• Авторизация


Без заголовка 22-02-2006 17:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В колонках играет - Радио Юнитон

Интервью Кирилла Еськова журналу "Полдень, XXI век" (2006, No 1.)

1. Прогресс, будущее человечества.


Связаны ли, на Ваш взгляд, понятия "научно-технический прогресс" и "духовный прогресс"?
Я не очень понимаю - что такое "духовный прогресс". По мне, так люди вообще от эпохи к эпохе меняются на удивление мало; разве что квартирный вопрос их временами портит...


В какой степени с ними связан социальный прогресс? Может ли технический прогресс решить социальные проблемы, улучшить взаимоотношения в обществе?
Я бы сформулировал осторожнее: "изменить взаимоотношения в обществе"; и уж это он проделывает регулярно, на наших глазах. К примеру, "зеленая революция" в сельскохозяйственных технологиях позволила "одному с сошкой" без особых проблем прокормить "семерых с ложкой" - и вековечная социальная "трофическая пирамида" оказалась вдруг инвертированной. Вакцинация и антибиотики практически решили проблему массовой детской смертности - на чём и возникла современная семья с одним-двумя детьми, принципиально отличная, как полагают социологи, от всего, что называли этим словом до сих пор. Вот это всё и привело, в конечном счете, к возникновению того, что называют "постиндустриальным обществом", где большинство населения не занято непосредственно в сфере материального производства. Можно спорить о том, к добру или к худу эти изменения - но то, что мы сейчас живем в эпоху грандиозных социальных перемен, сопоставимых с неолитической революцией, сомнения не вызывает. Причем перемены эти были инициированы, в конечном счете, отнюдь не Вольтером с Марксом-Энгельсом, а Пастером с Уотсоном-Криком.

.....

Антиинтеллектуализм этот, если вдуматься, является закономерным следствием развития демократии. Развитие это шло по линии поэтапной отмены разнообразных цензов (имущественного, образовательного, оседлого проживания и т.п.); а нынче дошел черед до отмены последнего ценза - интеллектуального, и к управлению обществом допустили, в массовом порядке, этих самых... ну, политкорректно выражаясь, "представителей интеллектуального большинства". Подчеркиваю: позволили - не выступать "от имени и по поручению" дураков и неучей, цинично манипулируя при этом означенной публикой (этим-то занимались все политиканы от сотворения мира), а именно что - рулить им самим ; формируя при этом соответствующее общественное мнение через СМИ - в том числе по части научно-технического прогресса и школьного образования.
То обстоятельство, что "И вот теперь радио есть, а счастья по-прежнему нет" (с), очевидно всем, даже и неучам (к каковым принадлежит и изрядная доля так называемой "гуманитарной интеллигенции"). Но поскольку у всех этих гуманитарных неучей в школе по математике было - понятно что, понятие "обратной теоремы" им не знакомо в принципе. Вот они и полагают, в простоте своей, что раз "радио есть, а щастья нету", надо то радио отменить - и тогда щастье непременно появится!

Полностью читать текст
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | efrat - Дневник efrat | Лента друзей efrat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»