• Авторизация


Сектантство в России: истоки и способы борьбы с ним 30-03-2009 18:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (180x145, 35Kb)
- Здравствуйте! В студии ведущий Павел Паутов и священник Дмитрий Олихов — настоятель храма Иоанна Предтечи, ректор Омского духовного училища. Тема нашей программы — новый виток распространения сект в России и на территории Омской области в частности. Отец Дмитрий, многие склонны искать причину обращения людей к сектантским учениям в сложных жизненных обстоятельствах, социально-экономическом кризисе, например. Я напомню радиослушателям: в Евангелии от Матвея, когда заходит разговор учеников со спасителем о конце света, Иисус сказал им в ответ: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил Вас, ибо многие придут под именем моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Тогда, если кто скажет Вам: «Вот здесь Христос или там», не верьте, ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Разговоров о конце света много было на протяжении всех этих двух тысяч лет, а в связи с экономическим кризисом у людей внутреннее ощущение нестабильности увеличивается, и к ним, что называется, приходят на «помощь» новые религиозные миссии всех мастей. Вы, отец Дмитрий, склонны связывать с кризисом, с определёнными жизненными сложностями более мягкое, более лояльное отношение людей к сектантам?

- Знаете, тут, наверно, мы не должны говорить о кризисе как таковом. А должны рассуждать о некоторых кризисных ожиданиях, которые идут впереди собственно экономических событий, впереди общественных явлений. И вот в период этих кризисных ожиданий — а по подсчётам специалистов, в сложные периоды развития страны им могут быть подвержены до 60% граждан — активизируются и развиваются подобные явления, такие, как развитие сектантства. В такой период сектанты как раз имеют наиболее благоприятные условия для своей работы, то есть у них увеличивается поле деятельности, увеличивается количество людей, которые потенциально готовы, способны прийти на то или иное собрание, послушать того или иного проповедника. На последней пресс-конференции Патриарха, которая была в Калининграде, на вопрос о кризисе он довольно удивлённо ответил, дескать: «А что вы называете кризисом и что такое кризис вообще экономический с точки зрения Церкви, с точки зрения человека, который туда регулярно ходит?» Конечно, определённые сложности общество и каждый человек переживают. Это объективно. Другое дело, что эти сложности, наверное, не идут ни в какое сравнение с теми потрясениями, которые наша страна испытывала даже на протяжении последних 100 лет или, может даже, 50 лет. Взять Великую Отечественную войну. 27 млн. человек погибли, большое количество людей потеряло кров, жильё, разрушены были семьи — то есть прошло колоссальное социальное потрясение, но оно не стало смертельным для нашего общества и для нашего народа. Почему? Потому что наш народ жил тогда ещё, в большинстве своём, христианскими ценностями, и именно эти христианские ценности оказались спасительными для духовного состояния и вообще для выживания людей. Сегодняшнее общество, к сожалению, более подвержено этим колебаниям комфорта, скажем так. Почему? Потому что люди привыкли, что в магазине всё есть. К хорошему же быстро привыкаешь. Забыли уже люди, что ещё 20 лет назад в магазинах ничего не было, и это не приводило к каким-то, знаете, таким колоссальным потрясениям. Люди привыкли, что можно прийти, взять кредит, купить дорогую машину. И когда вдруг это оказалось чуть менее доступным — ведь и сегодня же всё есть, только чуть менее доступно — к сожалению, это приводит вот к каким-то шараханиям, каким-то брожениям внутри общества, внутри каждого человека. Безусловно, мы должны согласиться с нашим Предстоятелем, что ещё ничего, по большому счёту, страшного в обществе не произошло. Хотя, конечно, мы знаем, что некоторые люди потеряли работу, стали ограничены в средствах, но это не повод к отчаянию, не повод к тому, чтобы кончать жизнь самоубийством, например. Не повод к тому, чтобы идти на поклон к нетрадиционным религиозным объединениям. Почему человек не идёт на рынок труда в поисках работы, чтобы компенсировать потери? Сектанты к нему приходят, и он открывает для них дверь. Знаете, этот феномен, с одной стороны, достаточно сложен. Почему человек делает тот или иной выбор? С другой стороны, на него, наверное, можно ответить, потому что современный человек в большей степени имеет стремление получить сразу всё, в том числе и в духовном плане. Он встречает сектанта, он слышит первые слова «Бог тебя любит». Замечательно. Он слышит то, что Бог тебя спасет, что ты за 10 шагов там достигнешь Царствия Небесного, что ты все свои проблемы разрешишь. Ведь чем берут секты? Тем, что они говорят, что человек через какое-то время избавится от большинства, если не от всех, своих проблем земных, связанных с коммуникациями, с достижением какого-то карьерного роста, со своим нахождением места в жизни и так далее и тому подобное. У нас и без кризиса большое количество людей, к сожалению, не может найти своего места в жизни по разным причинам. Это поле деятельности для сектантов. Ведь мы должны понимать, что развитие так называемого общества потребления делает и возможным развитие сект. Потреблять ведь можно не только материальные блага, можно и духовные блага потреблять. И потреблять их легко, не работая над собой. Уже за два-три посещения какого-то проповедника сделаться избранным человеком, ведь это так прельщает. Поэтому, те, к сожалению, негативные в духовном плане явления в обществе, которые мы наблюдаем в самом широком смысле: пропаганда распущенности, пропаганда потребления, — они являются подпиткой, питательной средой для сектантства. Ведь сектантство, по сути дела, это же не богословие, это бизнес-проект. И этот проект успешно реализуют в том числе и наши омские секты.

- Проблему засилья нерелигиозных организаций в России мы обсуждаем с отцом Дмитрием, настоятелем храма Иоанна Предтечи. Отец Дмитрий, а есть статистика, сколько организаций в России, может быть, в Омской области на сегодняшний день действует?

В городе Омске зарегистрировано 23 конфессии религиозных, только зарегистрировано. Кроме того, мы знаем, что действуют незарегистрированные религиозные конфессии, ну, например, те же самые сатанисты. Мы знаем, что они есть, но, естественно, они регистрироваться у нас не спешат и не будут. 23 конфессии. Из них есть традиционные: в первую очередь это Русская Православная Церковь, мусульманство, лютеранство, иудаизм. Это то, что мы называем традиционными вероисповеданиями для жителей нашей области. Ну и порядка, соответственно, 15-16 нетрадиционных, можно сказать, новых религиозных объединений. И по сути, мы некоторые из них можем назвать сектантскими. Причём некоторые имеют по 15-16 приходов в нашем городе, другие одно место сбора, а дальше люди расходятся на следующем этапе познания по домам, квартирам, по закрытым собраниям, на которых присутствуют от 15 до 25 человек. И что там происходит, мы не знаем. То есть проблема эта сегодня достаточно серьёзна, и в условиях кризисных ожиданий сектантство — это один из наиболее динамично развивающихся бизнесов в нашем регионе.

- На чём делают деньги?

- Делают деньги на таком, знаете, подчёркнутом отношении к человеку, на несчастьях человека, на его слабостях. В некоторых сектах человек заполняет анкету и говорит, что его тревожит, в других распространено что-то наподобие исповеди, которая не забывается священником, как это в Православной Церкви, а эксплуатируется, записывается, и потом, если человек хочет выйти из подобной организации, его шантажируют. Это давно отработанный механизм. Человеку кажется, что он пришёл просто посмотреть, что он вполне адекватно и трезво смотрит на жизнь, что не собирается посещать. Но он должен понимать, что с первого шага попадает в поле деятельности профессионалов, которые получают деньги за то. Что они продвинут человека дальше. Он может это и не заметить, но на каждом таком общественном мероприятии, которое, кстати, часто проходят в домах культуры, муниципальных и ведомственных, человек окружён подобным воздействием. Здесь и так называемая бомбардировка любовью, и приём сендвича, когда с одной стороны к нему садится молодой человек, с другой девушка и начинают обрабатывать. Но эти собрания являются только первым шагом, подготовительной частью к тому, чтобы человек вошёл в секту. Там постоянно люди меняются. 5-7% новых людей каждый раз, до 10%. А дальше эти люди продвигаются на закрытые собрания, где происходит собственно обработка. Вы не поверите, может быть, но когда в одной из омских сект возник вопрос о том, что нужно приобрести новое музыкальное оборудование стоимостью 2 млн. рублей, деньги были собраны за неделю. Разве может сказать о себе что-то подобное Омско-Тарская епархия или какой-то её приход? То есть всё построено на выкачивании денег из человека. Если мы обратимся к темам проповеди в сектах города Омска, то увидим, что основная тема проповеди — это десятина. Каждый человек по Закону ещё Моисеевому должен 10% своего дохода жертвовать Богу, но, если вы зайдёте в православный храм, то нигде не услышите о том, что священник призывает к обязательному внесению десятины. Я служу уже почти 12 лет и ни разу на эту тему не говорил в проповеди и не слышал никогда, чтобы православный священник об этом говорил. Сложно людей заставлять жертвовать деньги. Время сложное, люди, наши прихожане, как правило, не богатые, и говорить о том, что они должны вносить деньги обязательно 10% на содержание храма, нам кажется некорректным. И кроме того православный, верующий человек, зайдя в храм, взяв свечку, заказав молебен, он и так жертвует на храм. А в сектах не стесняются. Хочу продемонстрировать вот такую бумажку, которая к нам попала из одной из омских сект. Она, правда, напечатана в Москве, тут московский телефон. На ней написано: «Собирайте себе сокровища на небе». И сбоку «Кесарю ты отдал, а Богу???» Причём бумажка выполнена в форме 500-рублёвой купюры для того, чтобы человек не ошибся с выбором размера пожертвования, а сзади на этой бумажке расписание христианских праздников. Причём интересно, что праздники написаны православные (Рождество, Сретение, Благовещение, Вербное Воскресение), но по старому стилю. Смотрите, сектантство — продукт протестантский, западный. Должно быть, наверное, по новому стилю, но нет, бизнес-проект требует того.

- Отец Дмитрий, вот вы упомянули только что о местах проведения этих мероприятий, говорили об образовательных учреждениях, учреждениях культуры. У нас не так много этих учреждений, частных, как правило. Они извлекают коммерческую выгоду исключительно на крупных мероприятиях либо на мероприятиях регулярных, и в их расписании нет сект. Значит, получается, это учреждения государственные и учреждения муниципальные. Почему там у нас появляются деструктивные религиозные организации, представители западных сект, иностранных государств, как легко они туда попадают?

- Это вопрос, который на самом деле меня мучает более 10 лет. Почему нетрадиционные религиозные организации попадают вообще в систему образования и почему, например, Русская Православная Церковь, которая предлагает сугубо традиционные системы воспитания, основанные на тысячелетнем опыте и которые, как мы знаем, не учат ничему плохому, с таким трудом добиваются того, чтобы в той или иной школе провести семинар, чтобы вести преподавание Основ православной культуры. Мы сегодня говорим уже о духовно-нравственном воспитании, даже слово «православная культура» мы часто не употребляем, а говорим именно о духовно-нравственном воспитании. Это, на самом деле, сложный вопрос. Омско-Тарская епархия имеет рабочие и совершенно замечательные отношения с Министерством образования Омской области. У нас заключено соглашение, в рамках которого порядка 200 школ Омска и области в той или иной мере реализуют программы православного и духовно-нравственного воспитания. Мы проводим мониторинг, материалы этого мониторинга публикуем. В школах происходит снижение или совсем прекращение дисциплинарных нарушений, возрастает успеваемость, родители и дети очень положительно реагируют на то, что им преподаётся духовно-нравственное воспитание и что школа, наконец, учит не только читать и писать, но и любить Родину. В этом отношении у нас налажен конструктивный диалог, и он, я уверен, будет продолжаться и дальше. Другое дело, что, к сожалению, некоторые руководители образовательных учреждений идут на поводу у сектантов и допускают их до общения с детьми, открывают двери своего учебного заведения, чтобы та или иная секта провела там своё мероприятие.

- Это материальная заинтересованность руководителей или недомыслие?

- И то и другое. Вот как произошло у нас недавно с детскими домами, коррекционными школами. Буквально 21 февраля, совсем недавно, мы узнаём, что ряд омских детских домов и коррекционных школ отдал своих детей, чтобы новая религиозная организация пятидесятников сводила их в цирк, причём мы стали выяснять, почему такое произошло. Выяснилось, что представители, или, как сами руководители новой религиозной организации нам пояснили, люди, сотрудничающие с их церковью, пришли в детские дома и просто предложили 50, 100, 150 билетов в цирк бесплатно, не представляясь, что они являются именно сотрудниками этой новой религиозной организации. Руководители детских домов и коррекционных школ, ни о чём не задумываясь, отдали подведомственных им детей. В результате через несколько дней на стенде у этой новой религиозной организации, расположенной в их церкви, появился фотоотчёт, где улыбающиеся дети в окружении их сотрудников посещают культурно-массовое мероприятие, но уже, обратите внимание, не в общественной организации, а в религиозной появилось. И когда мы начали с этим вопросом разбираться, нам как раз представители новой религиозной организации пояснили, что никакой религиозной пропаганды они не вели. Мы согласны. Сейчас они не вели. Но дети узнали в лицо представителей новой религиозной организации, доброго дядю, который завтра при выходе из этого детского дома примет этого ребёночка в свою новую религиозную организацию. Этот ребёночек будет тогда уже адептом, последователем нетрадиционной для России религиозной организации. Это безотказный прием. Есть, мы знаем, такие детские дома, которые на предложение построить у них детский городок бесплатно ответили отказом, то есть эти люди думают о том, что будет дальше с их детьми. Когда идёт в школу священник или верующий человек, представляющий тот или иной приход или Омско-Тарскую епархию, он не скрывает своей конфессиональной принадлежности. Батюшка идёт в рясе, он договаривается с директором школы о том, что будет проведено в рамках действующего соглашения — или беседа, или классный час, или, может быть, преподавание духовно-нравственной культуры. Но когда приходит сектант, представляющий общественную организацию, то здесь легче его пустить. Вот смотрите, ведь они приходят, представляясь не как религиозная, а как общественная организация. Они говорят: «Мы проведём в школе или в колледже беседу о вреде наркомании; давайте мы проведём беседу о любви». О какой любви? Может, о плотской любви. Мы не знаем. «Давайте мы бесплатно сводим куда-то ваших детей. Давайте мы что-то вам подарим». Вот когда что-то дают, особенно в наше сложное время отсутствия или недостаточного финансирования, это объективно. Ведь всегда хочется больше того, что есть. Недавно на состоявшемся круглом столе представители новой религиозной организации христиан «Евангельская вера пятидесятников» озвучили такие цифры, что около 40 учебных заведений Омской области они окормляют, причём назвали конкретные: торгово-промышленный колледж и колледжи №46 и №48. Вот мне бы хотелось посмотреть в глаза руководителям этих образовательных учреждений и задать им вопрос, а вообще знают они, с кем имеют дело? А знают ли родители этих детей? Или, может быть, они представились как общественная организация? А мы знаем, что некоторые руководители этих образовательных учреждений даже дают благодарственные письма этой новой религиозной организации за то, что они хорошо духовно окормляют детей. Возьмём наш замечательный Музыкально-педагогический колледж, который расположен на улице Лизы Чайкиной, 3А. В этом колледже Русская Православная Церковь не реализует ни одной из своих духовно-нравственных программ. Там не ведётся ни православная культура, ни программа духовно-нравственного воспитания, там не учат детей любить Родину, быть патриотами своей страны, не учат самопожертвованию по отношению к детям, но зато в этом колледже обосновались кришнаиты. Не так давно, 15 марта, там выступал известный гуру кришнаитский Торсунов, который регулярно приезжает в наш город, регулярно выступает в этом музыкально-педагогическом колледже. И не просто он выступает и читает лекции, а совершает там богослужения, омовения божеств, раздаёт освещённые яблочки и так далее. Вообще-то, извините, это противоречит даже закону об образовании. Ни одного раза Русская Православная Церковь в лице Омско-Тарской епархии не нарушает этот закон. Если где-то на селе директор школы, например, просит батюшку осветить школу, мы к этому подходим очень осторожно и говорим батюшкам: может быть, лучше не делать этого, потому что это всё-таки богослужение, хотя там не такое большое количество детей, родители все за, педагоги все за и директор. Но мы думаем, закон есть закон, разрешить это сделать или не разрешить. Здесь же без всякого опроса родителей, без всякого разрешения проводится элементарное богослужение. Что, наши будущие педагоги нуждаются в том, чтобы их просветили по кришнаитскому образцу, или они нуждаются в том, чтобы их всё-таки научили основам духовности и нравственности? Вот этот вопрос нам бы очень хотелось задать руководителю Омского музыкально-педагогического колледжа. Мы знаем ещё один факт: в одной из омских школ вместо урока химии были собраны дети, и без всякого разрешения со стороны родителей была в рамках урока проведена беседа с показом фильма о вреде наркомании. Наверное, это хорошо, но тем не менее по свидетельству детей это были настолько натуралистичные кадры с показом введения шприца, жизни этих наркоманов, что некоторые дети просто закрывали свои глаза. А что у нас недавно учинило управление исполнения наказаний? Оно просто заключило договор с новой религиозной организацией пятидесятников, в рамках которой в колонию «Морозовка» было поставлено оборудование спортивного инвентаря и других материальных ценностей на сумму более 300 тысяч рублей. Это показало омское телевидение. Я хочу напомнить, что Омско-Тарская епархия уже около 20 лет окормляет омские тюрьмы, у нас практически во всех тюрьмах есть храмы, в том числе в детской колонии «Морозовка» мы давно и успешно работаем. Там выпускается своя газета. Есть люди, которые окормляют этих несчастных заключённых. Я и сам несколько раз попадал на службы в эти тюремные храмы и принимал исповедь у заключённых. Поверьте мне, что эти люди подчас исповедуются гораздо более искренне, чем обычные миряне. Потому что они-то за свои грехи получают суровую расплату в отличие, может быть, от нас, имеющих другие грехи и не менее, наверное, тяжкие. Хочу задать вопрос нашим руководителям: чего им не хватало в сотрудничестве с Русской Православной Церковью, что они заключили договор с новым религиозным объединением пятидесятников? Наверное, 300 тысяч рублей.

- Завершая разговор этот, но открывая тему в нашей программе на будущее, отец Дмитрий, если у человека есть сомнения в том, что он делает и в том, с кем он общается, куда ему пойти? Даже в храме в большой праздник сложно иной раз отвлечь батюшку, когда тысячи людей пришли кто-то к исповеди, кто-то на службу. Как понять, как разобраться? Где и что прочитать? У кого-то нет доступа в интернет. У кого-то есть, и он там черпает ту информацию, которая с точки зрения Церкви и профессиональных врачей психотерапевтов вредна и наносит урон здоровью. Что делать такому человеку, который когда-то один раз, открыв дверь и улыбнувшись в ответ на улыбку представителя, например, мармонов, не знает, как от этого избавиться, как выйти из сложившейся ситуации?

- Сегодня люди не такие неграмотные, как кажется. Люди сегодня читают газеты. Да и кроме того, тема тоталитарных сект, нетрадиционных религиозных объединений ведь возникла не вчера и не позавчера. Она уже более 10 лет разрабатывается Русской Православной Церковью. В обществе сегодня сложилось очень чёткое позиционирование этих и подобных им религиозных организаций. Я думаю, что, по большому счёту, человек знает, куда он идёт. Вот мы общаемся с людьми, которые посещали или, может быть, сейчас посещают то или иное собрание, ту или иную нетрадиционную религиозную организацию. Они говорят: «Да, мы понимаем, что мы отдаём деньги непосредственно руководителям этой секты».

- То, что душу отдают, они понимают?

Вот про это они, наверное, не очень задумываются. Да, мы понимаем, что контроль за этими средствами не возможен, никто перед нами не отчитывается, но знаете, так бывает иногда приятно быть кому-то нужным, кем-то выслушанным, то есть элементарные какие-то человеческие проявления. Наверное, отсутствие любви в обществе ведёт к тому, что человек посещает нетрадиционные религиозные проявления, бесплатно там работает, даёт туда не 10%, а больше. Кто-то лишается квартир, кто-то приходит и говорит в своей семье: «Ты мне враг, я теперь ухожу из семьи». Кто-то говорит о том, что не нужно принимать присягу в армии и так далее и тому подобное. Естественно, эти адепты проводят политику этих нетрадиционных, а за ними стоят, мы это знаем, подчас иностранные спецслужбы. Мармоны — это просто люди, которые спонсируются. Совершенно открыто эта организация признаёт, что это практика для них, это своеобразная стажировка на территории стран — будущих врагов в военных конфликтах. Есть же такое устойчивое выражение: «Сначала приходит иностранный проповедник, а потом иностранный солдат». Действительно, люди приезжают ещё в студенчестве, нарабатывают навыки общения в аборигенной среде, навыки языка, вербовки. Потом кого-то удаётся завербовать через бесплатный английский, через какие-то беседы и так далее. Это многогранная деятельность — от сугубо экономической до политической и прямо разведывательной. Люди идут из-за дефицита общения, но, с другой стороны, любой священник православный всегда обязан выслушать человека, он обязан уделить человеку время. Вы не поверите, я прихожу домой, и у меня звонки до 10 часов вечера проходят. Хотя у меня и жена, и дети маленькие, но тем не менее приходится отвечать. Священник полностью посвящает свою жизнь людям, и он должен, и это и происходит в подавляющем большинстве случаев, уделяет внимание людям. Кроме того, сегодня существует у нас общественная организация, которая как раз занимается мониторингом, изучением деятельности нетрадиционных организаций — это Омское родительское собрание. Позвольте озвучить его телефон — 23-07-80. Расположена она в центре города. Там с большим вниманием, уважаемые родители, родственники и бывшие адепты нетрадиционных организаций, выслушают ваши звонки, ваши мнения. Может быть, у кого-то претензии, может быть кто-то попал в такую ситуацию, что подвергается шантажу, может быть, кто-то потерял своих близких в сектах. Эта общественная организация ещё сегодня малочисленная, она еще не встала на ноги, но там есть уже юрист и психолог. Они выслушают вас и попытаются дать вам квалифицированный совет с тем, чтобы помочь выйти вам из подобных нетрадиционных и тоталитарных организаций.

Я благодарю за эту беседу отца Дмитрия, настоятеля храма Иоанна Предтечи, ректора Омского духовного училища. Разговор на эту тему мы продолжим в следующих выпусках. Следите за нами в эфире «12 канала» и на радио «Серебряный Дождь» в Омске на частоте 106,2 FM. С Вами был Павел Паутов. До свидания. Храни вас Бог.

Программа «Прямая речь»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
оффтоп:
такое ощущение, что в Омске все друг другу родственники: жена Павла Паутова преподавала нам в госе политологию. а с нашим настоятелем они (с супругой П.Паутова) вместе учились на истфаке
27-04-2009-21:36 удалить
Вообще где про кришнаитов сказано, то они просто помещение снимали в колледже, а не проповедовали там насильно детям, как здесь это преподнеслось. Очень некрасиво, по-моему, со стороны вроде как духовных людей искажать факты в своих интересах.
28-04-2009-19:48 удалить
Если мы попадаем в место, где поклоняются Богу, мы должны думать: "Эти люди поклоняются моему Богу, но иначе, чем я. Мне трудно понять, как они это делают, однако, оказавшись здесь, я могу глубже оценить тот путь поклонения Богу, которым иду я сам. Бог только один. Нет двух Богов. Я приношу свои поклоны тому проявлению Бога, которому поклоняются здесь, и молюсь моему Господу в этом новом для меня облике, чтобы он усилил мою любовь к тому Его образу, которому я привык". Те, кто не следуют этому порядку, а вместо этого только критикуют другие форму поклонения Бога, демонстрируя ненависть, применяя насилие и проявляя злобу, никчемные глупцы. И чем больше времени они тратят на бесполезные ссоры, тем в большей степени изменяют цели собственной религии".
28-04-2009-20:01 удалить
Борода, ты чего быкуешь? пацаны детей водят в цирк, бесплатно колониям помогают... какая разница кто помогает колонии. если кто-то что-то жертвует, это уже хорошо. а руководство колонии должно было спросить: "вы пятидесятники, да? нет, нам от таких пожервование не нужно". так что-ли? Борода, ты гонишь, по-моему... не по понятиям, реально... да и что ты на кришнаитов наехал? поют песни душевные, угощают пирожинками, несут позитив. сами люди добрые и хорошие. вон Антон с Вадюхой чего только стоят...


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сектантство в России: истоки и способы борьбы с ним | omsk_orthodox - ОМСК ПРАВОСЛАВНЫЙ | Лента друзей omsk_orthodox / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»