Архиепископ Филипп (Ставицкий),
в 1937 году Омский и Павлодарский
ПОКАЯНИЕ
Святым Крещением Ты, Господи, возродил меня к новой, светлой, небесной жизни; Ты сделал меня
новой тварью (2 Кор. 5, 17).
Но что сталось со мною, когда стал я приходить в возраст? Что сделал со мною мир и похоть его?
Где та нетленная чистота, та небесная святость, в которую Ты, Господи, облек меня при Крещении? Где тот дивный дар, тот драгоценный талант, который Ты вручил мне? Где то богатство, то духовное сокровище, которым Ты наделил меня?
Одежду я осквернил грехом. Талант Твой зарыл в землю, как раб неразумный и ленивый. Богатство Твое, Господи, расточил, живя вдали от Тебя блудно.
Кто и что очистит меня? Как найти, как возвратить мне утерянное богатство мое?
Покаяние — вот что очистит меня и опять обогатит меня.
Согрешившим после Крещения нет иного пути к Богу, кроме покаяния.
Покаяние от всех грехов очищает, покаяние с Богом примиряет, покаяние богатство душе моей возвращает.
Нет греха, нет скверны, нет болезни и язвы душевной, которую бы не очистил и не уврачевал Ты, единый Врач душ и телес, ибо Ты, Господи мой, не только всемогущий Врач, но и безмерно милостивый Отец. В бездне Твоего непостижимого милосердия, как в необозримом океане, тонет самый великий грех, как ничтожная песчинка.
Ты спешишь ко мне с распростертыми отеческими объятиями, еще только решился я обратиться к Тебе с покаянием. Ты делаешь меня опять возлюбленным сыном Своим, наследником нетленного богатства Своего и вечной славы Своей.
Не буду же медлить, не буду малодушествовать.
К Тебе, всесильному Врачу, к Тебе, любвеобильному Отцу поспешу с язвами моими и верю, и знаю, что не буду отринут Тобою. «Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зрящи и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго» (Великий канон св. Андрея Критского).
И чем искреннее, чем глубже будет мое покаяние и сокрушение, чем больше будет устремление к Тебе, Господи, тем большей любви и благодати я сподоблюсь от Тебя.
Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47).
Поставлю себя пред зеркалом Твоих велений, Господи, и совести моей; тогда увижу всю нечистоту свою, все малейшие греховные пятнышки и язвочки. Рассмотрю всю свою жизнь и горько восплачу, восскорблю всей душой своей и в сокрушении воззову к Небесному Отцу моему:
«Прости, больше не буду оскорблять Тебя и губить себя; прости и дай мир Твой пренебесный мне, падшему».
С горькими слезами, с сердечным сокрушением открою совесть свою и все без утайки поведаю в Таинстве исповеди самому Богу в присутствии
свидетеля Его, духовного отца моего. И да будет это великое Таинство переломом в жизни моей, началом решительного исправления ее.
В том и суть покаяния, чтобы уже больше не возвращаться к прежним грехам. «Покаяться — это значит сознаться, раскаяться в грехах своих и уже больше не возвращаться к ним», — сказал один великий подвижник древности.
Буду очищать, обновлять свою душу, свою совесть как можно чаще. Буду каяться и исповедоваться не только в особо назначенное для того Церковью время, т. е. во все посты, но и всегда, когда почувствую, что совесть не покойна, не мирна, что душу гнетет что-то, что жизнь духовная расстраивается во мне.
Греховные навыки искореняются только учащенной исповедью.
Исповеданием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть ко грехам есть признак истинного покаяния — решимости вести жизнь добродетельную.
Буду каждый вечер, пред отходом ко сну, рассматривать прожитый мною день, как бы последний в жизни моей, и приносить Тебе, Создателю и Спасителю моему, покаянный вопль сердца моего, чтобы освободиться мне от плена греховного, легко и радостно следовать за Тобою и быть готову всегда к «доброму ответу на страшном судищи» Твоем.
__________
Цит. по: Светильник веры. М., 1997.