Ровно 102 года назад новорожденный младенец, которому суждено было стать одним из главных художественных провокаторов в истории мирового искусства, оказался в руках обычной крестьянской повивальной бабки в провинциальном каталонском городке Фигерас.
Самому ему всю жизнь хотелось представлять историю своего рождения несколько иначе - не случайно позднее, будучи уже вполне безумным гением, он в момент творчества облачался в головной убор богини Афины, убеждая себя, что, как и она, он появился прямым путем из головы верховного бога Зевса.
В отличие от распространенного заблуждения, Дали не изобрел сюрреализм. Движение уже вовсю существовало в среде парижских художников, поэтов и даже кинематографистов, когда к нему примкнул приехавший в столицу мирового искусства в 1929 году молодой каталонский (а не испанский) живописец.
Впрочем, в отличие от большинства своих единомышленников, он обладал широчайшей художественной эрудицией и легко черпал идеи из самых разных, зачастую противоречивых источников - возвышенного классицизма и непристойных порнографических гравюр, утонченного Возрождения и авангардного по тем временам итальянского футуризма. Что не мешало ему, впрочем, с удовольствием воспринять и довести до совершенства тягу сюрреалистов к скандалу - он был соавтором своего соотечественника Луиса Бунюэля в создании первых шедевров сюрреалистического кино - фильмов "Андалузский пес" и "Золотой век", премьерный показ которых в парижском кинотеатре вылился в столкновения с полицией.
Сальвадор ввел искусство в мир снов, мечтаний и иллюзий, он сделал приемлемым и общедоступным ранее немыслимое - в его полотнах плоть превращалась в фантазию, время растекалось, все искажалось, плыло и рассыпалось на символы. Вместе с ним мы отправляемся в мир подсознания, мир шокирующих, зачастую кошмарных, но восхитительных видений.
[показать]