Норвежский живописец Edward Munch (Золотая Классика)
Edward Munch (1863-1944), норвежский живописец, график, театральный художник. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Крога (1882-1883). В конце 1880-1900 Мунк работал во Франции, где испытал влияние П.Гогена, А. де Тулуз-Лотрека, В. ван Гога, в Германии и Италии. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием Х.Х.Йегера, А.Стриндберга, К.Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило его обращение к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло). С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло). Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, властная мать-смерть. Большинство картин Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В дальнейшем Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.