Празднество в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа — престольный праздник города Тары
Глядя на фотографии г. Тары начала ХХ в., мы видим белые фрегаты церквей среди множества деревянных домов-суденышек. Они «плыли» в вечности на фоне облаков над Иртышем. Сейчас в Таре только один храм. Единственным памятником культового зодчества, описываемым советскими историками была Спасская церковь. В буклете А.Д. Колесникова и М.М. Хахаева «Памятники архитектуры и истории XVIII века Омского Прииртышья» (Омск, 1984) даны краткие сведения об этой церкви, самом старом каменном здании на территории современной Омской области.
Ранний этап истории города, в том числе и церковной, изложен в статье Г.Я. Цветковой «Город на речке Аркарке». В статье Н.Д. Зольниковой «Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии» есть справка о Соборной Успенской, Спасской, Богородицкой и Николаевской церквях г. Тары, сведения о наличии дворов, количестве жителей и деревень в приходах. В монографии Н.Д. Зольниковой «Сибирская приходская община в XVIII в.» посвященной проблемам Сибирской православной общины, использованы примеры по Таре. В газетных публикациях Я. Носкова «Построены тарскими служилыми людьми» говорится, что через 30 лет после основания Тары в 1624 г. построена служилыми людьми церковь Бориса и Глеба, а в 1627 г. — церковь Сретения, о которых рассказывает автор. В статье «Первые церкви города и уезда» он на основе архивных данных приводит исторические сведения о православных церквах: Бориса и Глеба, Сретения, Спасском мужском монастыре. С. Киселева в материале «От прошлого к будущему» рассказывает о Спасской церкви г. Тары, истории ее строительства. Большое внимание уделяет описанию икон, куполов. Имеется материал о современном состоянии церкви. Известный местный краевед А.А. Жиров в статье «Ностальгия по колокольному звону» рассказывает о судьбе тарских церквей. Им приведены ценные сведения о возведении церквей, их архитектурном облике. Автор пытается с позиций современности проанализировать взаимоотношения церкви с советской властью в 1920-е гг., уничтожившей многие архитектурные памятники.
Первой научной публикацией, посвященной церквям города, была статья «История храмов Тары как источник в изучении биографии города». События, связанные с передачей храма верующим и его реставрацией прослеживаются по прессе последних лет. В нашей статье предпринята попытка в максимально полном объеме отразить религиозную жизнь тарчан и такое яркое явление, как тарское барокко, рожденное экономическим расцветом города и творчеством местных мастеров.
Основным источником для изучения тарских церквей являются Метрики 1887 г. «для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах», хранящиеся в архиве Ленинградского отделения института археологии, ранее не привлекавшие внимание исследователей. Так же были изучены материалы Государственного архива Омской области, Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области. В таких изданиях, как «Омская епархия» К.С. Скальского и «Справочная книга Омской епархии» И.С. Голошубина имеется информация по истории городов и селений, количестве их жителей, географическом положении, торговле, предпринимательстве, учебных и медицинских учреждениях, отмечены достопримечательности и, конечно, описаны храмы, приходы, указано число раскольников, крещений и отпеваний, даны краткие биографические сведения о священниках.
Первым храмом Тары стала Успенская церковь, построенная в год основания города (1594 г.). А первой и самой почитаемой иконой —
образ Тихвинской Божией Матери, принесенный первым воеводой и хранившийся в воеводской канцелярии, а после её упразднения в Тихвинской кладбищенской церкви. Вскоре, из Москвы были доставлены иконы, богослужебные утварь и книги.
В начале XYIII в. в Таре были основаны женский и мужской монастыри. В описании города 1701 г. упоминаются Успенская церковь в городе, Никольская — во внешнем остроге, Параскевиевская в остроге и Спасская — в южной части посада, а также часовни во имя Софии Премудрости Божией, Сергия Радонежского Чудотворца, у Иртыша — во имя святого преподобного Медоса Чудотворца, вниз по Иртышу — во имя Всемилостивого Спаса. Все храмы были деревянными: на акварельном рисунке 1734 г. видно, что Успенская и Никольская церковь были шатровыми, а Пятницкая и Преображенская — клетскими. Строительство каменных церквей в Таре начинается во второй половине XYIII в. Возведение в довольно короткий срок 6 церквей и мечети в городе, население которого составляло всего чуть более трех тысяч человек, достаточно ярко освещает высокий уровень благосостояния жителей города. В Таре довольно долго была сосредоточена торговля с калмыками, бухарцами, кокандцами, а затем и с восточными странами, в основном, через Кяхту.
Приведем краткое описание церквей в хронологическом порядке: Спасская церковь (1753-1776) — возведена на средства прихожан, двухэтажная; Казанско-Богородицкая церковь (1777) — на средства купцов Нарпиных, одноэтажная; приписано 3 часовни: 1 каменная, 2 деревянные; Кладбищенская во имя Тихвинской Божией Матери (1784-1789) — возведена на средства купца Ивана Федоровича Нерпина, двухэтажная; Никольский собор (1771-1774) — на средства купца Иакова Перминова, одноэтажный, собор с 1832 г.; Параскевиевская церковь (1775-1825) — двухэтажная: по данным К.Ф. Скальского сооружена в 1831 г., тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его графом Ивличевым; Успенская церковь (1774-1792), до 1832 г. соборная — на пожертвования граждан, колокольня перестроена в 1842-1843 гг. на средства купца Федора Ивановича Пяткова. При описании храмов даты даны по архивным источникам.
Таким образом, мы видим, что большинство тарских церквей построены в последней трети ХYIII в., а основными жертвователями были купцы. Прекращение строительства культовых зданий является свидетельством экономического застоя.
Проанализировав фотографии
Спасского храма и обмерные чертежи можно предположить, что церковь возводилась по образцу. Вероятно, жители Тары решили устроить свою первую каменную церковь наподобие тобольской Михаило-Архангельской церкви (1745-1754). Мы видим почти одинаковое объемно-планировочное решение. Двухэтажная церковь состоит из храма с апсидой, трапезной и притвора с восьмигранной колокольней. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с куполочком и луковичной главкой на высокой шее. Тобольский храм отличают оригинальный архаичный элемент — всход — наружная лестница на аркаде с крышею на пилонах, а также более вычурные завершения храма и колокольни. Но основные декоративные элементы почти идентичны: угловые лопатки, полуколонки, перехваченные дыньками, «пламенеющие» очелья наличников первого этажа, ярусность венчающих элементов. На наш взгляд, очень важным является тот факт, что на втором этаже храма находился балкон (этот элемент ранее в литературе остался незамеченным).
Балкончики иногда встречаются в барочных церквях Урала и Сибири, например, в Михаило-Архангельской и Пятницкой церквях Тобольска, Петропавловской церкви Североуральска (Петропавловска). К сожалению, этот интереснейший архитектурный элемент был утрачен. Храм окружала ограда из фигурной металлической решетки на каменном основании и каменных столбах (фотография храма с оградой была мной обнаружена в фонде А.Ф. Палашенкова).
Из Метрики Спасской церкви мы узнаем, что её длина 15 саж., высота — 16 саж., ширина — 5 саж. 2 арш., кресты были восьмиконечные позолоченные. В нижнем храме иконостас был новый с колоннами, без резьбы, окрашенный белой краской, иконы были обведены позолоченными рамками; Царские врата — резные, вызолоченные, двухстворчатые с дугообразным завершением. В верхнем храме старинный деревянный иконостас, весь вызолоченный листовым золотом, с колоннами, капителями и карнизами, шестиярусный; Царские врата с резными вызолоченными решетками. Иконы были древнего письма в греческом стиле. С западной стороны верхнего храма были устроены хоры. Из ценностей отмечены серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 г., с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; «риза и фелонь золотосеребряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета...». Колоколов было 5, самый большой весил 30 пудов. Метрику составил священник этой церкви Павел Никулин, 62 лет, окончивший Тобольскую духовную семинарию.
В Спасской церкви находился
почитаемый образ Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, перед которым каждую пятницу читался акафист. В 1900 г. к храму было приписано 1262 прихожан, к нему была приписана деревня Лоскутова, (в 10 верстах от города). Священником, по-прежнему был протоиерей Павел Васильевич Никулин, имевший набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, ордена: Св. Анны 3-й степени и за 50-летнюю службу Св. Владимира 4 степени, наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и 2 медали в память императоров Николая I-го и Александра III-го. Псаломщиком служил Дмитрий Алексеевич Пырьев, 42 лет, уроженец Тобольской губернии, окончивший Ишимское духовное училище.
14 августа 1771 г. с благословения Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, была заложена
церковь во имя Св. Николая Чудотворца, освященная в 1774 г. Храмосдателем был тарский купец Яков Перминов. Он находился в нагорной части, близ спуска к речке Аркарке, при впадении её в р. Иртыш. Храм имел вид «корабля», в трапезной размещались 2 придела: правый — Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, левый — во имя Священномученика Харлампия. Высота церкви — 12 саж., длина — 18, ширина 5 саж. 2 аршина, высота колокольни 15 саж. Стены гладкие, по углам пилястры, над окнами и между ними сандрики. Завершение храма и колокольни в форме купола, над карнизом высокие волютообразные аттики с люкарнами в центре и декоративными главками по углам, над куполом восьмигранный фонарик с четырьмя окнами, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По углам трапезной и над алтарем главки. Над карнизом восьмигранной колокольни аттики. Венчают храм 9 круглых главок с резными восьмиконечными крестами. Иконостас главного храма старинный, четырехъярусный с резьбой коринфского ордера, окрашен зеленой краской, резьба позолочена. Иконостасы в трапезной трехъярусные, пилястры и капители его посеребренные, царские врата резные посеребренные. Хоры в главной церкви на среднем своде. Иконы старинного греческого письма в позолоченных и посеребренных рамах и ризах. В 1884 г. иконы в приделах были отреставрированы на средства тарского купца Федора Ивановича Щербакова. В храме хранились два серебряных напрестольных креста с частицами мощей святых и три Евангелия, 1735 и 1748 гг. издания. Из шести колоколов самый большой весил 108 пуд. 8 ф. и имел надпись: «благовестите день от дне спасение Бога Нашего. Лил в Тюмени Стефан Иванов Шмотин». Метрика была составлена протоиереем Семеном Михайловичем Софоновым.
В книге К.С. Скальского указано, что собор сооружен в 1783 г. тщанием купца Иакова Перминова. Приписная деревня Чекруша была в шести верстах, в ней была деревянная часовня во имя Св. Николая. При церкви была одно-классная церковно-приходская школа, в которой обучалось 30 мальчиков. Протоиерей С.М. Софонов, 69 лет, уроженец с. Викулово Тарского округа, окончивший Тобольскую духовную семинарию, имел набедренник, скуфью, бронзовый крест в память войны 1853-1854 гг., знак красного креста, камилавку, наперсный крест, орден Св. Анны 3 и 2 степени, Владимира 4 и 3 степени, медаль в память Императора Александра III и Николая I и библию от Св. Синода.
Следующей по времени сооружения была
Параскевиевская церковь. В метрике указан 1775 г. В Тобольском архиве 1891 г. в деле Тарского филиала ГАОО — 1791-1825 гг. М. Путинцева 1793-1825 гг., а у К.С. Скальского — 1831 г. По данным метрики она была построена прихожанами, по сведениям К.С. Скальского тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его, зятем графом Ивличевым. В 1856 г. с правой стороны церкви пристроили сторожку. Храм находился на горе, на месте Параскевиевского монастыря, существовавшего с 1624 по 1764 г. Высота 51 аршин, длина — 40, ширина 13. Как и другие храмы был трехчастным — алтарь, трапезная, колокольня. Храм имел ярко выраженную ярусную композицию, над двухэтажной основной частью возвышался огромный купол с перехватом, почти закрываемый огромными щипцовыми фронтонами, высокий восьмигранный барабан с окнами нес «главы в виде дули и вверху с яблочками». Пятиярусная колокольня имела подобное завершение. Пол в нижней церкви был чугунный, в верхней — деревянный. Иконостас нижнего храма был двухъярусный из кедрового леса с резьбой в стиле рококо, позолоченный червонным золотом, царские врата — створчатые с верхом в готическом стиле. В верхнем храме новый кедровый иконостас тоже в стиле рококо и позолоченный, шестиярусный, верх царских врат полуциркульный с изображением Пресвятой Богородицы. В старом иконостасе иконы старинного письма, в новом — нового. Метрика была составлена священником Иоанном Чукмасовым.
В работе К.С. Скальского указано, что в верхнем этаже церковь освящена во имя Святых и праведных Устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна. Приписная деревня Красноперова находилась в 12 верстах от города. Прихожан было 450 мужчин и 459 женщин. Протоиерей Иоанн Стефанович Чукмасов, 67 лет, уроженец г. Омска, окончил Тобольскую духовную семинарию, при церкви с 20 ноября 1868 г., имел бронзовый наперсный крест, набедренник, скуфью, камилавку, орден Св. Анны 3 и 2 степени, знак красного креста, наперсный синодальный крест и серебряные медали в память Императоров Николая I-го и Александра III-го.
Казанская церковь была построена в 1777 г. Храмосдатели купцы Нерпины. Церковь находилась в подгорной части, недалеко от Иртыша. Возведена в форме «корабля». Высотой 7 саж. — до купола, 8 саж. по купол колокольни, в длину — 12 саж., в ширину — 5 саж. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Над храмом восьмигранный купол, над алтарем пятигранная конха, над трапезной двухскатная кровля. В 1875 г. кровля обновлена на средства коммерции советника Иакова Андреевича Немчинова. Фонарь над куполом восьмигранный с окнами, пилястрами на углах, такой же фонарь на колокольне, с пояском или перехватом вверху. Главы — на куполе, алтаре, приделе и колокольне, кресты восьмиконечные. Арочные окна оформлены наличниками, в храмовой части в 3 яруса, верхний — из круглых окон. В трапезной с северной стороны престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В основном храме своды и стены украшены лепниной в виде зеркал с изображением цветов и лавровой перевивкой, также оформлены оконные проемы между нижними ярусами окон карниз из алебастра с узорами, наподобие цветочной резьбы, под куполом поясок в несколько обводок с бусинками и сухарями. Иконостас новый пятиярусный с колоннами и окреповкой, без резьбы, царские врата с полуциркульным верхом. В приделе двухъярусный резной иконостас. Иконы в византийском стиле. На стенах храма росписи — в простенках окон второго яруса масляными красками изображены 4 евангелиста в рост, над ними лепные изображения херувимов, в куполе изображения 8 архангелов в рост. В храме были старинная икона в киоте с изображениями Спасителя, Казанской Божией Матери, Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В церковном архиве хранился старинный синодик с надписью: «Помянник города Тары явленной во граде Казани Образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии храма приложен того города и прихода купцом Василием Дементьевым, сыном Медовниковым, 1778 г., подписан 1793 г. июня 12-го, в Троицын день». При церкви хранилась
резная статуя (8 вершков) Св. Николая Чудотворца в архиерейском облачении, с мечом в правой руке и церковью в левой. Колокольня была снизу квадратная, с середины восьмигранная. Из шести колоколов, 45-пудовый с надписью «Лит в Москве на заводе Дмитрия Пирякова», 24-пудовый «1781 года Тобольской губернии в город Тару лит сей колокол Казанской Богородице», 9-пудовый «Лит сей колокол в Невьянских детей покойного Действительного Статского советника Господина Демидова» и в 4 пуда 22 фунта — «Дворянина Николая Демидова». Составитель — метрики священник Петр Софонов.
В статье М. Путинцева указано, что знаменита Казанская церковь своими золочеными колоколами, которые золотил коммерции советник Иван Федорович Нерпин. В 1870 г. к ней была приписана старинная Георгиевская церковь. В 1900 г. в качестве приписных указаны 3 часовни: в церковной ограде деревянная, в честь Казанской Божией Матери; каменная, во имя Св. Георгия Победоносца, построенная на берегу р. Иртыша, от церкви в одной версте; деревянная, в честь Преображения Господня, за Иртышем, на заимке Нерпиной. Прихожан было 302 муж. и 327 жен., раскольников — 4 чел. Священник Петр Иванович Павлинов из с. Куликовского Тюкалинского уезда, 32 лет, окончил Тобольскую духовную семинарию, при церкви с 1889 г..
Тихвинская кладбищенская церковь, по свидетельству М. Путинцева была особенно почитаемой жителями Тары, так как в ней хранилась «драгоценная святыня древняя многочтимая икона Божией Матери, список с образа Богоматери, находящегося в Тихвинском Успенском мужском монастыре Новгородской епархии». Священник- краевед писал: «...Ко дню праздника Тихвинской Божией Матери (26 июня) сходится и съезжается в Тару множество народа из округов Тарского, Омского, Ишимского, Тобольского, Каинского (Томской губернии) и даже с линии Сибирских казаков. Многие иноверцы также благоговейно почитают Тарскую икону Тихвинской Божией Матери».
Церковь была заложена в 1784 г. и освящена в 1789 г. Строилась она на средства Ивана Федоровича Нерпина, а располагалась на кладбище, вблизи города. В 1875 г. к колокольне пристроили сторожку. Возведена была наподобие «корабля». Высота до крыши — 5 саж., колокольни — 10, длина — 8 саж. 2 арш., ширина — 3 саж. 2,5 арш. Над сводами фонарь. Окна продолговатые с прямыми перемычками. В верхнем храме на стенах лепные украшения. Иконостас в нижней церкви нового устройства, фон сургучного цвета, на нем позолоченная резьба, трехъярусный. Верхний иконостас четырехъярусный, старинный, весь позолоченный, царские врата резные с готическими верхушками. Иконы в византийском стиле. Многочтимая икона Тихвинской Божией Матери греческого письма размером в длину 1 аршин 3 вершка, в ширину 13,5 вершка, украшена серебряной с позолотою ризою в 25 фунтов.
Колокольня строилась одновременно с храмом, пирамидальной формы, с семью колоколами, отлитыми в 1784-1789 г. Метрику составил священник Александр Михайлович Шарапов.
В 1900 г. священником этой церкви был Петр Васильевич Софонов, 52 лет, уроженец слободы Викуловой Тарского уезда, окончивший Тобольскую духовную семинарию, имевший набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест. В аннотации к его фотографии в книге «Тарская мозаика» указано: «...рукоположен 27.11.1870 г. в священники Николаевской церкви Тарского округа. 20.7.1876 г. перемещен в Богородице-Казанскую церковь г. Тары. С 1.2.1877 г. по 1.9.1889 г. заведовал: Тарским тюремным замком (до 1887 г. бесплатно), Тарским домом призрения бедных, сиро-питательным домом. Был законодателем Тарских уездного училища и женской прогимназии. За заслуги в народном просвещении произведен в протоиереи... награжден... серебряной медалью в память Александра III».
Церковь в честь Успения Божией Матери, заложенная 15 августа 1774 г. с благословения Преподобного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, была освящена в марте 1792 г. Возводилась она на средства казны и частично на пожертвования. Находилась церковь в нагорной части города, близко к спуску к рекам Аркарке и Иртышу. Постройка была в форме «корабля», одноэтажная с приделом во имя Сергия Радонежского Чудотворца.
До 1832 г. была соборной. К высокой четырехсветной храмовой части примыкала трапезная, к ней притвор с двухъярусной восьмигранной шатровой колокольней. Церковь венчало пятиглавие на высоких световых барабанах, главки также были над алтарем, трапезной и колокольней. В храме было 54 окна — полуциркульных, из них 8 вертикально вытянутых люкарн. Главной достопримечательностью Успенской церкви был старинный иконостас в 9 ярусов, окрашенный в темно-малиновый цвет кармином, декор в коринфском стиле позолоченный. Царские врата резные, позолоченные с овальными верхушками.
Иконы старинного греческого письма, написанные через мещанина Калинина на средства купцов Ивана и Михаила Нерпиных. Эти иконы в 1875 г. переписаны в итальянском стиле ишимским мещанином Сергеем Багашевым на средства коммерции советника Якова Андреевича Немчинова. Одиннадцать икон помещены в позолоченные рамы, другие имеют серебряные и медные ризы, венцы и гривны. В храме, размещенном в трапезной, иконостас двухъярусный в первоначальном виде. В церкви находились Евангелия, напечатанные в 1703 и 1748 гг.
Колокольня, давшая трещину в 1826 г. была разобрана в 1832 г. и восстановлена по проекту губернского архитектора в 1843 г. на средства купца Федора Ивановича Пяткова. Из 6 колоколов 4 имеют надписи: «лит сей колокол в городе Тобольску в град Тару Собор Успения Матери Божией 1793 г. мастером Захаровым весу в нем 66 пуд. 30 ф.»; «лит сей колокол в городе Тобольску Дмитрием Захаровым 1801 г. весу в нем 21 пуд. 9 фун.»; на 3 и 4-м: «лит сей колокол... покойного Господина дворянина Григория Акинфеевича Демидова Завода». На колокольне были устроены металлические часы. Прибор в них был железный с прутьями с молотками для отбития четвертей, получасов и часов. Метрику составлял протоиерей Семен Михайлович Софонов.
В фонде А.Ф. Палашенкова сохранилась фотография фрагмента иконостаса Успенского собора, сделанная И.Н. Шуховым в 1927-м г. На фотографии запечатлены Царские врата, выполненные в технике ажурной пропильной резьбы. В центре врат находится круглая икона Благовещения, по сторонам от нее 4 овальные иконы Евангелистов. Врата фланкируют пилястры коринфского ордера. Слева нет иконы, и видно арочное окно. Справа прямоугольная икона Спасителя и над ней квадратная икона с коленопреклоненным святым и ангелом. Завершение врат имеет форму резной «короны». Выше икона «Тайная вечеря» сложной формы с резным картушем. Иконы третьего яруса прямоугольные. Иконы вписаны в тонкие рамы с пышной накладной резьбой в угловых частях, в нижнем ярусе, еще и по бокам. Перед иконостасом большое ярусное паникадило. К церкви приписана часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города.
Кратко охарактеризуем все тарские храмы: в них чувствуется влияние барокко, это проявляется в решении основного объема. Все церкви имели высокие колокольни, но у Параскевиевской она была пятиярусной с явными признаками классицизма, а у Успенской церкви завершалась шатровым шпилем и, вероятно, тоже была классицистической. Три храма были двухэтажными — Спасский, Тихвинский и Параскевиевский. Три были пятиглавыми, но главки по углам крыши имели чисто декоративный характер. Два храма имели оригинальные трехлопастные аттики, в Успенской церкви они напоминали щипцы. Ааттик-щипцы Параскевиевской церкви, возможно, имел уникальный для Сибири размер — он закрывал восьмерик под куполом храма. В декоре Успенской церкви использовались четырехлопастные псевдолюкарны, которые ранее украсили Спасский храм. Все церкви имели ограду.
Несомненно, что введение в научный оборот данного материала расширило представление о «сибирском барокко». Красота и изысканность культовой архитектуры города, умение выбрать достойный образец подчеркивает развитые эстетические представления местных жителей.
Как и все культовые здания России тарские церкви и молитвенные дома перешли в собственность государства по закону об отделении Церкви от государства. 10 ноября 1921 г. уездное Бюро юстиции зафиксировало отобранное у различных конфессий имущество. Были перечислены православные храмы: Никольский на ул. Советской (бывшая Никольская), Успенский на базарной площади (современная им. К. Маркса), Спасский на ул. Спасской (совр. ул. В. Куйбышева), Казанский на Немчиновской улице (современная ул. К. Либкнехта), Пятницкий у Пятницкого переулка (современная ул. Избышева), Тихвинский на городском кладбище (современный Комсомольский парк), католический костел на Спасской улице, мечеть на Немчиновской и синагога на ул. Свердлова (бывшей Александровской). В документе перечислено имущество церквей, например в Спасской церкви было 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. После национализации зданий и имущества общины вынуждены были в 1922 г. заключить договор на аренду своих церквей. Казанско-Богородицкая церковь в это время в договорах не упоминается.
Первой жертвой антирелигиозной государственной политики стал Успенский собор. В великолепном соборе, известном на всю Россию своим девятиярусным иконостасом, имевшем большое книгохранилище с редкими изданиями, древними грамотами и актами, комиссия отметила только колокола. 1 июля 1921 г. местными органами власти было принято решение передать храм общине из 106 человек. Но решение не вступило в силу, так как с прихожан потребовали собрать 8469 рублей на ремонт церкви, которые они не смогли внести. 12 марта 1926г. благочинный Тарских общин организовал собрание общин для ходатайства об аренде храма. Но комиссия, осмотревшая здание в июне 1926 г., пришла к выводу, что оно не подлежит ремонту, и вынесла вердикт о сносе собора.
Настоятель Тихвинской церкви Василий Михайлович Успенский на собрании духовенства Тарского округа (15.02.27) выступил инициатором создания окружного Благочиннического совета, необходимого для совместного решения вопросов об аренде храмов, организации диспутов и создания в Таре духовного учебного заведения. Это собрание было разогнано местными блюстителями порядка.
Вскоре выяснилось, что имущество храма расхищается, так как сторож вынужден уходить просить подаяние. В июне было объявлено о приеме заявок на оставшееся имущество от общин. Снос здания был утвержден постановлением Сибкрайисполкома № 38-116 от 28.09.27, по согласованию с органами Наркомпроса, через местные комиссии по Госфондам. Иконостас, дубовый крест, два колокола, дарохранительница, люстра и мебель были переданы в село Самсоново. Остальные вещи передали в Госфонд. Отметим что колокола с колокольни сбрасывали, предполагая отправить их в лом. Колокол с трещиной передали в Васис. 11 января 1928г. в газете «Советская деревня» появилась заметка, что у старосты Спасской церкви найдены старинные рукописи начала XYIII века об основании церкви. Вероятно, это событие подтолкнуло краеведа Черноголова выступить в прессе с инициативой создать в Успенском храме музей, объединенный с окружным архивом. Местные власти решили, разобрав собор, построить музей и архив, но вскоре отказались от этой идеи.
Пятницкая церковь, здание которой в 1926 г. оценили в 22000 рублей, а с имуществом — 23556 рублей, простояло до послевоенных лет, пока не было взорвано.
Образцом в выявлении методики идеологических «игр», ведущих к закрытию храмов являются документы о передаче
Никольского собора обновленцам. 20 июня 1935 г. Тарский окрисполком принял постановление о расторжении договора на аренду собора с тихоновской общиной, так как она не согласилась на совместное пользование зданием с обновленческой общиной. Вполне понятно, что в одноэтажном здании одновременно проводить службы двух конфессий было невозможно. Уже на следующий день председатель горсовета обязан был оформить передачу здания и имущества обновленцам. И все это в маленьком городе с множеством храмов. Конечно, староцерковная община оратилась с заявлением во ВЦИК к М.И. Калинину с просьбой о возвращении храма. В письме изложены такие факты: из пяти Тарских церквей только две были действующими, Никольская с тихоновской общиной и Спасская с григорианской. Обновленцы ранее занимали Тихоновскую церковь, но из-за малочисленности не смогли платить налоги и в 1933 г. церковь была закрыта. Из Москвы пришло указание тщательно проверить все факты.
Механизм закрытия храмов был традиционным: сначала «ликвидировать» священников, затем расторгнуть договор с общиной, потом закрыть храм, позднее его сносили. Так, священник Спасской церкви Павел Иеронимович Игнатьев (1864 - 1937) за период с 1920 по 1934 гг. 8 раз привлекался за «контрреволюционную деятельность». В 1934 г. после окончания ссылки приехал в Тару. Расстрелян в Таре 1 ноября 1937 г. по делу о тарском братстве. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. постановлением Президиума Омского облсуда. Подобная участь была и у других священников.
На основе дел омского государственного архива мы можем проследить историю закрытия и уничтожения некоторых храмов. Отметим противоречивость некоторых данных. «Статистические сведения о религиозных общинах за 1937 г.» гласят: церквей — 4, священников — 3, 1 церковь не закрыта, но не функционирует. Несколько позднее: Спасский собор, механически прекратил действовать с 1936 г., в нем размещен музей и архив, требуется капитальный ремонт; Пятницкая церковь, не занята, требуется кап. ремонт». «Дело о закрытии Пятницкой церкви в г. Таре» датируется 28.03.1933-17.05.1935, по-видимому, община оказывала активное сопротивление своей ликвидации, поэтому дело рассматривалось более двух лет. Дело о закрытии Никольского собора (07.01.1938-13.03.1938) было рассмотрено очень быстро, так как началось с телеграммы, в которой содержалась просьба о разрешении разобрать собор, потому что он мешал движению, а кирпич был нужен для строительства педучилища. 13 марта Никольский собор был «ликвидирован», здание было передано на культурные нужды. Отметим, что в общине состоял 301 человек.
Спасская церковь была передана на культурные нужды 24 июня 1938 г. Церковную ограду решили разобрать. Еще в 1935 г. была ликвидирована мечеть.
Дважды во время войны обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. Но, рассматривая заявления почти год, 14 октября 1944 г. уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом.
Во второй половине 1940-х гг. Спасский собор, по официальным данным, механически прекратил действовать, в нем размещались музей и архив, здание требовало ремонта. Пятницкая церковь была не занята.
Спасский собор, в котором размещалась спортшкола, был взят на государственную охрану как памятник республиканского значения в 1974-м г. постановлением Совета Министров РСФСР № Р 624. Через 4 года начался ремонт здания, а в 1979 г. в нем открыли краеведческий музей и картинную галерею. Поврежденная шаровой молнией колокольня была восстановлена в 1988 г. в искаженном виде. Вскоре храм передали верующим. Но ремонт середины 1990-х гг. выполнен с нарушением реставрационных принципов.
Таким образом, пять храмов были снесены, а в Спасской церкви до 1990 г. находился музей. «Успешно» завершив борьбу с религией, партийное руководство города лишило г. Тару, градостроительно-планировочной основы и лучших памятников архитектуры.
Для жителей города Спасский собор стал символом Тары, что отразилось в их творчестве. Вслушаемся в стихотворение Сергея Мальгавко:
Серебрится храм трижды крестами
И летит снег, отрочески свят,
Натянув нити между веками,
Снег идет, как и сто лет назад.
Слава Богу, что нет зданий выше,
Чем единственный храм вдалеке.
И так праведно светятся крыши
В просветленном насквозь городке.
Лебедева Н.И. Храмы г. Тары // Культурологические исследования в Сибири. Вып. 2. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. С. 25-38.