О чём важном хочется предупредить новичка в машинописи, который пришёл на Клавогонки http://klavogonki.ru, ещё не_освоившись с начальным курсом
Выжимка:
- есть путь к скорости через точность, это классический путь;
- и есть, возможно, путь к точности через скорость, этот путь отстаивают многие скоростные игроки на Клавогонках.Ру.
- Мнения и советы встретите, в частности, в профилях игроков и на форуме Клавогонок.
- Желаемый результат (составляющие навыка, показатели) и его оценка для себя - зависят от того, для чего в основном нужна этому человеку машинопись: практическая повседневная в немалых объёмах, рекорды в киберспорте, просто развлечение.
- По классической методике, начинать осваивать машинопись нужно с долбёжки отдельных букв, тщательной и скучной. :) Слова, фразы и связные тексты подключать только постепенно.
- В начале освоения ученик должен выполнять одновременно очень большое количество задач. Осознанное запоминание/выучивание расположения букв - среди этих задач распоследняя, не_имеющая никакой реальной важности.
- Начальный курс по классической методике вовсе не_игнорирует скорость. Наоборот, там на всём протяжении предлагаются упражнения на скорость! Но дозированно, в комплексе с другими упражнениями.
Сообщение включено в следующие рубрики на ФАВТе:
**Машинопись1: методики, тренажёры
==Ссылки и литература по машинописи
Клавогонки
__AvtandiLine_Автандилина
...и в Георгиевском зале с уголком для папарацци:
Из новых работ
Щёлк!
Теги: машинопись, скоропечатание, освоение, обучение, начальный курс, скорость, методика, киберспорт, Клавогонки, AvtandiLine, Автандилина.
Персоналии: Дмитревские, Березин Б.И., Юрикор (Юрий Кордык), Портнов М.П.
На Клавогонках преобладает убеждение, будто бы лучше учиться через форсирование скорости, а ошибки постепенно уйдут сами, с опытом, с ростом пробега, так как будет становиться всё больше знакомых буквосочетаний, слов и даже словосочетаний, и они будут встречаться повторно, а несколько раз напечатаешь - и запомнишь пальцами, как оно набирается. Зато, дескать, есть мотивация, интерес - набирать осмысленные тексты, а не_долбить разрозненные буквы.
Этот путь, в принципе, можно принять, но тогда уже и идти по нему без колебаний, без попыток компромисса. Ознакомьтесь, почитайте советы в этом плане в некоторых профилях, особенно экстракиберов и кибергонщиков. Есть и краткие, есть и подробные советы.
Из других точек зрения выделю, естественно, свою :) вернее, точку зрения классической методики обучения на пишущих машинках, насколько её себе представляю. Тут подход противоположный: идти к скорости через точность. Главное в начальном курсе - точность и ритмичность, а скорость придёт потом постепенно с опытом и ростом пробега. Начинать учиться необходимо с разрозненных букв, с монотонной долбёжки, утомительно, да, но зато с самого начала учишься правильному, чистому выполнению базовых, самых элементарных движений, из которых потом вырастет сложный "хореографический рисунок" набора связного текста. И буквы, и сочетания букв, и слова даются систематизированно, с нарастающей сложностью, нарастающим приближением к реальным текстам. Только через "искусственность" однообразных упражнений на буквы обеспечивается очень высокая частота повторения нажатий. А значит - гораздо быстрее и чище (по сравнению с набором более интересных - связных текстов) формируются и закрепляются необходимые ПЕРВИЧНЫЕ нейронные связи, рефлексы или как они называются по науке, не_суть.
Дело не_в том, чтобы запомнить осознанно, где какая буква находится. И не_в том, чтобы хоть как-нибудь получить на мониторе отпечатанный нами текст! (Да-да!)) А дело в той внутренней работе, которая выполняется (или, увы, не_выполняется) в процессе первых неопытных нажатий слепым методом на клавиши. Эта работа почти незаметна для наружного наблюдателя. Кто-то формально "перетюкал" задание, кто-то наполнял каждый шаг всем необходимым содержанием. Их процесс выглядел фактически одинаково, но один отлынивал, ленился, халтурил, а другой действительно осваивал.
(Это пересказываю и развёртываю фрагмент ценнейшего наставления начинающим, из трудов Михаила Портнова.)
На ФАВТе есть моё эскизное описание того множества действий, не_заметных визуально, которые должны выполняться учеником при каждом нажатии. (Написано для пути к скорости через точность. Для другого пути недействительно.)
Найти можно через запись в моём БЖ про то, как училась печатать, на эту запись клавогонщикам легко выйти по ссылке у меня на стене http://klavogonki.ru/profile/1119/ Сейчас просто некогда искать самой. :)
Возможно, что в настоящее время оба пути имеют право на существование: кому какой путь кажется удобней, привлекательнее и результативней. Потому что технология набора стала безбумажной и есть возможность легко удалять нежелательные фрагменты бэкспейсом и т.п., да и клавиатуры очень отличаются от пишущих машин. Так что отчасти путь через скорость может быть оправдан. :) В смысле, что скорость действительно придёт, т.е. путь даст желаемый результат. Но всё же осторожно относясь к тому, что не проверено временем, давайте учтём, что сами пожелания к результату и оценка достигнутого зависят от того, зачем человеку нужна машинопись. Требуется ли ему в реальной жизни набирать много и длительно, или он набирает ради рекордов в киберспорте, или просто для развлечения.
Вообще зарождается, видимо, спортивная машинопись, со своей спецификой, с большими отличиями от практической машинописи и в требованиях, и в критериях оценки эффективности. Чётко разберитесь для себя, на какую ориентированы Вы. Из второго письма мне показалось, что на практическую. И я тоже - на практическую! А для её освоения, считаю, лучший путь - классика, т.е. через точность к скорости.
Может, человек, начавший обучаться машинописи во взрослом возрасте, не_достигнет по классической методике такой молниеносной скорости на крохотных дистанциях, как многие топовые скоростники на Клавогонках. Зато он будет комфортно и со стабильным качеством работать длительное время подряд, не_уставая.
Классику начального курса не_нужно представлять себе так, будто бы там нет упражнений на скорость! На протяжении всего классического начального курса (а не_в конце только) даются упражнения самые разнообразные, в комплексе. Одни - на разучивание нового материала, другие - на закрепление, третьи - на повторение, четвёртые - на развитие скорости, и т.д. Все виды упражнений сочетаются в обдуманной дозировке, в этом-то главная ценность. Потому и рекомендую всегда: при возможности осваивайте машинопись по толстому, обстоятельному бумажному учебнику.
Если такого учебника нет, то осваивайте по такому серьёзному, полноценному тренажёру, как "Виртуоз"
(скачать можно здесь: Virtuozo.zip )
Он на вид самый унылый и незатейливый, без прибамбасов. Зато - самый системный, а при том и не_слишком длинный. :)
Заостряя, можно "двинуть" лозунг: Чем монотонней и скучнее - тем эффективнее!
На Клавогонках большой перекос в сторону скорости, это ведь всё же развлекательный сайт.
Список всех клавогонщиков по рангам имеется на Клавостате http://stat.klavogonki.ru/
там ссылки при каждом имени, удобно пройтись по профилям и ознакомиться с мнениями.
Кроме того, полезно порыться на форуме Клавогонок в разделах "Общий" и "Академия".
С классической методикой в очень хорошем изложении Дмитревских можно ознакомиться на сайте Юрикора http://urikor.net . Также на сайте Юрикора есть Практикум - сборник упражнений на основе великолепной книги "Самоучитель машинописи" Бориса Ивановича Березина.
Вообще сайт Юрикора в учебном плане считаю самым полезным. Там ещё много всего, захотите - увидите.
- - -
Желаю Вам прилежной, усердной, внимательной учёбы. А успехи, как следствие, приложатся! :)