Без заголовка
15-12-2007 23:58
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
откуда пришёл стыд на землю никто не знает в -симпозионе- один рассказывает
что его научил стыдиться сократ по библии стыд явился результатом грехопадения
когда адам съел яблоко с дерева познания он устыдился своей наготы которая
прежде стыдной ему не казалась в обоих случаях стыд ставится в теснейшую связь
и зависимость от знания не знания как -удовольствие от чувственных восприятий-
а знания всеобщих и необходимых истин знание нудит человека -принять то самое
действительное- то есть -вещи которые не в нашей власти- оно же внушает ему
мысль что в этом принятии есть иногда что-то позорное постыдное когда киркегард
говорит о добровольной жертве в то время как ему нечем более жертвовать так как
у него было всё отнято он менее всего подозревает что невольно следует по стопам
нашего праотца сорвавшего яблоко прикрывает фиговым листом свою наготу наоборот
ему представляется что он делает большое огромное дело что он -спасает- свою
душу и помогает другим людям спастись но здесь то именно происходит то от чего
предостерегал лютер и нитше когда один говорил не следует человеку доверять
своим делам а другой что всё что ни делает падший человек все его дела не во
спасение ему а на погибель он решает что нужно жить в тех категориях в каких
мы мыслим и протягивает руку к дереву познания добра и зла плоды которого как
нам объяснил гегель становятся принципом философии для всех времён киркегард
ненавидел и презирал гегеля за несколько месяцев до своей смерти он заносит
следующую запись в свой дневник -гегель да будет мне дозволено на эллинский
лад сказать о нём как весело смеялись боги! бедный профессор проникший в
необходимость всего сущего и превративший вселенную в побрякушку...о боги!-
но отказаться от идеи что наша жизнь должна определиться нашей мыслью порвать
с сократом киркегард не мог никогда и даже в минуты крайнего душевного
напряжения как это видно сейчас не решался он променять lux rationis на tenebrae
fidei выражаясь языком лютера и оглядывался на сократа и вот что он об этом
таком пишет -когда страшно время идёт медленно когда очень страшно замедляется
и само мгновение когда же смертельно страшно время окончательно останавливается
хочешь бежать как можно быстрее и не можешь двинуть ногой хочешь пожертвовать
всё на свете чтобы купить только одно мгновение и тут же уясняешь что оно не
продаётся ибо это зависит не от чьей-либо воли или способности бежать а от
милости Божией- и что казалось бы что человек который испытал такое навсегда
утратит доверие к -делам своим- какие дела может делать человек для которого
остановилось течение времени который как спинозовский asinus turpissimus
заворожённый враждебной силой не может пошевелить ни одним своим органом
но именно в такие минуты киркегард вспоминал о сократе -с хорошим человеком
никогда не может случиться ничего дурного хороший человек и в фаларийском быке
не утратит блаженства- и если даже воля его парализована и он обречён на
голодную смерть меж двумя вязанками сена одно -дело- ещё остаётся можно ещё
воспевать fatum можно ещё и от себя и от всех людей требовать чтобы они в
ужасах жизни усматривали высшее блаженство ведь не только философия но и
христианство целиком сводится к Erbauung к назиданию
...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote