных обедов.
П. РОГОЖИН: Ну, я со своей стороны все-таки желаю нашим слушателям испытывать удовольствие от таких обедов. И почаще собираться и кушать…
Ю. МОСИЕНКО: Неспешные семейные трапезы и чайные церемонии.
П. РОГОЖИН: Кушать правильно и вкусно.
Ю. МОСИЕНКО: В общем, ходите действительно с калькуляторами, будьте профессионалами. Не дайте себя обмануть. Следите за маркировками. Разбирайтесь в этих иероглифах. Я не знаю, с нашей помощью вот сегодня, а в дальнейшем уже как-то сами, да, наверное. Напоследок пару слов. Просто от Вас пожелания.
П. РОГОЖИН: Ну, со своей стороны хочу пожелать, чтобы…
Ю. МОСИЕНКО: Потребителям.
П. РОГОЖИН: Чтобы потребители не так боялись всех этих…
Ю. МОСИЕНКО: Т.е. мы Вас сейчас пугали, пугали, а на самом деле не бойтесь.
П. РОГОЖИН: Да, на самом деле бояться не нужно. Нужно, во-первых, полагаться на внешний вид, на обоняние, т.е. как продукт…
Ю. МОСИЕНКО: На интуицию.
П. РОГОЖИН: Ну, интуицию все равно обманут. Не верьте.
Ю. МОСИЕНКО: Правда?
П. РОГОЖИН: Да, ну, смотрите на продукт и…
Д. ЯНИН: Базовый совет – больше фруктов, больше овощей, насколько это возможно.
Ю. МОСИЕНКО: Даже вне сезона? Ну, т.е. не по сезону.
Д. ЯНИН: Даже вне сезона. Любые овощи, фрукты – это очень полезно. Второй момент, это, конечно, рыба, мясо, но чуть-чуть поменьше. Крупы, иодированная соль, минимум сахара, минимум жира и тем самым Вы сможете нормально жить и не болеть.
Ю. МОСИЕНКО: Всем удачи. До следующей "Привычки жить". Спасибо Вам большое, дорогие гости.
П. РОГОЖИН: Всего доброго.