Это цитата сообщения
NADYNROM Оригинальное сообщениеОбраз женщины в искусстве прерафаэлитов: Джейн Берден-Моррис
[350x452]
[350x451]
Джейн Берден, воплощение идеала прерафаэлитов, родилась 19 октября 1839 года в Оксфорде. Ее отец Роберт Берден был конюхом на извозчичьем дворе, расположенном по адресу Холиуелл-стрит, 65, а неграмотная мать, скорее всего, работала прислугой. Семья жила в одном из многочисленных небольших стандартных домов города.
Джейн не отличалась традиционной красотой, но притягивала внимание как раз своей непохожестью на других. Она была высокой, смуглой, стройной. С длинной шеей, густыми темными бровями и копной густых черных вьющихся волос. Ее как будто окутывала атмосфера таинственности.
В октябре 1857 год Джейн со своей сестрой Елизаветой пошла на выступление театра Драри-Лейн, где девушку заметили Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, которые входили в группу художников, писавших фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн была моделью для королевы Гвиневры у Россетти, потом она позировала Вильяму Моррису для картины
«Прекрасная Изольда» ( ее еще называют "Гвинервой").
[517x700]
Встреча с Джейн потрясла Россетти, и он сразу же прозвал ее «Красавица». Художник увлекся своей новой моделью, но чувствовал свои обязательства перед Элизабет Сиддал, здоровье которой уже начало ухудшаться. А вот его близкий друг Вильям Моррис сделал девушке предложение, которое она приняла.
Венчание состоялось с 26 апреля 1859 года в церкви Святого Михаила в Оксфорде. Поначалу супруги жили в «Красном доме», расположенном в Бекслихефе (Кент). В этом браке Джейн родила двух дочерей – Джейн Алису (Дженни) в 1861 году и Мэри (Мэй) в 1862 году.
В 1860 году две пары молодоженов, чета Россетти и чета Мориссов, проводили большую часть времени вместе. После смерти Элизабет Сиддал увлечение Россетти Джейн возобновилось, и в 1865 году он сделал серию ее фотографий в саду возле их дома. Многие из этих фотографий дошли до наших дней, и позволяют нам увидеть, как реальная Джейн Моррис выглядела в то время, и дают возможность сравнить «живую» Музу с теми ее стилистическими портретами, которые писал Россетти. А он рисовал ее постоянно!
[350x512]
[350x397]
[350x412]
[350x352]
В конце 1860-х одержимость Россетти Джейн возросла и даже переросла в страсть. Апрель и Май 1870 года они провели вдвоем в коттедже в Сассексе.
В 1871 году Россетти и Вильям Морриссом был совместно арендован коттедж Келмскотт Мейнор, расположенный на границе Оксфордшира и Уилтшира. В июле того же года Моррис привез Джейн в Келмскотт Мейнор и уехал, оставив свою жену наедине с Россетти. Сам Моррис был сильным, темпераментным и энергичным мужчиной, горячо любившим супругу. Но он допускал ее роман со своим близким другом, так как не хотел видеть Джейн несчастной и, как убежденный социалист и идеалист, не считал ее своей собственностью, давая право самостоятельно делать выбор.
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался гиперчувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним.
Однако в 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела окончательно погубить собственную репутацию.
В это время сам Моррис сдружился с Джорджианой Берн-Джонс, которая также как и он была несчастна, потому что у ее мужа завязался роман с Марией Замбако. Возникали предположения, что их дружба оставалась не только платонической.
А Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев.
В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. К тому же серьезно заболела старшая дочь Мориссов, и ее болезнь свела обеспокоенных родителей снова вместе.
Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти в 1882 году.
В 1884 году на приеме, который устраивала ее близкая подруга Розалинда Говард, Джейн встретила поэта и политического активиста Уилфреда Бланта. Между ними сразу же возникло влечение, и любовная связь продолжалась до 1894 года. Однако и после разрыва они остались близкими друзьями.
Когда Блант спросил ее о Россетти, она сказала: «Если бы вы знали его, вы бы полюбили его, и он бы полюбил вас – все, кто знал его, были увлечены им. Он был совершенно не похож на всех других людей».
[535x700]
Эвелин де Морган. Портрет Джейн Моррис
Вильям Моррис умер 3 октября 1896 года. Джейн Моррис умерла 26 января 1914 года в Бате, где она жила в доме по адресу Брок-стрит 5.
До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения, Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом миссис Хиггинс из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Источник
А такую Джейн Берден-Моррис донес до нас Данте Габриэль Россетти:
Сэр Ланселот в покоях королевы
[670x496]
La Donna Della Finestra
[492x574]
La Donna Della Finestra
[489x700]
La Pia de' Tolomei
[670x626]
Сирийская Астарта
[422x700]
Дневной сон
[421x700]
Голубое шелковое платье
[442x550]
Марианна
[547x700]
Прозерпина
[295x700]