Это цитата сообщения
Город_Омск Оригинальное сообщениеЧетверг, 27 Ноября 2008 г. 21:13
Пойдем и узрим!
Празднованию Рождества и Богоявления в Православной Церкви предшествует сорокадневный пост, начинающийся со дня памяти святого и всехвального апотола Филиппа 14/27 ноября (по этой причине Рождественский пост называют иногда Филипповым). Хотя совпадение начала Рождественского поста с днем памяти апостола Филиппа, по человеческим понятиям, случайно, глазами веры возможно усмотреть в нем Промысл Божий.
Согласно евангелию от Иоанна, Филипп был одним из первых призванных Христом апостолов. На следующий день после призвания Андрея и еще одного ученика Иоанна Крестителя (имя которого не называется; вероятно, это был сам Иоанн) Иисус призывает Филиппа. Андрей пошел и позвал своего брата Симона Петра; так же и Филипп пошел и позвал своего брата Нафанаила. Этот эпизод так описан в Евангелии:
«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев грядущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинный Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1.43-51).
Этот рассказ очень типичен для Евангелия от Иоанна. Люди сначала встречаются с человеком «Иисусом, сыном Иосифовым, из Назарета». Они встречаются с Ним как с человеком, «о Котором писали Моисей в законе и пророки». Потом они делают следующий шаг. Они видят, что этот Человек не просто обещанный пророк и учитель, Он ― Помазанник, Христос, Мессия, Царь Израилев. Он ― Сын Божий. Он ― сам Бог в образе человека.
Все рассказы в Евангелии от Иоанна построены по этой же схеме. Мы видим это в повествованиях о расслабленном в купальне, самарянской женщине у колодца, слепорожденном, встрече Марфы и Марии с Иисусом у гроба Лазаря. Последовательность событий одинакова, и последовательность эта определяется не только
исторически, но и
духовно и
мистически.
Сначала мы должны встретиться с Иисусом как человеком. Мы должны узнать Его как конкретного человека, иудея, учителя, пророка. Мы должны увидеть Его как Дитя Марии, Сына плотника, назареянина. Потом в этой встрече, когда наши глаза уже отверсты, а сердце чисто, мы можем увидеть «больше сего». Мы можем узнать Его не просто как учителя, но как Учителя, не просто как одного из пророков, но как Пророка. Мы можем узнать Его не просто как одного из сынов человеческих, а как Сына Человеческого, пришествие Которого предсказал Даниил. Мы можем увидеть Его не просто как одного из сынов Божиих, а как Сына Божия, «от Отца рожденнаго прежде всех век». Мы можем узнать Его как Слово Божие воплощенное, как Образ Божий в образе человеческом. И наконец, мы можем увидеть Его как Самого Бога; не Отца, но Сына Отчего, божественного божественностью Отчей, посланного в мир для его спасения.
Первый шаг на пути Зимней Пасхи ― встреча с человеком Иисусом. Нас приглашают вместе с Филиппом и другими учениками «пойти и посмотреть». Если мы хотим пойти и посмотреть, то мы увидим. Как первые ученики, мы увидим «больше сего», больше того, что могли ожидать. Мы увидим «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Мы увидим Иисуса как нашего Владыку и воскликнем: «Учитель! Ты ― Сын Божий! Ты ― Царь Израилев!» И мы узнаем в Нем Того, Кто Он есть на самом деле. Но сначала мы должны пойти. Ибо если не пойдем ― не узнаем.
Из книги протоиерея Фомы Хопко «Зимняя Пасха»