Николай Коперник (1473—1543) был польским священником безупречной веры. Свой досуг он посвящал астВрономии. Скоро он пришел к убеждению, что Солнце является центром мироздания и что Земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца. Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна в русском переводе, как «Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях». Эта книга не была опубликована при жизни автора. Главная работа Коперника „Об обращении небесных сфер" была опубликована в год его смерВти (1543) с предисловием его друга Осиандера, в котором говорилось, что гелиоцентрическая теория была выдвинута только в качестве гипотезы. Книга была посвящена папе и не подверглась официальному осуждению католицизма до времен Галилея. Действительно, что было важно в его работе, так это развенчание представления о Земле как об особом геометрическом центре. В конечном счете, исходя из теории Коперника, становилось трудно признать за человеком космическую значимость, приписанную ему христианской теологией, но такие выводы из его теории не были бы приняты Коперником, ортодоксальная вера которого была искренней и который протестовал против взгляда, что его теория противоречит Библии.
Тихо Браге (1546-1601). После работ Коперника дальнейшее развитие астрономии требовало значительного расширения и уточнения эмпирического материала, наблюдательных данных о небесных телах. В отличие от Коперника, Тихо Браге был прежде всего виртуозВным наблюдателем астрономических явлений: усовершенствовал технику наблюдений и измерений и достиг высокого уровня точносВти; спроектировал и создал новые инструменты — более крупных размеров, более устойчивые и с улучшенной градуировкой. Но главное — он ввел практику наблюдения планет во время их движеВния по небу. Это было новым, выдающимся явлением в астрономии: все предыдущие астрономы проводили наблюдения только в тех случаях, когда планеты находились в наиболее удобных положениях.
К основным достижениям Тихо Браге следует отнести следующие:
А. В 1577 г. Браге, изучая движение одной кометы, приходит к выводу, что кристаллические сферы традиционной космологии, воспринимаемые как физически реальВные и предназначенные для перемещения планет, в действительВности не существуют. "По моему мнению, — пишет Браге Кеплеру, — сферы... должны быть исключены из небес. Движением комет четко доказано, что небесная машина — это не твердое тело, непроницаемое, составленное из различных реальных сфер, как до сих пор думали многие, но текучее и свободное, открытое во всех направлениях… ". Таким образом, материальВные сферы, от которых не мог еще отказаться даже Коперник, исчезали. На их место пришли орбиты, в нашем понимании — траектории.
мировоззренческие вывоВды из коперниканства. Они впервые были сделаны бывшим монахом одного из неаполитанских моВнастырей Джордано Бруно, личности исключительно яркой, смелой, способной на бескомпромиссное стремление к истине.
Сущность взглядов Бруно
1. Тождество Единого и Вселенной. В центре его философской системы — учение о Едином, которое совпадает с материВальной Вселенной. Единое одновременно есть и приВчина бытия, и само бытие вещей. Бруно писал, что Вселенная едина, бесконечна, она сама причина саВмой себя. Вселенная не сотворена: она существует вечно и не может исчезнуть. Она — не материя, ибо не имеет формы и не может ее иметь; она бесВконечна и беспредельна. В Едином совпадают единВство и множественность, минимум и максимум, конечное и бесконечное, прерывное и непрерывное.
2. Атомизм. Бруно отверг аристотелево понимание косной и инертной материи и оплодотворяющей ее формы. Материя в самой себе содержит все формы, она явВляется источником действительности. Она обладает не только реальным бытием, но и является вечным началом всего; в ней возникают новые формы после распадения и гибели старых. В своем учении о материи Бруно обращается к античной атомистике. Он вслед за Демокритом утВверждал, что имеется предел деления материи; суВществует нечто более неделимое, первооснова всеВго. Это атомы — основа всякого бытия. Их движеВние и сталкивание не является случайным; все подВчинено законам природы. А эти законы разумны.
3. Панпсихизм. От такого тезиса Бруно приходит к идее панпсиВхизма (всеобщего одушевления) и к понятию «миВровой души». Внутренняя способность материи к образованию новых форм именуется Бруно Душою мира. Главная способность мировой души — всеобВщий ум, который и является основной действуюВщей причиной. Бруно утверждал, что мир одушевВлен, и все природные тела в равной мере обладают сознанием.
4. Атрибутивность времени и пространства. В материальной Вселенной Бруно нет места пуВстоте, но есть пространство, как необходимое услоВвие движения материи. Оно изначально. Это не знаВчит, что оно предшествует материи во времени или в качестве причины. Оно является изначальным усВловием существования материи. Также Бруно высВтупает против существования времени вне и незавиВсимо от материи. Время он рассматривает как длиВтельность материальных процессов. А отсюда уже недалеко до выводов о том, что время и пространВство — суть формы существования материи.
5. Космология. В своей космологии Бруно целиком опирается на открытия Николая Коперника. Бруно отвергал замкнутую сферу звезд, центральное положение Солнца во Вселенной и провозглашал тождество Солнца и звезд, множественность «солнечных систем» в бесконечной Вселенной, множественную населенность Вселенной. Следующим важным положением, выдвинутым Бруно, был теВзис о бесконечности Вселенной. Он утверждал, что вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет соВбой все сущее, все бытие. Она вечна, никем не сотворена и не может исчезнуть. Бруно был сыном своего времени и поэтому бесВконечность Вселенной он все-таки связал с Богом. Именно проявлением божественной мудрости являВется бесконечная Вселенная. Здесь он отождествляВет Вселенную и Бога. Это и является выражением его пантеизма. Бог полностью совпадает с миром, отождествляется с ним, обитает во всех частях мира, в каждой отдельной вещи.
На костер инквизиции Бруно привело то, что он приписывал природе атрибуты, до того связывавшиеся только с Богом, и не отрекся от своих взглядов, так как считал их инспирированными (вдохновленными, внушенными ему) самим Богом.
****
Исходный пункт физики Галилея абстрактно-гипоВтетичен. Если Аристотель описывал действительные наблюдаемые движения, то Галилей — логически возВможные