В Амстердаме прошел удивительный концерт Юрия Шевчука. Он есть на ю-тубе, кому не лень, гляньте. https://www.youtube.com/watch?v=SxnaWuKh7pA Я бы назвал это прощание с Родиной. Нам же, похоже надо прощаться с эпохой. Очень горько всё это. Теперь его точно везде "забанят", как и Аллу Пугачеву, Андрея Макаревича, Бориса Гребещикова, Максима Леонидва, Валерия Меладзе, Чулпан Хаматову, Дмитрия Назарова.
Когда-то так поступили с Рахманиновым, Шаляпиным, Набоковым, Буниным, Барышниковым, Нуриевым, Годуновым, от этого они стали менее гениальными? Отнюдь!
Россиянам кажется, что отстаивание своих прав ставит политику в центр их жизни. Большинству жителей страны хочется оставаться «вне политики», решать только свои личные проблемы и не привлекать к себе внимания государства, говоря о несправедливости.
«Качание прав» в России — это занятие активного меньшинства, которое обладает необходимыми материальными ресурсами для такой деятельности. Это справедливо для многих обществ — но в таких, где государственная политика построена на консервативной мобилизации перед лицом вымышленных угроз и врагов, любые призывы к коллективному действию лишь обостряют накопленное раздражение. Социологи объясняют, что часть россиян готова ситуативно высказываться по острым и резонансным проблемам — обычно таким, которые превышают привычный уровень несправедливости. Например, они могут выйти на протест, поддержать финансово или выразить недовольство в социальных сетях. В долгосрочной перспективе эта готовность резко снижается. Россияне хотят, чтобы от них никто ничего не требовал. Россияне устали от постоянных требований к себе — и реагируют на раздражающее их поведение саркастическими замечаниями. В том числе при помощи выражения «хватит качать права». Впрочем, это не значит, что жители страны на самом деле презирают всех, кто защищает свои или чужие гражданские и политические права вопреки усилиям пропаганды.
Схожее отношение к «качающим права» прослеживается и в истории СССР. Высокий уровень политизированности общества вызывал у советских граждан желание жить своей жизнью — и иметь возможность не связывать свою повседневность с очередным «обострением классовой борьбы». Современное российское общество снова подходит к той же черте: от граждан с каждым днем требуется все больше единомыслия и все больше чуткости в определении тех, с кем можно разговаривать на те или иные темы. Повышенная раздражительность россиян проявляется и тогда, когда от них требуется занять четкую позицию в каком-то политическом вопросе: по отношению к полномасштабной войне в Украине, военным преступлениям, Кремлю, преследованию инакомыслящих, дискриминации ЛГБТК-людей и так далее. Кажется, такая эмоциональная реакция — это проявление одного из самых тяжелых симптомов раскола российского общества, отсутствия эмпатии к «своим» при полном недоверии к «чужим». Вероятно, раньше этот раскол был на пользу Кремлю, политика которого состояла в постоянном сталкивании разных групп населения друг с другом, чтобы не допустить их политического объединения. В нынешних же обстоятельствах фрагментированность общества не позволяет создать иллюзию неоспоримой поддержки. Преодолеть разобщенность и всеобщее недоверие не получается и у оппозиции в эмиграции: политически активные россияне фактически разошлись по своим пузырям и перестали искать точки соприкосновения и взаимодействия друг с другом. Любой «чужой» — «качает права», а «свой» — борется и делает правильное дело.