(В. Ремизов «Вечная мезлота»; Владивосток, «Рубеж», 2021)

Тут впору будет спросить следом за фольклорным северным жителем: человек, ты зачем, однако, приходил? Ремизов не отремонтировал изношенные жанровые шаблоны. Даже не потрудился отмыть клише от многолетней плесени и паутины. В особенности это касается лагерной составляющей. Здесь все до боли родное, знакомое еще по «Детям Арбата»: и восторженный комсомолец, которому жизнь поубавит оптимизма, и чекистская подстилка – стерва высшей квалификации, и безвинно пострадавший интеллигент. И даже такая замшелая банальность, как злой и добрый следователи, идет в ход без признаков реконструкции. Насчет болтов в томате – и оно сотню раз читано у патриархов соцреализма, не у скучнейшего Колесникова, так у скучнейшего Кожевникова. Всякоразные этнографизмы тоже попадались в избытке – что у Астафьева, что у Распутина, что у Михаила Тарковского. Одолевать 45 (!) авторских листов, чтоб узнать, что копченая стерлядь лучше баланды, – пустая трата времени.