• Авторизация


Гоночная клавиатура и техника движений скоропечатника. (Из записок для форума Клавогонок) 24-08-2013 07:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это копия моего сообщения на ФАВТе:
http://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post288507305/
http://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post288507305/
Оно же отправлено и в ЖЖ:
http://genuinelera.livejournal.com/58228.html
http://genuinelera.livejournal.com/58228.html
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


К дискуссии на Клавогонках о механических клавиатурах, летний виток 2013 года :)
Тема на форуме Клавогонок: Форум «Академия» / Помогите выбрать клавиатуру!
http://klavogonki.ru/forum/academy/136/page56/ и вокруг
http://klavogonki.ru/forum/academy/136/page56/ и вокруг

...Отчасти этим сообщением откликаюсь на мысли, которые высказали на форуме Клавогонок pashkhan, 3Volta, olimo и другие, но извиняюсь, что нет возможности и времени переворошить весь материал, а также основательно порыться в памяти о собственном опыте и впечатлениях. Ставлю себе задачу что-то обозначить, и не_более.

(И не_притязаю на правильность терминологии. Нужно как-то назвать - вот и приходится называть, "чем Бог послал". :)


* * *

...На Клавогонках вообще легко добавляют к слову "клавиатура" определение "гоночная". :) А у меня всегда возникает на это вопрос: можно ли какую-нибудь из стандартных клавиатур (даже быстроходную механическую, например, на blue свитчерах) считать именно гоночной, то есть клавиатурой, предназначенной для соревнований на набор текста, для спортивной машинописи? И вообще, существует ли в промышленно выпускаемой продукции такой класс или хоть разновидность, как гоночные клавиатуры? Или это просто приятное словцо для клавогонщиков? :)

Вот "гоночный автомобиль" - сразу понятно. Они и спроектированы именно как гоночные: для определённых скоростей, трасс, ещё каких-то специальных условий... Очень отличаются даже внешне от любых других автомобилей: и городских, и внедорожников, и прочих.

Специализированные игровые клавиатуры - да, существуют, судя по заявлениям производителей на их сайтах, на коробках с продукцией и т.д. Насколько там реализовано что-то специфически важное для геймеров, я не_могу проверить на себе: не_геймер.

А "гоночные клавиатуры" существуют?!.. для текстов?!.. Боюсь, мир ещё не_дорос до такого уважения к машинописи. :) Даже при явном повсюду количественном и качественном росте клавогоночных соревнований.

Скорее, соглашусь, когда серийные механические клавиатуры, ориентированные на набор текстов, называют не_"гоночными", а "клавиатурами для работы". Ничего в обиду механике здесь не_вижу. :) Определение "для работы" нисколько не_умаляет её пригодности для скоропечати.

С другой стороны, и слимы тоже подходят для скоропечати. Особенности и характеристики, благоприятные для скоропечати, у механики свои, а у слимов свои, иные. И минусы тоже, соответственно. Но опять же, это просто пригодность, а не_то, что клавиатура - гоночная по определению, созданная специально под спортивную скоропечать.

И даже не_существует, наверное, пусть небольшой, но упорядоченной системы критериев: что такое гоночная клавиатура, какую клавиатуру можно отнести к гоночным. Если любую, рекомендуемую для набора больших объёмов текста, то специальной гоночной клавиатуры именно что нет. :)


* * *

Кстати, и о геймерских клавиатурах: тоже хорошо было бы иметь систему критериев, позволяющих отнести клавиатуру к геймерским. Ведь таких критериев, наверное, уже известно немало. Но собрать их и разложить по полочкам... ох. :)
Знаю лишь, что в играх часто нажимаются аккорды из большого количества клавиш и поэтому геймерам должен быть важен параметр n-key rollover. Одно время чуть не_свихнулась на этом параметре - хочу такой, хоть зарежьте!.. пока не_поняла, что требования геймеров к клавиатуре могут в чём-то сильно расходиться с нашими, скоропечатными, требованиями. Для скоропечати n-key в точном смысле, т.е. "любое количество одновременно нажатых", слишком избыточен. Нам достаточно 3-4, ну... 5-key.


* * *

Конечно же, на механике не_следует продавливать удар до дна. )) Надо отпускать и переходить к следующему движению, как только клавиша сработала.

Поэтому каждая стадия движения, а особенно момент смены направления вниз--вверх, требует выполнения особенно чуткого и точного именно на механической клавиатуре.


* * *

Что же такого ценного дают механические клавиатуры, ориентированные на набор текстов? Чёткую обратную связь - да, конечно. И не_только.
Но сосредоточусь сейчас на одном:

- Они дают запас глубины хода после срабатывания. Тот самый запас, на который сетует 3Volta, привыкший к слимам. :)

Этот запас обеспечивает возможность нюансировки движений. Некий плюс-минус: выше-ниже, сильнее-слабее... Текст ведь "произвольный", а значит, сочетания и последовательности нужных клавиш будут чрезвычайно разнообразными. Соответственно и движения, чтобы быть оптимальными, должны немного адаптироваться и варьироваться, а не_повторяться в точности. Например, два движения на "о" в слове "произвольный": первое движение после "р", а второе после "з" и паузы. База одна: правым указательным. А в подробностях для пальцев, как и в целом для руки - эти движения довольно-таки различны. Для каждого из них понадобятся, в идеале, чуть иные параметры выполнения. Вот и хорошо, если клавиатура предоставляет возможность их разнообразить. (Правда, такую возможность нужно ещё суметь реализовать. Но об этом ниже.)

Слимы дают маловато свободы и гибкости: ход чересчур короткий.
- Но более длинный ход механики, с запасом, ведь повышает требования к виртуозности, к технике движений? Оправданно ли это?

Может, кто-нибудь обосновал научно, а меня устраивает обоснование на простой аналогии.

- Воздушные гимнасты в цирке. Своими ушами слышала рассказ советской цирковой гимнастки о больших гастролях в США. Гимнастка знаменитая, с мировым именем. Городов по маршруту гастролей было много, но примерно в половине из них гимнастка вынуждена была пропускать, выбрасывать из выступления свой самый эффектный и зрелищный полёт. Не_подходила высота американских цирков: опасно, можно разбиться!
Слушатели (сочувственно): Слишком высоко, да?..
Гимнастка (удивлённо): Нет, наоборот - слишком низко!..

- Паркуристы (или трейсеры? как правильнее? но не_суть:). Они с разгона делают вроде бы лишние кувырки и пробежки, даже взбегают на дополнительную стену, чтобы погасить инерцию или (может, вернее) собрать её в более пластичный "пучок" и использовать, например, для поворота под очень большим углом и т.п. А казалось бы: почему не_повернуть сразу, да? зачем ещё куда-то дальше пробегать и возвращаться?.. :)

Если нет запасного свободного пространства - то нет и места для маневрирования, для плавного, не_дёрганого (значит, фактически - наиболее быстрого и рационального) перетекания движений... даже можно сказать: для трансформации одного движения в другое.

...И не_случайно же высококвалифицированный набор на механических клавиатурах подразумевает движения каждого пальца слегка вращательные - избыточные. А не_плоскостные, "линейные" броски сверху вниз.

Здесь многое ещё зависит от того, насколько клавиатура эргономична в конструкции и изысканна в изготовлении. Помню эти непревзойдённые встроенные клавиатуры текстовых автоматов на магнитных картах IBM MC 82. (Очень дорогие машины, баснословно дорогие.) Там клавиатура сама воспитывала у наборщика слегка вращательные движения. Причём настолько плавно, органично и приятно переводила на правильные рельсы... Хочется сказать: клавиатура, ведя человека на свободном поводке, своим личным обаянием повышала ему скорость набора. :) Это казалось удивительным, но факт.


* * *

Если нет соответствующей техники движений, то на механической клавиатуре наборщик будет, волей-неволей, именно продавливать до дна при каждом нажатии. А это даёт обратный эффект - вхолостую удлиняет пальцам маршруты и тем самым снижает скорость.

В повседневном, без экстрима, наборе латентная потеря скорости (точнее, та её доля, которая обусловлена неправильной техникой движений) не_играет роли. Там важно другое: сбалансированность процесса работы в целом. Баланс у каждого складывается свой, а его составляющие - это и скорость "внеклавиатурной" деятельности (порождения мысли, поиска, подбора информации, принятия решений и пр.), и скорость клавиатурного набора, и приемлемая комфортность в целом процесса работы, и соблюдение требуемых сроков выполнения... Перечислила, надо думать, далеко не_всё, но и так уже видно, что от техники удара по клавишам требуется лишь вписаться в процесс. Что действительно важно для "печатателя" - набирать "на автомате". Слитным единым потоком с "основной" деятельностью. А к чисто техническому мастерству движений там особых требований нет. Механическая клавиатура если и используется, то не_с целью выжать пиковую скорость, а ради удобства, стабильной производительности или ради имиджа и т.п.

А вот в спортивной машинописи - да, там требуется выжать из клавиатуры именно скорость, а на механике это невозможно сделать без филигранной, разработанной техники движений. Поскольку её (механики) скоростной потенциал базируется, в значимой мере, на этих всяческих допусках и припусках :) , о которых сказано выше. Вот в специализированной гоночной клавиатуре он основывался бы, наверное, на чём-то ещё, и более радикальном, чем допуски и традиционная обратная связь. (Ой, повело меня в маниловщину, мимоходом.))

Слимы в общем менее требовательны к технике движений, более демократичны. Пусть это лишь субъективная моя мысль, но и дальше её продолжу. А именно: для скорости набора на слиме сравнительно бОльшую роль играет не_нюансировка движений, а общая "реактивность" человека и послушность пальцев. Так сказать, потенциал скорости махания. :)

Но всё же, если набор высокоскоростной - профессиональный или спортивный, то хорошая техника движений нужна и на слиме. Только иная, чем на механике (хотя тоже с некоторым запасом, микроизбыточностью проходимых расстояний). Этакие "ползающие" нажатия, кончиками и краешками пальцев. Тут у меня нет личного опыта, а вообще очень интересная грань темы.


* * *

Да, мечтается иногда: ах если бы выпускались специализированные гоночные клавиатуры, с расчётом именно на экстремальные скорости!.. К механике - чуть уменьшить ход клавиши и усилие нажатия... К слиму - чуть добавить пружинистости, резонансности, что ли, не_знаю. (Чтобы пальцы не_утыкались сразу в дно, а чтобы пружинило, как на батуте, облегчая и в нужную меру усиливая отскок вверх.) Да сохранить при этом обратную связь, как на механике... Да ещё что там, всего не_перечислить...

Но реально ли объединить достоинства высоких механических клавиатур и слимов? (На ножницах слимы или на чём-либо другом, даже не_суть.) И стОит ли овчинка выделки? Может, это были бы безумно дорогие, эксклюзивные экземпляры, либо их создать в принципе невозможно или не_считается актуальным... либо такие клавиатуры имели бы какую-то специфичную конструкцию, малопригодную для обычных ежедневных задач, т.е. утратили бы универсальность. ...Насколько знаю, человек, сидящий (лежащий?)) за рулём гоночного автомобиля, не_очень-то сможет насладиться катанием по красивому парку или дальней экскурсионной поездкой. :)


Это сообщение включено в следующие рубрики:

на ФАВТе:
**Машинопись2: клавиатуры
**Машинопись4: соревнования
Клавогонки
==Ссылки и литература по машинописи
__AvtandiLine_Автандилина

в Георгиевском зале с уголком для папарацци:
...Щелк!..
Из новых работ

Теги: машинопись, скоропечатание, клавиатуры, скорость, гоночные, механические, слим, движение, избыточность, пальцы, Клавогонки, форум

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
GenuineLera 24-08-2013-09:37 удалить
Все обновления и добавления, если будут, то появятся только на ФАВТе:
http://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post288507305/
http://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post288507305/


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гоночная клавиатура и техника движений скоропечатника. (Из записок для форума Клавогонок) | GenuineLera - Георгиевский зал с уголком для папарацци | Лента друзей GenuineLera / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»