[180x240]
Эхо пребывания в Омске протоиерея Александра Миняйло
Протоиерей Александр Миняйло встретился со студентами ОмГУ
24 апреля ректор Уральского института бизнеса прот. Александр Миняйло совершил Божественную литургию в домовом храме при ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. По окончании Литургии настоятель храма священник Александр Алексеев на молитвенную память об омском университетском приходе вручил гостю небольшой писанный образ святой мученицы Татианы и попросил обратиться к прихожанам с проповедью.
После богослужения состоялась встреча прот. Александра со студентами Омского университета, в рамках которой батюшка рассказал о влиянии духовных законов на повседневную жизнь. Вниманию студентов также был представлен фильм, рассказывающий об организации обучения и о строительстве храма в Уральском институте бизнеса.
По материалам
сайта храма св. мц. Татианы при ОмГУ
Сообщение РИА «Омск-Информ» от 24 апреля 2009 года
Давать кредиты под проценты — большой грех
Вчера в Омске прошел круглый стол на тему «Духовно-нравственная экономика — новый тип хозяйствования в России в XXI веке».
Свой взгляд на экономику местным предпринимателям представил приехавший из Екатеринбурга отец Александр (в миру Александр Миняйло). По его мнению, рыночная модель экономика показала свою несостоятельность. По словам отца Александра, у России мощные природные ресурсы, которые сегодня практически никак не используются. Сорок миллионов гектар полей остаются незасеянными, — приводит он примеры, — шестьдесят процентов продуктов — импорт.
А потому необходимо пойти по другому пути экономического развития — духовно-нравственному.
«Духовно-нравственная экономика — это высший тип хозяйствования, — объясняет отец Александр, — при котором такие экономические категории, как собственность, финансы и так далее, рассматриваются с другой точки зрения — православной. Это значит, что между ними должна быть взаимосвязь — бизнес и стремление к любви и доброте. Так, например, давать кредиты под большие проценты — большой грех».
Как же перейти на новый тип хозяйствования? В первую очередь государству необходимо национализировать природные ресурсы страны, чтобы в дальнейшем получить карт-бланш от их продажи, — говорит Александр Миняйло. Что касается кредитов, то, по мнению священника, они должны быть либо государственными, то есть беспроцентными, либо выдаваться в обмен на услуги граждан.
Еще один рычаг, потянув за который можно поднять российскую экономику, — это крупнейшая программа по строительству индивидуального жилья. Для этого в том числе должно быть изменено и само земельное законодательство.
«Исполнилось тебе шестнадцать лет — иди в мэрию и получай свои десять соток земли, — рисует возможную картину отец Александр. — Необходимо также уменьшить налоги для таких землевладельцев».
Теоретическую основу предложенной модели экономики должны дать ученые, — подчеркивает отец Александр. Теория в дальнейшем должна быть изложена в учебниках и преподаваться в вузах.
К слову, подобная презентация программы выхода из кризиса отца Александра прошла уже в 12 российских университетах. «Не везде наши предложения были восприняты с восторгом, — признается автор, — однако где-то, наоборот, нашли самый живой отклик».
Последнее относится и к омским православным, которые сразу же подхватили идею священника из Екатеринбурга. На встрече с ним они предложили создать Союз православных предпринимателей, который, объединив усилия богоугодных бизнесменов, смог бы решать совместные проблемы — духовные и экономические. Прозвучало также предложение открыть собственную школу для детей православных бизнесменов.
РИА «Омск-Информ»
Сообщение РИА «ОмскПресс» от 25 апреля 2009 года
Духовно-хозяйственный рост
Участники круглого стола, который прошел накануне в библиотеке им. Пушкина, предложили ввести в школьный учебный курс новый предмет ― «Основы православной культуры». Основным докладчиком встречи стал ректор Уральского института бизнеса, доктор экономических наук и священник ― протоиерей Александр Миняйло.
Как сообщает служба новостей ГТРК «Омск», темой круглого стола стала «Духовно-нравственная экономика ― новый тип хозяйствования России в XXI веке», в нем приняли участие представители региональных министерств культуры, экономики, образования, промышленной политики, омские предприниматели и ученые.
Автор книги «Духовно-нравственная экономика» Александр Миняйло рассматривает проблему экономического кризиса с точки зрения православия и мечтает заменить современную модель общества потребителей обществом, живущим по духовным законам. А для построения хозяйствования нового духовно-нравственного типа предлагает пересмотреть базовые экономические категории ― труд, богатство, финансы и так далее. Александр Миняйло отметил: «Русская Православная Церковь уже давно нашла ответ. Во всем виноват сам человек. То есть если он будет духовно возрастать, он будет и создавать духовно возрастающее, нравственное хозяйство. А если он не возрастает ― поэтому и хозяйство такое».
РИА «ОмскПресс»
Программа «Прямая речь» от 28 апреля 2009 года
Основы духовно-нравственной экономики
— Сегодня у нас в гостях Александр Максимович Миняйло — ректор Уральского института бизнеса, протоиерей, доктор экономических наук, автор книги «Духовно-нравственная экономика». О ней мы и будет говорить. Как совмещаются эти два понятия — экономика и нравственность?
— Все дела человека могут быть нравственными и безнравственными. Если рассматривать, что человек произошел от обезьяны, то речь о духовно-нравственной экономике не стоит вести. А если мы будем рассуждать, что человек — это высшее Божье творение, которое состоит из плоти и крови, где первая часть подчиняется духовному, а вторая материальному, то в основе духовности — смирение. Это подлинное познание внутреннего я. Мы уже рождаемся с комплексом страстей, это своеобразное испытание. Человек пытается выйти на путь праведный, путь добра милосердия и любви. И если у него это не получается, то тогда ему требуется Иисус Христос. Если человек делает добро, то он и хозяйство создает соответствующее ему — духовно-нравственную экономику. В каждом экономическом акте мы должны видеть духовный смысл. Есть области, которые для духовно-нравственной экономики запрещены, например, производство табака. Одних пожертвования мало — бизнес должен быть социально ответственным. Главная целевая установка — это сближение с Богом, спасение. В переводе с греческого «грех» — это попадание мимо цели. Когда человек приобретает духовное зрение, он начинает видеть смысл жизни в спасении.
— Вы говорите о православии. А как быть другим? На Западе какая экономика?
— Мы наблюдаем противостояние русской и западной цивилизации, где все ориентировано на успех, технологии, технический прогресс, и мы говорим, что технический прогресс без Бога — это регресс. Западная технология формирует общество потребления. До 80% вещей, которые производятся в мире, человеку совершенно не нужны, он может обойтись без них. В основе русской, православной цивилизации лежит добролюбие. Возьмите русскую артель. Во главе было духовное стремление, это ведет к спасению. А западное общество, разжигание страстей ведет к погибели. Поэтому Запад в тупике. Например, Швейцария. Там, несмотря на высокий уровень жизни, самое большое количество самоубийство. Причина — в нравственной пустоте. За 600 лет капитализм получил убывание эффективности. Капиталист не доплачивал заработную плату, и процесс накопления капитала опережал процесс накопления заработной платы. Россия может развиваться по-иному.
— Законы рынка универсальны. Как они будут действовать в новой нравственной экономике?
— В духовно-нравственной экономике должно быть эффективное хозяйство. Прибыль — это не самоцель. Например, немцы ставят целью не максимизация прибыли, а устойчивость предприятия. Духовно-нравственная экономика может быть создана человеком не падшим, а духовно возрастающим. Богатство не отрицается, если оно заработано праведным трудом. Важно помнить, что богатство от Бога, человек только управляющий. Если человек несет социальную ответственность и вкладывает в это деньги, то он хороший управляющий. Мы сделали ошибку, что пустили в продажу землю. В Писании сказано: земля принадлежит Богу. Если мы пускаем в оборот, то идет удорожание. Сейчас мэрии нужно повысить налогообложение, она повышают кадастровую стоимость. Отсюда повышается себестоимость продукции. Второе. Наша продукция становится неконкурентоспособной. Потом появляются фирмы, которые перепродают эту землю. Есть опасность, при кредитовании в иностранном банке землю возьмут в залог, и тогда распорядителем земли будет иностранное государство. Разработаны хорошие программы по жилью, медицине. Молодая семья решила строить дом, а частный дом — это основа духовно-нравственной экономики. Человек — это личность, и у него должна быть собственность. Чтобы начать строить дом, молодая семья должна купить землю, и это является тормозом. Мы приехали к вам и обрадовались, увидев у вас в самом центре города такой храм! Низкий поклон вашему губернатору. Поэтому какая тут продажа земли? 16 лет исполнилось, приходи в мэрию — вот тебе 10 соток земли, строй дом. Этим мы закрепляем кадры, закрепляем человека на земле.
— Ростовщичество запрещено в православии. А что делать с банками, закрыть?
Деньги — это средство для производительности. Их должно быть столько, сколько нужно. А когда мы даем деньги в рост, деньги начинают делать деньги. Отсюда финансовые пирамиды. Банки должны быть или государственными, или не должны давать под проценты. Исламские страны опережают нас в этом — там запрещено давать деньги под процент.
— Сейчас как считается: чем ты предприимчивей, тем более наглый и больше можешь урвать.
Нет, я не согласен. Вот мы встречались с батюшкой. Он занимается агробизнесом. Люди у него идут с радостью на работу. Это колоссальное достижение. В мутном потоке повседневности мы сбились со своего родного пути. Нужен масштаб мышления, духовые ориентиры. Кризис — это суд Божий. Западная экономика в кризисе, а слава Богу, что мы еще во всемирной экономике не увязли, хотя нас толкают туда американцы. В свое время митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн говорил: «Народ польстился на лживые посулы построения рая на земле и поплатился потерей самосознания. И как следствие, разрушил государство, в основе которого стояло тысячелетнее православие». В кризисе виноват не президент или правительство, а сам человек. Поэтому Церковь говорит: начинай в себя.
— Готов ли сегодня человек отказаться от потребления? Мы не хотим жить от зарплаты до зарплаты, хотим иметь не одну машину, а вы предлагаете менять сознание.
— Мы говорим, что человек — это дух, душа и тело. Вот сейчас у человека дух думает одно, душа мечется между духом и телом, а тело наплевало на всех. Не изменив человека, мы ничего не создадим. Человек набрал кредитов, а теперь не знает, чем отдавать. Надо было думать раньше. Наша собственная экономическая мысль никогда не была на задворках. Что было при царствовании Николая II? Он предлагал реализовать такие проекты, которая ни одна страна в мире не могла реализовать. Строительство Транссибирской магистрали. В Санкт-Петербурге было 35 тысяч телефонов. Ни в одной столице нет такого количества. 50% яиц всего мира поставляла Россия. А сейчас мы 60% продовольствия и 70% лекарств закупаем.
— Можно ли с помощью либеральной политики выйти из кризиса?
— Например, Япония брала все новейшие технологии, но она не изменила традиции. Важно не то, какой механизм ты используешь, а важна целевая установка.
— На ваш взгляд, наметились ли какие-то положительные тенденции?
— Когда мы отходили от своей веры, культуры, мы терпели фиаско. Как только мы выходим на свою веру, все становится лучше. У нас 80% православных. Я не исключаю другие народы. Наоборот, под белого царя просились другие национальности. Ни один народ не исчез. Надо воспитывать молодых людей в духе патриотизма, любви к семье — и все изменится.
— Чтобы перейти к новому типу хозяйствования, нужен прорыв или постепенный переход?
— Нужен духовно-нравственный прорыв. Нам нужна сильная независимая Россия. Нам нужен труд.
— Как воспринимают ваши лекции?
— В Омске я встретил благородную публику. Народ здесь очень благородный и волевой.
«Прямая речь»
Омский деловой еженедельник «Коммерческие вести» от 29.04.2009
Александр Миняйло, ректор Уральского института бизнеса:
«Мы сбились со своего жизненного пути, став на чужеродный путь развития экономики и стали зависимы»
В библиотеке им. А.С. Пушкина 23 апреля в рамках круглого стола «Духовно-нравственная экономика — новый тип хозяйствования России в XXI веке» с докладом выступил протоиерей, доктор экономических наук, профессор, академик, ректор Уральского института бизнеса Александр Миняйло. Докладчик рассказал о причинах кризиса, человеческих ценностях, каким должен быть облик предпринимателя и истинном пути развития страны.
«КВ» публикуют самые интересные места из доклада:
«Инновационная экономика нам не поможет».
Сейчас разразился экономический кризис. В чем причина? Ответ давно найден Русской Православной Церковью. Человек является причиной своих бед. Народ польстился на лживые посулы построения рая на земле. Наша страна поплатилась еще и потерей самосознания. Мы потеряли православные корни, отошли от нашей культуры и традиций. Кризис в переводе на русский язык — это суд. Суд Божий. Необходимо понять, что мы неправильно живем. Кризис также можно рассматривать как переход одной экономической системы в другую. Сейчас наша страна находится на развилке и не знает, куда направить стопы. Либо мы будем привержены либеральной рыночной экономике, либо пойдем по другому пути. Кризис показал никчемность рыночной модели экономики. Наши верховные власти говорят, что попадание России в мировую экономику — это хорошо, но, с другой стороны, если бы мы не попали, может быть, и не испытывали этого кризиса. Американцы активно производили эмиссию доллара, сейчас примерно 10-12% экономики зиждется на этой эмиссии. Задача президента Обамы заключается в том, чтобы ликвидировать избыток доллара, тогда начнется рост экономики. Ему потребуется на это примерно полтора года. Но учитывая, что он это будет делать постепенно, понадобится три-четыре года. Есть надежда, что через это же время начнется подъем и в нашей экономике. Американцам понадобиться наше сырье. У нас сейчас делают ставку на инновационную экономику. Возникает вопрос: а что, на Западе не было этой экономики? Инновационная экономика нам не поможет. Мы должны пойти совершенно по другому пути.
Иной путь
Есть другой путь к высшему типу хозяйствования, который мы называем духовно-нравственной экономикой. Это православный путь. Человек должен стремиться к святости, доброте, любви, потому что без православной духовности нельзя создать совершенное хозяйство. Ученым еще нужно дать теоретическую основу этой экономике. В вузах необходимо преподавать не только американскую модель экономики, но и говорить о своем пути, чтобы готовить новое поколение, мыслящее по-новому.
Проблему кризиса необходимо решать с помощью постановки социальных задач. Должен быть другой тип расселения. В индустриальную эпоху мы построили многоэтажные бараки, где человек рождается в захламленном подъезде и умирает. А человек — это личность. Он должен иметь свое хозяйство, индивидуальный дом. Поэтому необходимо развивать программу индивидуального жилья.
Вопрос урбанизации не решен до конца. Незаселенная земля не должна пустовать. Есть опасность, что, имея такую огромную территорию, но не имея определенного количеств населения, можно ее потерять. По прогнозам великого Менделеева, в это время в России должно было жить 300 млн человек. Представляете, какая это была бы страна?
У России есть иной путь, который может быть использован. Если посмотреть ее экономическое положение до 1913 года, то мы увидим, что у страны были колоссальные успехи. Наша страна была единственным в мире государством, которое приближалось к автархии, обеспечивая себя всем необходимым. При Николае II население составляло 140 млн человек. Всех чиновников и полицейских на всю страну было 300 тысяч, а сейчас только одних федеральных чиновников имеем 1 млн. Вот где резерв. Россия производила хлеба больше, чем вместе взятые Аргентина, США и Канада, 50% яиц в мире поставляла наша страна. При царе 1, 5 тыс. верст железнодорожного полотна строилось ежегодно, а какой был прирост населения. Та страна, которая обеспечивает прирост населения, обеспечивает себе успех в развитии экономики. По западным оценкам, при таких темпах экономического развития Россия к 50-м годам прошлого века вышла бы на первое место по благополучию.
«Дайте русскому мужику 12 соток и за 20 лет застроим всю Россию»
Мы наблюдаем как бы противостояние двух цивилизаций. В основе западных цивилизаций лежит техпрогресс, который без Бога является регрессом. Раньше крестьянин запрягал одну лошадку и добирался до нужного места за 15-20 минут. Сейчас наш бизнесмен запрягает 150 лошадиных сил, но попадает в пробку и стоит полчаса. По крайней мере, у нас, в Екатеринбурге. Вот вам и прогресс. В конечном счете, западная цивилизация — это общество потребления. К примеру, там производят тушь, которой пользуются все женщины. А зачем изменять свой образ, это же грех. Или сейчас все набросились на джинсы. Коровьи штаны. Даже женщины их носят, тем самым выполняя западную программу по развращению русского человека. А что по этому поводу написано в Библии? Человек, изменяющий одежду, выступает мерзостью перед Богом. Вы представляете себе? У русской цивилизации во главе находится духовный смысл жизни, для русского человека — главное добролюбие, стремление к божественной любви. Нам сейчас навязывают образ западной цивилизации, но на генетическом уровне наш народ его не приемлет. Мы сбились со своего жизненного пути, став на чужеродный путь развития экономики и стали зависимы. Вы представляете, мы закупаем 70% лекарств, завозим 60% продовольствия, имея при этом огромные территории. Ну, дайте русскому мужику 12 соток, и за 20 лет мы застроим всю Россию.
Задача церкви — воцерковление народа, нашей молодежи. А задача высшего образования — донести до молодежи то, что дает РПЦ. Здесь мы сталкиваемся с проблемой образования. Все предметы, которые преподают в вузах, должны быть напитаны духовным смыслом. Если мы преподаем экономические предметы, то должны смотреть, какой в них духовный смысл. Ванечка, ты продаешь американские джинсы, а какой духовный смысл заключается в твоей работе? Ведь своими действиями ты подрываешь русские традиции и устои. Наша задача заключается также в подготовке преподавателей новой системы хозяйствования, духовно-нравственной экономики.
«Мы создали ростовщическую экономику, когда деньги делают деньги»
В духовно-нравственной экономике соединяются несколько экономических категорий. Во-первых, труд. Это все то что, что соединяет человека с Богом, когда он молится. В этом случае он становится свободным. Во-вторых, земля. Она не должна продаваться, так как не принадлежит нам, она принадлежит Богу. К чему приводит продажа земли? Появляются фирмы, которые занимаются ее перепродажей, что ведет к удорожанию. Например, два года назад Уральский институт бизнеса за аренду земли платил 15 тысяч рублей, а сейчас 150 тысяч рублей. Земля должна быть для всех. В-третьих, финансы. Мы создали ростовщическую экономику, когда деньги делают деньги. Их должно быть столько, сколько необходимо, чтобы у предприятия были оборотные средства. Должна быть производительная экономика. И отсюда банки жируют, давая деньги под проценты. А в Библии написано, что давать деньги — это грех. А представьте, если бы банки давали бизнесу беспроцентные кредиты, как бы рванула экономика? Нужно менять всю систему: или банки должны быть государственными, или брать плату только за услугу. В-четвертых, богатство. С православной точки зрения, это дань Божья. Человек — только управляющий богатства. Важна его целевая установка. Если ты тратишь деньги на помощь бедным, церкви, живешь скромно, но в достатке, то ты хороший управляющий. В-пятых, собственность. Это знания человека, а не дом, машина, костюм. Последняя категория — конкуренция. Внутри страны не должна быть конкуренция. Мы ей противопоставляем соборность.
Эти категории рассматриваются в духовно-нравственной экономике. Конечно, их нужно осмыслить, они не претендуют на целостность и подвержены дискуссионным вопросам. Когда модой человек думает заняться бизнесом, то важно, какая это категория бизнеса. Если врачебная деятельность, то это благотворное дело. Если производство и продажа американской жвачки, то это не приведет к добру. Предприниматель будет нарушать законы Божьи, и его деятельность в конечном счете не принесет ему успеха. Что касается налогов, то их нужно платить. Все. Укрывание от налогов — это неправедный путь.
Что делать
Если бы государство национализировало все природные ресурсы, то получило бы карт-бланш от их продажи. Это было бы большим стимулом для развития совершенно иной экономики.
Необходимо развернуть широчайшую программу строительства жилья для народа, отсюда должно быть изменено законодательство о земле. Исполнилось человеку 16 лет, он приходит в мэрию и получает 10 соток земли. Налоговая система в большей степени также должна быть изменена. Те фирмы, которые строят жилье, должны облагаться пониженными налогами.
Жилищная программа станет хорошим стимулом для развития экономики. Та же бабушка отдаст последние деньги на жилье своему внуку. В сельском хозяйстве должен соблюдаться паритет цен. Если раньше за тонну зерна можно было купить 6 тонн ГСМ, то сейчас все наоборот. Но ведь зерно сложнее произвести. При таких ценах сельскому хозяйству не подняться на ноги.
«Коммерческие вести»
См. также:
http://www.liveinternet.ru/users/omsk_ortodox/post100505677/
http://www.liveinternet.ru/users/omsk_ortodox/post101093850/
http://pravoslavie-omsk.com/content/view/746/34/ (фото)