• Авторизация


Античное 03-12-2008 09:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Есть два основных типа жизни людей: vita activa и vita contemplabunda. Возьмем какого-нибудь Плутарха и, скажем, Катилину (ибо Греция – больше созерцание, Рим – действие). Конечно, в прекрасном описании Болка Катилина получился очень привлекательным романтиком, борцом, революционером. Хтоя, по Саллюстию, он был развратник, неуемно жесток, отчаян до безумия и, как гласит легенда, клялся, вкусив человеческого мяса. Впрочем, даже Саллюстий не отказывает ему в уме, мужестве и харизме, а, возможно, и ряде других положительных черт: ни один из его воинов не перебежал на сторону официального Рима, в последней битве погибли почти все. Если бы не Блок, то имя этого античного революционера навсегда осталось очернено (сейчас, конечно, ситуация не намного лучше). Плутарх же, больше всего любивший мирную и скромную жизнь в родной Херонее, вне какой-либо политической борьбы и страстей, стал каким-то чудом глашатаем самых радикальных идей и любимцем многих революционеров: декабристов, французких борцов с королевско тиранией. Плутарх и Катилина представляются мне как бы двумя полюсами, уже названными мною выше: vita activa и vita contemplabunda. Жизнь деятеля и жизнь философа. Теперь еще один страшный парадокс и перехожу к основной мысли. Итак, философия и деятели. Взгляните, друзья: три великих философа и трое их известных учеников. Аристотель – развитый, умнейший философ и ученый, ценивший свободу и человека, и его ученик Александр, которого мы все почему знаем как Великого – чудовище, кровавый ублюдок, не вынесший в себе ни тени идей Аристотеля (прелестно, что, если верить Плутарху, то добрейшей души был человек). Платон – ученик великого Сократа, автор проекта государства, основатель философской школы – и эти ужасные Сиракузы, воспитание самодура Донисия Младшего, который несколько раз покушался на жизнь учителя, по первой прихоти воплощал его идею государства и по такому же внезапному импульсу его рушил. Цицерон – гениальный философ и политический деятель, тот редкий человек, чьи слова не расходились с поступками – и его ученик – Октавиан Август, соучастник убийства своего учителя. Как же так получалось, что самые развитые из известных нам античных философов воспитывали чудовищ и тиранов? Насколько же совместима реальная жизнь и ее философское осмысление? Почему каждый раз выходит, как в апориях Зенона?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
"Сам он человек нелегкий... да. Очень своеобразная личность. Необычайно властная. Беда в том, что, как и все властные по натуре создания, он совершенно не знал ни жизни, ни людей, даже самых близких. Хозяевам жизни некогда узнавать, что это за штука такая — они слишком заняты: они ею распоряжаются. Им некогда узнавать людей — они людьми повелевают. Приказывают, командуют, обтесывают, переделывают и все такое прочее...
— И любой, кто прикинется послушным, обведет неглупого, в сущности, а то и умного хозяина жизни вокруг пальца. Властные натуры — народ ограниченный."
Наверно поэтому у великих получались такие ученики.. А может из-за того, что Учителя Гении, а ученики талантливые Ремесленники - этакие Сольери эпохи античности. Каково это, жить в тени учителя быть его созданием, воплощать то, что создал не ты. Что было, то свершилось. Кто скажет правду?
Dark_Deep_Ocean 29-11-2009-16:38 удалить
А может отчасти тут виновата и гордыня? Возможно учителя решили что смогут сотворить чудо и переделать то, за что другие не стали бы и братся?


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Античное | вольфрамовая_нить - СВЕТ | Лента друзей вольфрамовая_нить / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»