За прошлые десятилетия мы многое узнали о заразности эмоций. Эмоции распространяются по беспроводной сети зеркальных нейронов, этих крошечных отделов мозга, благодаря которым мы понимаем чужие эмоции и можем им посочувствовать. Когда кто-то зевает, зеркальные нейроны включаются, и ваши челюсти приходят в движение. Ваш мозг улавливает усталость человека, сидящего напротив, и начинает ей подражать. С такой быстротой распространяются не только зевки и улыбки. Мы вдыхаем негативные эмоции, стресс, неуверенность, словно дым, когда стоим рядом с курильщиком. Говард Фридман и Рональд Ригьо из Калифорнийского университета обнаружили, что при виде встревоженного человека, который — вербально или невербально — выражает свое состояние, вы с большой вероятностью заразитесь этими эмоциями, что негативно отразится на работе мозга.
Если водитель такси всю дорогу яростно сигналит, вы и на работу явитесь в растрепанных чувствах. Если начальница врывается к вам, как затравленная, вы тоже начинаете заикаться, пытаясь собраться с мыслями. Даже маклеры на бирже, разделенные стеклянными перегородками, заражаются друг от друга паникой, всего-то наблюдая сквозь стекло невербальные ее признаки.
Измените свою реакцию: вместе с доктором Алией Крам из стэнфордской Лаборатории ума и тела и Питером Саловеем, основателем Йельского центра эмоционального интеллекта (Yale Center for Emotional Intelligence), мы установили, что при наличии позитивного настроя к самому стрессу, то есть когда вы перестаете бороться с ним, уровень пассивного стресса снижается на 23%. Пока мы воспринимаем стресс как угрозу, ни тело, ни ум не готовы воспользоваться его позитивной стороной, а ведь стресс, даже очень сильный, может усилить работу ума, укрепить отношения, обострить внимание, открыть новые перспективы, повысить ощущение собственного профессионализма, придать вкус жизни, помочь расставить приоритеты. Чем бороться с окружающим вам негативом и постоянно впадать в разочарование, лучше воспользуйтесь возможностью проявить сочувствие, а еще лучше — помогите человеку перенастроиться на позитив.
Вырабатывайте антитела к стрессу: можно подобрать формы поведения, которые нейтрализуют негативный эффект чужого стресса. Не отвечайте на невербальные признаки стресса такой же кривой гримасой, приветствуйте своего коллегу улыбкой, кивните, демонстрируя, что вполне его понимаете — это придаст вам силу. В новой книге «Broadcasting Happiness» как раз и говорится о том, как перекинуть «питающий провод» и обойти короткое замыкание стресса. Зачастую исход разговора определяется первой репликой. Постарайтесь начинать телефонные разговоры не словами «Я занят», «Меня задергали», а вдохните, выдохните и спокойно скажите: «Как я рад вашему звонку».
Укрепляйте природный иммунитет. Лучшая защита от чужого стресса — стабильная сильная самооценка. Чем выше вы цените себя, тем с большей вероятностью почувствуете себя готовым справиться с любой ситуацией. Если же вы заметили, как действует на вас чужое настроение, остановитесь и напомните себе, что в целом все хорошо и что вы прекрасно сумеете разобраться, в чем тут дело. Один из лучших способов повышения самооценки — физические упражнения: выделяются эндорфины и мозг воспринимает их как сигналы торжества.
Делайте прививки: перед работой или перед тем, как отправиться к источнику стресса, делайте прививку. Например, начните утро с перечня трех вещей, которые вас сегодня порадуют, за которые вы будете благодарны. Вот речь на TED, где перечисляются основные навыки, помогающие защитить мозг от чужого негативного воздействия: 1) напишите за две минуты доброе письмо знакомому; 2) запишите три вещи, за которые вы благодарны; 3) потратьте две минуты на запись позитивного впечатления; 4) 30 минут делайте кардиоупражнения или 5) две минуты медитации
Источник: http://hbr-russia.ru/liderstvo/emotsionalnyy-intellekt/p16425/#ixzz4IBCEx4MC